Сценарии и риски социально-экономического развития. Обоснование выбора целевого сценария
Из результатов комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального района, в зависимости от активизации влияния тех или иных внутренних и внешних факторов, определена возможность реализации трех сценарных вариантов достижения целей социально-экономического развития муниципального района: оптимистичного, целевого и инерционного. Выбор основного для реализации сценарного варианта социально-экономического развития муниципального района основан на ожидаемой результативности достижения целей Стратегии, а также на оценке вероятности наступления и степени влияния возможных рисков на исполнение Стратегии применительно к каждому из сценариев. Ожидаемая результативность достижения целей Стратегии по сценариям развития: 1. Оптимистичный сценарий предполагает условия для максимальной реализации потенциала муниципального района. В случае стабилизации цен на мировом рынке энергоносителей, тарифы на продукцию естественных монополий будут сдерживаемы, можно ожидать повышение спроса на нефтепродукты, продукцию лесопереработки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Это повлечет увеличение объемов производства в данных отраслях, сделает их более привлекательными для инвесторов. Рост внутреннего потребительского спроса населения на производимые в муниципальном районе товары и услуги в связи с планируемым ростом реальных доходов населения и сдерживанием инфляционных процессов позволит достичь стабилизации численности населения и высокого качества человеческого капитала со значительным ростом доходов населения. Высокая инвестиционная активность и бюджетная устойчивость территории позволят модернизировать базовые производства и развить новые сектора экономики с существенным инновационным компонентом и устойчивым ростом выпуска продукции. Сбалансированное пространственное развитие вовлечет в хозяйственную деятельность территории и земли с низким уровнем использования.
Реализация оптимистичного сценария возможна при благоприятном развитии международной, внешнеэкономической и внутриполитической ситуации в Российской Федерации, поддержке социально-экономического развития Республики Коми со стороны Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа, максимальной поддержке социально-экономического развития муниципального района со стороны Республики Коми. Должен быть значительно увеличен объем республиканских бюджетных средств, средств федеральных, республиканских институтов развития, направляемых в муниципальный район на финансирование программных мероприятий, реализацию приоритетных и перспективных проектов. Достижение целей Стратегии при оптимистичном сценарии предполагается в полном объеме, с возможным превышением установленных значений целевых показателей, в сокращенные или равные планируемым сроки. 2. Целевой сценарий предполагает снижение влияния негативных последствий геополитической нестабильности, снятие инфраструктурных, транспортных ограничений, нивелирование территориальных диспропорций за счет равномерного размещения производственных сил и использования экономического потенциала территорий, развитие производственных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами и создание условий для устойчивого долгосрочного роста экономики муниципального района, в том числе развитие инструментов эффективного стимулирования инициации и реализации крупных, средних и малых инвестиционных проектов, увеличение объемов средств, направляемых на цели развития человеческого капитала. Ожидается усиление структурных преобразований в экономике, рост уровня и качества жизни населения муниципального района, в том числе в отдаленных и сельских районах, усиление вклада лесных и сельских территорий в экономику муниципального района, формирование благоприятного имиджа муниципального района на внутриреспубликанских рынках как надежного и выгодного партнера, повышение конкурентоспособности.
Реализация целевого сценария предусматривает увеличение финансовых потоков, направляемых в муниципальный район от Республики Коми и от независимых инвесторов, обеспечение сбалансированности бюджета муниципального района, использование новых методов эффективного управления, в том числе проектного. Достижение целей Стратегии при целевом сценарии предполагается в полном объеме, с достижением установленных значений целевых показателей в равные планируемым сроки. 3. Инерционный сценарий основан на продолжении инерционных трендов последних лет и предполагает стабильное социально-экономическое положение муниципального района с возможным временным ухудшением или улучшением значений отдельных показателей в зависимости от влияния внешних факторов. Возможно продолжение консервативной инвестиционной политики системообразующих компаний с реализацией лишь наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов. В случае реализации инерционного сценария прогнозируется невысокий уровень инвестиций в реализацию долговременных инвестиционных проектов, имеющих отсроченную результативность и получение эффекта, в том числе государственных, муниципальных - в связи с недостатком бюджетных средств на проекты развития. Достижение целей Стратегии при инерционном сценарии предполагается в неполном объеме, с достижением установленных значений большинства целевых показателей в равные или превышающие планируемые сроки. Оценка вероятности наступления и степени влияния возможных рисков на исполнение Стратегии по сценариям развития: В числе возможных рисков: 1. Политические (возможность ухудшения международной и внутрироссийской политической ситуации, принятия в отношении Российской Федерации новых санкций и ограничений, включая широкомасштабные, возникновения общественно-политической нестабильности и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - не очень высокое для оптимистического сценария, умеренное - для целевого сценария и низкое - для инерционного сценария.
2. Правовые (возможность изменения законодательства по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включая вопросы стратегического планирования, и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - умеренное для оптимистического и целевого сценариев и низкое - для инерционного сценария. 3. Административные (возникновение организационных проблем из-за отсутствия в соответствующих документах стратегического планирования комплексов мероприятий по реализации Стратегии, ответственных участников реализации Стратегии, отсутствия контроля и мониторинга хода реализации Стратегии и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как незначительная, а влияние на реализацию Стратегии - низкое для всех сценарных вариантов. 4. Финансово-экономические (недостаток финансовых средств и других ресурсов для достижения приоритетов и целей Стратегии, изменение условий налогообложения, которое может привести к снижению финансовых возможностей участников реализации Стратегии, возможная несостоятельность, банкротство или закрытие предприятий, сокращение налогооблагаемой базы бюджета муниципального района, увеличение уровня инфляции и снижение курса рубля к доллару и евро, ухудшение финансового положения предприятий, снижение покупательной способности населения и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков оценивается как достаточно высокая, а влияние на реализацию Стратегии - достаточно высокое для оптимистического сценария, умеренное - для целевого и инерционного сценариев.
5. Технологические (устаревание технологий, используемых ведущими предприятиями региона, необходимость использования новых или уникальных технических решений и технологий, требующих значительных инвестиций, появление и массовое использование новых видов топлива и материалов, которое приведет к снижению спроса на углеводородное сырье и продукцию лесопромышленного комплекса, ужесточение технических и экологических стандартов и нормативов, которое может снизить конкурентоспособность ведущих предприятий региона и так далее). Вероятность наступления данного вида рисков в период реализации Стратегии оценивается как средняя, а влияние на реализацию Стратегии - не очень высокое для оптимистического сценария, умеренное - для целевого сценария и низкое - для инерционного сценария. 6. Экологические (возникновение крайне неблагоприятных климатических (погодных) условий (ураганы, сильные морозы, обледенения и т.п.), экологических проблем и происшествий, затрудняющих реализацию Стратегии). Вероятность наступления данного вида рисков в период реализации Стратегии оценивается как незначительная, а влияние на реализацию Стратегии - низкое для всех сценарных вариантов. Основные прогнозируемые параметры достижения значений главных целевых показателей Стратегии по трем сценарным вариантам приведены в таблице 2:
Таблица 2
С учетом ожидаемой результативности достижения целей Стратегии и оценки рисков неисполнения Стратегии, в качестве основного для реализации выбран целевой вариант развития, как соответствующий принципу реалистичности стратегического планирования, учитывающий возможности достижения целей Стратегии в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков. Описание основных направлений социально-экономической политики муниципального района в период реализации Стратегии представлено по целевому сценарию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|