Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магия начертанных рун. Одиночные руны




Руническое Искусство многогранно — не только в силу разнообразия приёмов и методов, созданных за века развития традиции применения рун, но и как результат многогранности самого его субъекта, носителя действующей силы — рун. В самой первой главе этой книги мы определяли руны как «знаки Силы» — как в отношении их происхождения (вспомним др. -сев. reginn — «Сила», но во мн. ч. — rogn — «боги»), так и в отношении того магического действия, которое руны, в представлении наших предков, способны оказывать на мир. Но это — всего лишь обозначение; для того, чтобы понимать, как именно действует, будучи начертанным, руническое заклинание (как бы оно ни выглядело), необходимо понимать и сущность рун как субъекта магии.

Так что же такое руны?

1. Знак

Разумеется, каждая руна — это священный графический символ, происхождение которого в большинстве случаев можно проследить сквозь тысячелетия.

Дюжину лет тому назад мне показалось любопытным провести такой анализ для какой-либо руны Футарка; выбрав руну Ингуз, я обнаружил ее прообразы — древние символы плодородия и жизненной силы, иногда именуемые в литературе «символами ряда " ромба с крючками" », — на протяжении последних восьми тысячелетий и на расстояниях от Атлантики до Тихого океана123. Конечно, подобные разыскания по большому счету — лишь игра ума, но они хорошо иллюстрируют сакральность и семантическую устойчивость многих древних графем.

... Итак, первый аспект магии начертанных рун связан с тем, что каждая из них

— древний священный знак, история которого насчитывает тысячелетия. Но, принимая это как факт, задумаемся: даже в классический период развития рунического Искусства (до VII—X вв. ) графика рунических знаков не была чем- то раз и навсегда зафиксированным.

 

Для той же руны Ингуз нам известно как минимум три существенно различающихся варианта начертания; а для руны Соул, например, их много больше (см. рис. ), причем некоторые из этих вариантов вообще не имеют между собой ничего общего.

Противоречие? И да, и нет. Да — в контексте того аспекта магии рун, который мы рассматриваем. Нет — подразумевая, что он не единственен.

2. Смысл / связанная Сила

С точки зрения феноменологии магии Младшие рунические ряды представляют собой своего рода нонсенс — особенно это явно для самых поздних вариаций, в которых от изначальной графики Футарка не осталось уже почти ничего. Многие современные авторы (и автор этой книги в их числе) полагают, что Младшие руны серьезно уступают Старшим в качестве магического инструмента. Однако это никоим образом не отменяет того факта, что с помощью Младших рун создавались и амулеты, и инструменты для волшебства; более того, таких артефактов сохранилось больше, чем аналогичных, но созданных с помощью Футарка...

Что же происходит, когда мастер-маг вместо классического зигзага руны Соул наносит на кость, дерево или металл короткий вертикальный штрих сверху, передающий звук s в поздних рунических алфавитах? Полагаю - то же самое, что происходило тысячелетием раньше, когда другой маг вырезал исходный вариант этой руны. Вероятно, древние мастера рассматривали сам акт начертания руны как фиксацию на материальном носителе того сакрального образа и той Силы, которые — внутри их собственного магического пространства

— связаны с данной руной. И в этом отношении действительно всё равно, какой именно графический вариант будет использован мастером.

3. Священное письмо

Наконец, есть ещё и третий аспект магии начертанных рун. До сих пор мы говорили о рунах как об отдельных волшебных знаках, но не будем забывать и о том, что эти знаки — литеры сакрального письма. Сегодня нам сложно представить себе, как воспринимал европеец первых веков нашей эры саму возможность излить произнесённое слово в металл, дерево или камень — поймать его и зафиксировать, связав с той или иной материальной основой. Это было чистой воды магией — высшей магией в его представлении, — и ничего не изменилось с тех пор. Не случайно многие рунические заклинательные надписи определенным образом ритмически структурированы, а иногда и просто являют собой одну или несколько поэтических строк — вещь, бессмысленная с точки зрения графики как таковой.

Записанный заклинательный текст во многом перенимает функции заклинательного текста произнесенного, но добавляет и собственную магию; ek erilaR runo fahido, я — эриль — вырезаю руны о том, что я вырезаю руны; круг замыкается; runo fahi ragina kudo, начертал руны, восходящие к богам; «вырезаю руны» тождественно «творю магию»...

До тех пор пока мастер, наносящий на тот или иной предмет руны, воспринимает это как волшебный акт превращения слова в знаки, руническое письмо само по себе остается магическим инструментом, а любая фраза, записанная рунами, становится в рамках данной культуры действующим заклинанием. Именно так простая металлическая пластинка, на которой рунами начертано — «изнутри» Традиции — всего лишь auja, «Удачи! » — превращается в приносящий Удачу амулет...

* * *

Все три эти компоненты — священный знак, образ и связанная с ним Сила, магия записанного слова — участвуют в формировании рунических заклинаний, с которыми мы знакомы по археологическим данным. И все же древнейший их тип

— это именно использование рун как сакральных графем. С указанием на применение магии отдельных рун мы сталкиваемся уже в Старшей Эдде:

Руны победы, коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь имен именем Тюра!

Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен!

Нанеси их на рог, на руке начертай,

—руну Науд—на ногте.

Речи Сшрдривы, 6—7

Под «именем Тюра» здесь подразумевается руна Тейваз; выше, там, где мы говорили о рунических надписях на холодном оружии, мы приводили примеры исторических мечей, на деталях рукоятей которых действительно начертана эта руна. Ещё более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков.

Разумеется, применение отдельных рунических знаков как сакральных графем не ограничивается теми регионами, где эти знаки использовались как литеры

алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...