1.6 Индивидуальные особенности детей.
1. 6 Индивидуальные особенности детей.
Для систематизации и четкости представления информации, мы можем выделить две категории детей и описать индивидуальные особенности каждого типа:
· дети, с различным уровнем развития эмоционально-волевой, когнитивной и поведенческой сферы, не относящиеся к категории детей с ОВЗ (см. табл. 1);
· дети, относящиеся к категории детей с ОВЗ, имеющие различного вида нарушения в развитии (см. табл. 2).
Таблица 1. Индивидуальные особенности детей
с различным уровнем развития эмоционально-волевой,
когнитивной и поведенческой сферы,
не относящиеся к категории детей с ОВЗ
Индивидуальная особенность
| Проявления
|
Агрессивность
| - быстрая потеря контроля над собой;
- споры со взрослыми/детьми;
- причинение физического вреда «обидчику», ущерба его вещам, игрушкам и т. п.
- не выполнение правила;
- обвинение других в своих ошибках;
- раздражительность;
- мстительность.
|
Тревожность
| - трудности в концентрации внимания на чем-либо;
- нерешительность;
- тихая речь;
- беспокойный сон (долго не может уснуть, жалуется на ночные кошмары);
- неустойчивый аппетит;
- плаксивость;
- повышенная потливость, руки холодные, влажные;
- нервные тики;
- консервативность.
|
Застенчивость
| - избирательность в социальных контактах;
- скрытность;
- избегание публичности;
- при публичных выступлениях теряется (запинается, забывает слова);
- консервативность;
- тихая речь;
- нерешительность.
|
Демонстративность
|
- стремление привлечь внимание любыми способами;
- использование сравнительных форм в речи (быстрее/медленнее, больше/меньше и т. п. ) в его пользу;
- хвастовство;
- совершение «хороших» поступков ради похвалы, одобрения;
- нарушение правил поведения;
- болтливость;
- навязчивость;
- чрезмерно активное поведение на «публике», без нее - спокойное.
|
Гиперактивность
| - чрезмерная подвижность (бегает, ерзает, стучит пальцами и т. п. );
- болтливость;
- короткий сон с долгим засыпанием;
- трудности в концентрации внимания на чем-либо;
- трудности в восприятии инструкции;
- избегание скучных и требующих умственных усилий заданий;
- торопливость в ответе на вопрос;
- нетерпеливость.
|
Таблица 2. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ
| Проявления
|
ЗПР
| - неорганизованность;
- недостаточная критичность мышления;
- неадекватность самооценки;
- поверхностность и неустойчивость эмоций; - трудности в установлении коммуникативных контактов;
- эмоциональные расстройства (страх, тревожность, склонность к аффективным действиям);
- низкий уровень произвольности;
- инфантилизм;
- слабая познавательная активность.
|
Умственная отсталость
| - недоразвитие эмоционально-волевой сферы (малая дифференцированность и однообразие эмоций, неадекватность эмоционального самовыражения);
- эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители;
- слабая психическая активность;
- отсутствие инициативы;
- несамостоятельность;
- импульсивность, аффективные реакции (бурные вспышки гнева по незначительному поводу);
- нарушения в когнитивной и поведенческой сферах.
|
ДЦП
|
1 вариант - повышенная возбудимость
(беспокойство, суетливость, раздражительность, склонность к проявлению немотивированной агрессии, резкие перепады настроения). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
2 вариант - пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость, вялость, медлительность действий, трудности в адаптации к новым условиям, трудности установления контакта с незнакомыми людьми.
|
Нарушения речи
| - при осознании своих нарушений - негативное отношение к речевому общению (иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои мысли);
- эмоциональные расстройства (страх, агрессия, тревожность, обидчивость и т. п. );
- недостаточность волевых процессов;
- трудности в соблюдении правил;
- быстрая смена настроения.
|
Нарушения слуха
| - слабая познавательная активность;
- интеллектуальная недостаточность;
- психический инфантилизм;
- эмоционально-волевая незрелость (капризность, плаксивость, неусидчивость, нарушения правил поведения).
|
Нарушения зрения
| - заниженная самооценка;
- низкий уровень притязаний;
- повышенная тревожность;
- неуверенность в себе;
- страхи;
- трудности в установлении контактов с окружающими людьми.
|
Синдром Дауна
| - нарушения в координации движений;
- движения медлительны;
- выраженное недоразвитие мелкой моторики рук;
- трудности в самообслуживании;
- неустойчивость внимания;
- быстрая утомляемость;
- психический инфантилизм;
- интеллектуальная недостаточность.
|
1. 7 Планируемые результаты
1. Сформированные личностные и интеллектуальные умения и навыки воспитанников на каждом возрастном этапе развития.
2. Всестороннее развитые психические качества и познавательные процессы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями у детей.
3. Разработанная система деятельности в области создания комфортной развивающей образовательной среды, способствующей охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия.
3. Благоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении.
4. Сформированные психолого-педагогические компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: