Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Брактеаты




Брактеаты — специфические древние ювелирные изделия, бывшие в свое время характерным объектом приложения рунического Искусства. Сегодня брактеатами называют своеобразные медалеподобные круглые подвески (в основном золотые), на лицевой поверхности которых нанесено изображение и вокруг него в большинстве случаев — руническая надпись. Впрочем, существуют и несколько иные типы брактеатов. Изготавливались они почти исключительно в Скандинавии (в основном в Дании и Южной Швеции) в V—VI веках, хотя известны и более поздние брактеаты, и брактеаты, изготовленные или найденные в других странах (брактеат из Вэлбэк Хилл — Британия, брактеат из Вапно — Польша, и т. д. ). Всего на настоящее время известно около 700 брактеатов; из них лишь чуть менее половины найдены в Дании.

Классическим примером брактеата можно считать неоднократно уже упомянутый в этой книге брактеат из Вадстены (Швеция), надпись на котором, выполненная рунами Старшего Футарка, содержит полную запись последнего и заклинательное слово luwatuwa.

Магическое значение брактеатов, очевидно, связывалось в древности не только с магией самих рун, но и с изображениями на плоскости брактеата, и с расположением рун по кругу, и, возможно, с самой формой и способом изготовления, отличающим брактеаты от других медалеобразных ювелирных изделий. Вообще, следует сказать, что брактеаты (и похожие на них змеевики) представляют собой очень интересный тип памятников древнего магического Искусства, отработанный европейскими мастерами в течение долгого времени.

Довольно часто надписи на брактеатах содержат лишь несколько рун, образующих сакральные рунические формулы или имена. Таковы, например, несущие заклинательные (сакральные) рунические слова[62] брактеаты из Бьоннеруда (alu), из Аллеса (? lauz), из Хойструпа (Ьфи), из Вэлбэк Хилл (law), из Леллинге (salusalu), или брактеаты, подобные брактеату из Асума, на котором начертана надпись eikakazfahi — «Я, Акарь, делал».

Оба эти типа получают развитие в брактеатах с более длинными надписями, имеющими тот же характер. Усложнением брактеатов, несущих сакральные рунические формулы, являются брактеаты, надписи на которых представляют собой сложные комбинации магических слов. Таков, например, брактеат из Сконе, надпись на котором составлена из четырех сакральных рунических слов, записанных с использованием вязаных рун:

labulaukaRrga kaRalu

Известны и брактеаты, заклинания на которых представляют собой довольно большой связный смысловой текст. Вот надпись на Сьелландском брактеате:

Съелландский бг> актеат

hariu hahaitika: farau isa: gibuauj a

что в переводе означает: «Я прозываюсь Хариуха, ведаю опасное, приношу Удачу». Среди прочего в данном заклинании одним из действующих магических «средств» является сакральное слово auja («Удача»; также — «счастье», «успех»). Это слово употребляется во многих рунических заклятьях, в том числе и на брактеатах.

Так, используется оно в другой большой надписи — на брактеате из Скодборга:

auja alawin auja alawin auja alawin j alawid

Первая часть заклинания состоит из трижды повторенной фразы «Удачи, Алавин! », где Алавин — это, очевидно, имя человека, для которого был изготовлен брактеат. Далее следует руна Йер, имеющая здесь не алфавитный, но понятийный и магический характер, и завершается заклинание именем Алавид, которое можно понимать или как имя мастера, изготовившего данный амулет, или как имя другого человека, некоторым образом связанным с Алавин.

Необходимо сказать несколько слов и о центральном

изображении брактеатов, являющемся их необходимым элементом. В основном

в них используются — в разных сочетаниях — мотивы воина, коня и птицы. Возможно, в стилистике этих изображений присутствует влияние сакральной Традиции континентальных кельтов[63]; в любом случае можно утверждать,              что в

большинстве      своем

центральные изображения на брактеатах посвящены

традиционному богу власти и магии (Одину) — по крайней мере, именно ему они были посвящены изначально. Воин здесь изображает самого бога (на некоторых брактеатах можно видеть стилизованные рога, являющиеся его атрибутом); птица — символ мудрости и вестник богов (сравн. с воронами Одина); наконец, конь — символ одновременно благосостояния                                    и

«шаманского путешествия» (сравн. со Слейпниром, конем Одина).

Брактеат из Факсе (Зеланд) классический брактеат В-типа

На некоторых брактеатах (так называемые брактеаты В-типа) мы встречаем изображение одновременно трех человеческих фигур, иногда — с оружием в руках. Ряд исследователей (Хоук и др. ) полагают, что это изображение Одина, Бальдра и Локи, связываемое, в частности, с мифом об убийстве Бальдра. Впрочем, подобные изображения относительно редки.

Кроме собственно рун, в оформлении брактеатов используется довольно устойчивый набор символов — субрунических и примыкающих к ним, — которые могут быть как частью круговой надписи, так и независимым элементом изображения во внутренней зоне. Прежде всего это разнообразные четырехветвевые свастики, как классические, так и с ломаными ветвями; трискель — трехветвевая свастика; комбинация из трех точек, расположенных треугольником (некоторые исследователи полагают, что данный знак рассматривался как защитный и привлекающий благосостояние); сплошной круг и круг из точек и т. д.

 

 

 

Волшебные кольца

Несомненно, что своей современной «популярностью» и «широким интересом» волшебные кольца обязаны знаменитой трилогии Дж. Р. Р. Толкиена,

— в Традиции кольца и перстни вряд ли особенно выделялись среди других волшебных предметов, т. е. предметов, которые мыслились как носители магической Силы. Тем не менее, кольца, созданные в рамках Традиции как носители магии, действительно образуют обособленную группу артефактов, которую мы и рассмотрим ниже.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению112 (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают):

Восемь колец на девятую ночь из него возникают.

Поездка Скирнира, 21

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое — вкупе с золотым магическим шлемом — было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Чёрного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн, сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и, согласно валлийским источникам, рыцарь короля Артура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

Кольцо Овэйна, как указывается в «Мабиногионе», средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием «Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими». В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк:

Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его.

Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное

количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и тд. Однако вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

* * *

В XVII веке исландский священник Гвюдмунд (Гудмунд) Эйнарссон писал о содержании исландских магических книг, некоторые из которых ему были еще доступны: «Они учат читать и понимать девять колец помощи древних учителей этого магического знания, со всеми их знаками и рунами, из которых первое кольцо — против злобных обвинений; второе — против воспламенений; третье

— от телесной похоти; четвертое — от безумия; пятое — против демонического искушения; шестое — от сильного кровотечения; седьмое — от посещения злыми [темными? ] эльфами; восьмое — от неправого суда; девятое — против

вреда от оружия... » Конечно, это уже довольно позднее упоминание, но оно неплохо иллюстрирует сам феномен использования волшебных колец.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе — и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно — и даже вероятно, — что в магических целях использовались и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко — в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, гравировки и инкрустации, создавая подчас поистине великолепные изделия.

Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета

— кольца в том числе — вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учётом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют находки комбинированных магических колец, например, серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, —

Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:

В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений — Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший — описывали свойства растений, животных и камней, в том числе, и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов древних и средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V — начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда, и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси «Прохладный Вертоград».

Однако нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов[64]. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...

Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку. Однако сейчас нас интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.

* * *

Древнейшее кольцо с имеющими магический характер руническими знаками, сохранившееся до наших дней, найдено в Кёрлине (Korlin; тж. — Кёслин, Coslin), в Померании, и датируется серединой VI века. Это золотое кольцо несколько необычно по форме — внешняя его поверхность разбита на десять плоских треугольных граней, из которых одна несет изображение свастики, еще одна — руническую комбинацию, а остальные восемь заняты несложным орнаментом.

Грань с рунами разбита горизонтальной чертой на две части. В нижней части находится записанное левыми рунами известное руническое сакральное слово alu[65], предназначение которого — привлечение блага к владельцу кольца. В верхней части расположен знак, который следует рассматривать как вязаную руну[66]. Знак объединяет руны а и l Футарка таким образом, что руна Лагуз оказывается в прямом, а руна Ансуз — в перевернутом положении. Это позволяет рассматривать знак еще и как кодированную руну; ее соответствием

оказывается вторая руна первого атта (две ветви слева, одна справа), т. е. — руна

и,       Уруз. Как видим, «в сумме» данный знак опять-таки дает заклинание alu.

 

Совсем другой характер имеет лишь немногим более молодое руническое кольцо с острова Кокет в Нортумбрии. Это кольцо было найдено в саду смотрителя маяка на острове, в месте, где часто попадались человеческие кости; как сообщает местный антиквар Эдвард Чарльтон, кольцо было надето на палец скелета. Кольцо было изготовлено из свинца и несло не совсем понятную руническую надпись; его датировали ориентировочно первой половиной VII века

Вскоре после находки кольцо приобрёл герцог Нортумберлендский для музея замка Алнвик. Его несколько раз зарисовывали; позднее им заинтересовался Джордж Стефенс, который сделал тщательную прорисовку для своего четырехтомного труда о рунических памятниках. Когда же он вернул кольцо герцогу, оно снова было помещено на хранение, но очень скоро рассыпалось в серую пыль, химический состав которой позднее определили как карбонат свинца

Трактовка рунической надписи на кольце весьма затруднительна. МакЛеод и Мис в своей замечательной работе по руническим амулетам предлагают следующее прочтение и перевод начала последовательности рун:

^isiskiel [d? ]...

«Этот щит (? )... »

*НЫ

Руническое кольцо с острова Кокет. Нортумбрия, VII век.

Прорисовки Аж. Стефенса (вверху) и местного нортумберлэндского антиквара Эдварда Чарльтона (внизу)

Если данная трактовка верна, то перед нами, скорее всего, защитный магический артефакт. О том, что кольцо изготовлялось и рассматривалось как амулет, говорит и само использование рун — ведь к этому времени англосаксы Британии уже были христианами и владели латиницей. Да и на самом кольце, найденном на поле захоронений, возможно, связанном с находившимся в этом районе Нортумбрии ранним монастырем, мы видим христианский крест, — тем не менее, в надписи использованы именно руны[67].

Еще на два столетия моложе пять интереснейших волшебных колец из

Британии, разделенных временем и расстоянием, но использующих

взаимосвязанные рунические заклинания. Мы рассмотрим три из них; все они датируются периодом от IX до начала X века; все три хранятся ныне в Британском Музее.

Кольцо из окрестностей Брэмхэм Мур (Йоркшир). Золото и чернь; найдено в 1736 году; вероятно, самое раннее из данных трех колец Рунические надписи нанесены на внешнюю сторону кольца:

arkriuiflt: kriuri^on: gl*st*pontol

и на внутреннюю его поверхность:

tol

Кольцо из Грэймур Хилла, оно же — кольцо из Кингмура (Камберланд). Также золото и чернь; найдено в 1817 году; предположительно, моложе предыдущего кольца примерно на полстолетия (вторая половина IX — начало X века). Также несет две рунические надписи — длинную на внешней и короткую на внутренней поверхностях:

*rkriufltkriurithongl*st*pon

tol

И третье кольцо — из замка Линсток (также Камберланд); происхождение кольца неизвестно, но датировка примерно та же — IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата; руны вырезаны только на внешней поверхности:

егу • ri • uf • dol • yri • uri • ^ol • wles • te • pote • nol

Кольца, несомненно, являются магическими артефактами. Тексты на их внешних поверхностях, очевидно, имеющие общее происхождение, не поддаются прямому переводу, однако в них выделяется группа arkriu (eryriu), известная по ряду англосаксонских заклинаний для прекращения кровотечения (в них она выглядит как aercri, или аег crio); вероятно, мы должны рассматривать эту комбинацию литер/звуков как определенное англосаксонское «волшебное слово». Три руны на внутренней стороне колец из Брэмхэма и из Кингмура являются самостоятельной «рабочей» магической комбинацией, построенной, вероятно, по принципу триадных рунических заклинаний119.

Однако магия колец этим не ограничивается. Обратим внимание, что число рун на внешней стороне брэмхэмского кольца, как и общее число рун кольца из Кингмура, составляет 30, т. е. три раза по 10. Три — сакральное число для Традиции в целом, а десять — специфическое сакральное число рунического Искусства (мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе). О том, что число

рун не случайно, говорит использование одной вязаной руны в брэмхэмской надписи, где она введена именно для того, чтобы свести число знаков к нужному.

В надписи на кольце из Линстока не сохраняется этот числовой смысл (она содержит 31 руну), зато сам текст оказывается сложным образом ритмически структурирован, причём используются и поздние концевые рифмы, и классические для германского стихосложения внутренние аллитерации:

Ery ri uf dol Yri uri ^ol Wles te pote nol

Таким образом, данные кольца представляют собой прекрасный пример того, как в произведениях древних мастеров-магов сочетается использование сразу нескольких действующих магических сил: собственно магия рунических знаков, «волшебные слова» и заклинательные комбинации рун, нумерологические соображения и, наконец, ритмическая организация текста.

Ориентировочно в это же время (эпоха викингов) появляются волшебные кольца, создаваемые мастером-магом для конкретного человека, имя которого соответственно включается в рунический заклинательный текст. Кольцо этого типа совсем недавно, в конце 1980-х, было найдено в Англии при проведении раскопок на Темзе. Надпись на нем содержит некий знак (вероятно, вязаную руну) и еще восемь рун, последние три из которых трактуются как Ine — известное англосаксонское мужское имя (в частности, известен король Кента Ине, правивший в конце VII — начале VIII века). Пять рун между первым знаком и именем собственным — f u n i — являются, вероятно, заклинательной комбинацией. В целом, такой тип построения рунической надписи на амулете — [последовательность рун] + [имя] — сохраняется и в более поздние времена; аналогичное заклинание мы встретим на средневековом «кольце Абсалона» (см. ниже).

* * *

Параллельно с руническими кольцами, явно имеющими характер амулетов, материалы археологических исследований и случайные находки представляют и артефакты, предназначение которых установить уже невозможно.

На кольце из Уитли Хилл (Дурхэм, Британия), изготовленное из позолоченного серебра и датируемое концом VIII века, в настоящее время можно четко прочитать 9 рун, одна из которых — вязаная:

ringichatt

Однако исследования показали, что позднейшее декорирование кольца скрыло первую и последнюю руны изначальной надписи; предположительно, это были руны h и ж. Если это верно, то исходная надпись должна была выглядеть следующим образом:

hringichatt*

Иногда эту надпись трактуют как hring ic hatt*, однако дать однозначную ее трактовку — равно как и понять, было ли кольцо магическим артефактом, невозможно.

Бронзовое кольцо из Грамонда неизвестного происхождения и не поддающееся точной датировке (ныне в Шотландском музее в Эдинбурге) несет на внешней поверхности замкнутую в кольцо руническую надпись, сильно испорченную коррозией и современными попытками отполировать кольцо. Предположительно, изначально надпись содержала ровно 10 рун; то, что можно разобрать сегодня, читается примерно так:

[. ] е w о r [. ] е l [. ] u

Трактовок не существует.

Массивное золотое кольцо, найденное в Ллысваэне (Северный Уэльс), но четко ассоциируемое с англосаксами, среди прочих изображений несет запись мужского имени Альстан — AHLSTAn, — в записи которого использована только одна руна (последний знак, n), а остальные знаки выполнены латиницей. Кольцо датируется IX веком, и предположить, что одна руна попала в латинскую надпись случайно, довольно сложно. Мы уже упоминали об этом магическом приеме — о намеренном смешении рун и латинских букв, когда говорили в самом начале книги о рунах как о знаках Силы; его цель — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Однако в данном случае надпись предельно проста, да и использованная руна — Науд — не лучший вариант для создания защитного или приносящего благо амулета. (Впрочем... )

Гораздо сложнее латинско-рунический текст на Ланкаширском предположительно волшебном кольце (серебро и чернь, IX век). Надпись легко читается и переводится и содержит обычное для подобных предметов сообщение о владельце кольца и о мастере, его создавшем:

AEthred mec an Eanred mec agrof

«Этрэд мною [владеет], Эанрэд меня сработал»

Все было бы очень просто, если бы в надписи не использовалось пять рун: ж, n, a, d, f, которые, будучи разбросаны по надписи, и составляют, вероятно, «рабочую» магическую комбинацию.

* * *

Традиция изготовления колец с руническими надписями сохранялась довольно долго и после повсеместного введения христианства в Западной Европе: позднейшие средневековые рунические кольца, известные нам по данным археологии, датируются XIV веком Как и в более древние времена, среди них встречаются и кольца, относительно нейтральные в магическом отношении (например, bl*tsa(d)r se sa жг mik Ьжг — «Благословен будь, кто носит меня», шведское кольцо XIII века), и кольца, явно создававшиеся в качестве амулетов. Из числа последних интересно рассмотреть кольцо из Гординга и так называемое «кольцо Абсалона».

Серебряное кольцо из Гординга (Дания, XIII век) имеет треугольный в сечении ободок (плоской стороной к пальцу), на всех трех гранях которого нанесены надписи. Внутренняя поверхность кольца несет собственно руническую надпись:

[h? ]lomrikmitlr^

Две внешние грани кольца несут круговые надписи, выполненные латиницей: GVTTATERLEGMT и VGTTTTGTTG

Ни руническая, ни латинские надписи, прекрасно различимые, переводу не поддаются. Вероятно, все три осмысливались мастером, создавшим кольцо, как заклинательные, но вопрос о том, почему одну из них потребовалось выполнить рунами, а две другие — латиницей, скорее всего, так и останется без ответа...

«Кольцом Абсалона» называют довольно известное массивное золотое кольцо с крупным сапфиром не очень чистой воды, — называют безосновательно, поскольку к архиепископу датскому Абсалону120 оно не имеет никакого отношения (да и вообще принадлежит другому столетию). Путаница возникла после того, как при вскрытии гробницы Абсалона в XVI веке в ней было обнаружено другое золотое архиепископское кольцо с сапфиром — разумеется, безо всяких языческих надписей рунами.

«Перепутанное» «кольцо Абсалона» (скорее всего, никогда не

принадлежавшее никому из христианских священнослужителей) имеет широкий окружающий камень зубчатый ободок, на который и нанесена руническая надпись, содержащая 12 знаков — по одному у каждого зубчика. Семь из них — записанное Младшими рунами мужское имя Торгейр, а остальные пять представляют собой не совсем ясные «околорунические» символы, содержащие, в частности, датскую Младшую руну т. Большинство исследователей (в частности, МакЛеод и Мис) считают кольцо магическим артефактом, структура рунической надписи на котором достаточно традиционна для защитных и призывающих благо амулетов: имя собственное плюс заклинательная последовательность рунических символов.

В целом же, как не раз уже указывалось, к XIII—XIV векам общее число рунических артефактов, имеющих традиционные магические функции, резко сокращается, — и это относится, разумеется, и к руническим кольцам. Этим временем датируется появление своего рода «оксюморонов» — таких, как каменная крестильная купель с рунической надписью из церкви Бурсерюд или золотое кольцо-«амулет» из Ревнинге (Дания).

Руническая надпись на этом кольце процарапана в три строки на тыльной стороне круглой плашки со вставкой; использованы вязаные Младшие руны:

ar o ta ag l a galа laga

Читается надпись как «arota aglagala laga»; ее автор явно стремился создать руническое заклинание, используя, в частности, известный прием перестановки знаков, однако в качестве основы для своего заклинания использовал не что иное, как иудейское «магическое слово» AGLA, представляющее собой аббревиатуру от известного «Atta gibbor leolam, Adonail»

И это уже совсем другой период в истории европейской магии...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...