2.3.Психологическая диагностика.
2. 3. Психологическая диагностика. Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. Психологическая диагностика - это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций специалистам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии. Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий. Диагностические методики, используемые при обследовании педагогов, родителей и детей различных возрастных групп по направлениям представлены в Приложении. 2. 4. Психологическая коррекция и развивающая работа Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); их интеграция в образовательном учреждении.
Так же коррекционная работа включает в себя коррекцию поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с трудностями в соответствующих областях развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, медика. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть разрабатывается педагогом-психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется с педагогом помощью педагога-психолога. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Обязательно: • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств. • Проведение коррекционно-развивающих и интегрированных занятий с детьми групп. Это направление работы включает: • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах) • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ; • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению; • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары) 2. 5. Организационно-методическая работа Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагогом – психологом, во-первых, осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки); во-вторых, ведется текущая документация (заполнение рабочих журналов, составление графика работы, оформление справок); в-третьих, осуществляется подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т. д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов); в-четвертых, повышается уровень профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства; посещение конференций, обучающих семинаров городского и регионального уровней; работа по теме самообразования; обобщение опыта работы на городском, региональном, либо федеральном уровнях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|