Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 3. Рациональное природопользование и




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

118. Назовите виды природных ресурсов, приведите краткую природно-экономическую классификацию ресурсов и охарактеризуйте их.

119. Приведите примеры исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и заполните табл. 18.

Природные ресурсы

Исчерпаемые Неисчерпаемые
возобновляемые невозобновляемые
     

 

120. Сделайте экологический анализ водообеспеченности экономических районов России речным стоком и подземными водами, сравнив его с обеспеченностью водой населения и учитывая особенности структуры экономики. Выделите районы, где особенно ощущается дефицит пресной воды и районы, лидирующие по водообеспеченности общим стоком (тыс. м3)

121. В каких регионах России находятся наибольшие балансовые запасы и прогнозные ресурсы природного газа, нефти, угля? Как эти запасы и ресурсы распределяются по глубине залегания? Каковы возможности применения экологически чистых технологий при их разработке?

122. Укажите основные пути рационального природопользования в обрабатывающей промышленности.

123.. Изложите основные черты лесохозяйственного природопользования в РФ. Укажите достоинства и недостатки лесопользования в сравнении с зарубежными странами.

124. Укажите негативные последствия развития нефтегазового комплекса и лесопромышленного освоения в Западной Сибири.

125. В зависимости от вредности выбрасываемых веществ все промышленные предприятия делятся на классы. Укажите их, а также размер их санитарно-защитных зон (в км). Назовите примеры предприятий.

126. Какие экологические факторы должны быть учтены при рассмотрении инвестиционного проекта в цветной металлургии? Обоснуйте ваш ответ.

127. Составьте сценарий (укажите последовательность действий), по которому должны проходить переговоры между различными сторонами в случае обсуждения варианта размещения в регионе нового промышленного предприятия.

128. Проиллюстрируйте примерами действие перечисленного ряда принципов международного сотрудничества:

- приоритет общепринятых норм международного права;

- неотъемлемый суверенитет нации над своими природными ресурсами;

- строгая научная обоснованность устанавливаемых международных норм рационального природопользования;

- недопустимость национального присвоения международных пространств;

- недопустимость воздействия на окружающую среду в военных целях, не совместимых с интересами народов;

- предотвращение загрязнения международных пространств.

129. Дайте краткую характеристику мониторинга окружающей среды по следующему плану:

- определение понятия

- цели и задачи экологического мониторинга

- структурная схема экологического мониторинга

- блок-схема мониторинга (Ю.А. Израэль)

- уровни мониторинга

- объекты наблюдения

- теоретические и методологические принципы организации систем мониторинга

130. Как организована Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в РФ?

131. Как организованы глобальные системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС)? Цели и задачи ГСМОС.

132. Какие методы контроля и с какой целью целесообразно применять в экологическом мониторинге?

133. Какие нормативные показатели установлены для контроля химического загрязнения воздушной среды? В чем заключаются их различия для населенного пункта и территорий промышленных предприятий.

134. Как организованы наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы в населенных пунктах и в воздухе рабочей зоны?

135. Как осуществляется нормирование загрязняющих веществ в водной среде? Какие лимитирующие показатели вредности положены в основу приоритетности нормирования загрязняющих веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного назначения?

136. Как организованы наблюдения за уровнем загрязнения водных объектов?

137. Дайте краткую характеристику показателям качества воды. Какие требования предъявляются к воде как к источнику централизованного водоснабжения?

138. Как осуществляется нормирование загрязняющих веществ в почве и оценивается степень загрязнения почв?

139. Как организованы наблюдения за степенью загрязнения почв?

140. Какие показатели характеризуют состояние почв? Какие из них отвечают за санитарное состояние почв?

141. Какие предъявляют требования к охране почв от загрязнений? Перечислите основные мероприятия по охране почв.

142. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды» проанализируйте финансирование природоохранных мероприятий из различных источников. Проследите динамику финансирования природоохранных мероприятий за последние 10 лет.

143. Укажите наиболее капиталоемкие целевые федеральные программы, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета. Укажите цели и задачи, на решение которых направлена реализация этих программ.

144. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды» проведите следующий анализ:

- выделите регионы, которые занимают десять первых мест по сбросу загрязненных сточных вод;

- выделите регионы, которые занимают десять первых мест по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сопоставьте состав группы регионов с наибольшими показателями загрязнения атмосферного воздуха с составом группы регионов с наибольшими показателями сброса сточных вод;

- выделите регионы, которые занимают лидирующее положение как по загрязнению атмосферного воздуха, так и по загрязнению водных источников.

145. Укажите субъекты РФ, которые являются зонами экологического бедствия и для которых необходим наибольший комплекс природоохранных мероприятий. Предложите мероприятия по улучшению экологической обстановки на этих территориях.

146. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды»:

- укажите, в каком экономическом районе РФ находится наибольшее число регионов (из 20) с максимальными удельными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;

- укажите, в каком регионе находится наибольшее число городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха;

- проанализируйте, с деятельностью каких отраслей промышленности связано загрязнение указанных городов;

- проанализируйте динамику выбросов загрязняющих веществ из числа городов с наибольшим уровнем загряззнения и укажите тенденции изменения экологической ситуации за последние 10 лет;

- укажите число и название городов с наименьшим уровнем загрязнения воздуха.

147. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды» рассчитайте в каком экономическом районе доля пашни в общей площади эрозионно-опасных и подверженных водной и ветровой эрозии сельскохозяйственных угодий РФ максимальны.

148. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды» выделите экономический район, где площади с радиоактивным загрязнением максимальны. Предложите меры по улучшению радиоактивной обстановки территорий.

149. На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды» выделите экономические районы с максимальными значениями загрязнения воздуха (сернистым ангидридом, пылью, соединениями фтора) и загрязнения почвы. С деятельностью каких отраслей связано высокое загрязнение атмосферного воздуха сернистым ангидридом.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

150. Используя справочный материал, рассчитайте ИЗА, если в результате наблюдений были получены следующие фактические концентрации загрязняющих веществ (табл. 19). Значения ПДК этих веществ и класс их опасности приведены в табл. 19.

Варианты заданий к задаче 150

Вариант   Свинец Оксид углерода (II) Диоксид азота Фенол Аммиак
ПДК, мг/м3 0,0003   0,04 0,003 0,04
Класс опасности          
а Фактическая концентрация, мг/м3 0,00075 0,799 0,027 0,002  
б 0,0045 1,672 0,3 0,036
в 0,0050 3,120 0,014 0,061
г 0,00034 0,645 0,03 0,0019
д 0,00020 2,136 0,04 0,03

Безразмерный коэффициент α, учитывающий класс опасности загрязняющего вещества равен: для 1-го класса – 1,5, для 2-го класса – 1,3, для 3-го – 1,0, для 4-го класса – 0,85.

На основе полученного значения ИЗА определите уровень загрязнения атмосферы: низкий – ИЗА ≤ 5; повышенный – 5 < ИЗА < 7; высокий – 7 ≤ ИЗА < 14; очень высокий – ИЗА ≥ 14.

151. Используя справочный материал, рассчитайте ИЗВ, если в результате наблюдений были получены следующие фактические концентрации загрязняющих веществ (табл. 20). Значения ПДК этих веществ приведены в табл. 20.

Варианты заданий к задаче 151

Вариант   Al3+ Cu2+ Hg2+ Mn2+ фенол Pb2+
ПДК, мг/дм3 0,2   0,0005 0,1 0,001 0,01
а Фактическая концентрация, мг/дм3 0,15 2,3 0,0003 0,09 0,002 0,05
б 0,25 1,3 0,001 0,13 0,0012 0,015
в 0,3 0,16 0,0002 0,03 0,0015 0,008
г 0,1 0,75 0,0023 0,32 0,0023 0,02
д 0,05 1,6 0,0015 0,04 0,003 0,007

На основе полученного значения ИЗВ определите класс качества воды в водоеме: ИЗВ < 0,2 – очень чистая (I класс); 0,2 ≤ ИЗВ < 1,0 – чистая (II класс); 1,0 ≤ ИЗВ < 2,0 – умеренно загрязненная (III класс); 2,0 ≤ ИЗВ < 4,0 – загрязненная (IV класс); 4,0 ≤ ИЗВ < 6,0 – грязная (V класс); 6,0 ≤ ИЗВ < 10,0 – очень грязная (VI класс); ИЗВ ≥ 10 – чрезвычайно грязная (VII класс).

152. Используя справочный материал, Определите значение ПДВ загрязняющего вещества, если A = 180, F = 1, С ф = 0 мг/м3, n = 1, η = 1. Остальные данные для расчета приведены в табл. 21.

Варианты заданий к задаче 152

Вариант Загрязняющее вещество ПДК, мг/м3 H, м Т г, °С Т в, °С D, м V1, м3/c
а угольная зола 0,05       1,0  
б аммиак 0,20       1,5  
в азота диоксид 0,085       2,0 3,5
г пентан         2,5 4,5
д диоксид серы 0,50       3,0  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...