Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Методы принятия решений




Тема 10. Методы принятия решений

Групповые методы стимулирования творческой фантазии, хороших идей, проявления интуиции. Метод мозгового штурма или мозговой атаки (коллективной генерации идей). Роль модератора в организации «мозгового штурма». Метод синектики, его специфика. Фазы работы творческой группы. Метод дневников. Метод Гордона. Метод «635». Метод Дельбека.

Тема 11. Лидерство в современном управленческом процессе

Руководитель и лидер. Общие и отличительные черты лидеров и руководителей. Лидерство как особый социально-психологический феномен, связанный с управлением организациями и персоналом. Лидерство как одна из составляющих функций управления. Лидерство как средство управления отношениями людей. Теории и стили лидерства. Ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера. Теория «жизненного цикла». Модель лидерства «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса. Стили лидерства по К. Левину. Модель стилей руководства по А. Л. Журавлеву. Стили лидерства по Р. Лайкерту.

Самопрезентация эффективного руководителя. Деловая ролевая игра. Цель игры: диагностика владения управленческими навыками. Моделирование профессиональных ситуаций. Определение ролей. Инструкции. Формирование рабочего пространства. Проведение игры, обсуждение.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе – самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя.

Выделяемые часы используются для знакомства с научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы магистрантов в аудитории под контролем преподавателя с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

· практические занятия, семинары, включающие разнообразные как традиционные, так и инновационные виды учебной работы;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

· «круглый стол» по теоретическим и проблемным темам курса;

· экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса;

· традиционные технологии (практические работы, упражнения, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, аннотирование научных статей и книг, тестирование и др. );

· консультации.

В процессе освоения дисциплины «Управленческий анализ и принятие решений» предусмотрены следующие интерактивные формы проведения занятий:

· деловая ролевая игра: (тема 11);  

· моделирование и анализ профессиональных ситуаций (тема 7);

· решение проблемный вопросов;

· работа в малых группах (тема 9, 10);

· кейс-метод: разбор кейса (производственной ситуации) (тема 3, 6, 7);

· сочинение эссе (темы см. 6. 3. ).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 44%.

 

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т. п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.
Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются контрольные задания по ключевым темам читаемой дисциплины.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

6. 1. Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Управленческий анализ и принятие решений». Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и научно-методической литературой. На практических занятиях магистрант под руководством преподавателя выполняет задания, упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

Вопросы и задания для проведения практических занятий

1. В чем специфика курса «Управленческий анализ и принятие решений»?

2. Определите место и роль данного курса среди других управленческих дисциплин.

3. С какими науками связана дисциплина «Управленческий анализ и принятие решений»?

4. Что представляет собой процесс управления?

5. Что значит «принять решение»?

6. Что необходимо руководителю, чтобы принять решение?

7. Какие существуют подходы, способы представления процесса принятия решений?

8. Какой вклад в развитие теории управления внес А. Файоль?

9. Какую роль играет психологический подход к управлению?

10. Составить классификатор управленческих решений.

11. Какие термины входят в понятийный аппарат управленческого анализа и принятия решений? Занесите их в свой словарик эффективного управленца.

12. Составьте тестовые задания по теории процесса разработки и принятия решений.

13. Какой способ процесса принятия решений универсален и наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности?

14. Подготовьте доклады на темы (см. темы докладов № 1, 2).

15. Что представляет собой ситуационный анализ?

16. Что представляет собой подготовительный процесс принятия эффективного управленческого решения?

17.  Дайте характеристику первого этапа ситуационного анализа. Какие задачи стоят перед руководителем, рабочей группой (экспертами) на данном этапе?

18. Дайте характеристику второго этапа ситуационного анализа. Какие задачи стоят перед руководителем, рабочей группой (экспертами) на данном этапе?

19. Какова основная задача третьего этапа ситуационного анализа – собственно анализ ситуации?

20. Каков результат четвертого этапа ситуационного анализа?

21. Каково содержание пятого этапа ситуационного анализа?

22. Каков результат шестого этапа ситуационного анализа?

23. Какова основная задача седьмого, заключительного этапа ситуационного анализа?

24. Постройте схему управления и принятия управленческого решения.

25. Сделайте анализ одного из объектов образовательной среды, применяя ситуационный подход.

26. На основе анализа объекта образовательной среды разработайте мини-проект по решению управленческой задачи по следующей схеме.

Разработка решений по организации функционирования и развития образовательной организации

1. Цели и задачи организации; виды деятельности, осуществляемые на основании лицензий, полученных учреждением; основные угрозы.

2. Организационная структура, ключевые факторы успеха данной организации.

3. Разработка решений по организации функционирования и развития ОУ

3. 2. Диагностика проблем организации (ключевая проблема).

3. 3. Анализ ситуации (поэтапный).

3. 4. Управленческое решение.

 

27. Составьте таблицу «Управленческие роли руководителя». Сравните ее с классификацией ролей Г. Минцберга.

28. Чем отличаются управленческие роли от социальных ролей?

29. От чего зависит содержание деятельности руководителя?

30. По каким параметрам оценивается труд руководителя?

31. Кейс-задача. Оцените деятельность руководителя образовательной организации, используя критерии успешности. При необходимости смоделируйте его действия.

Ситуация 1

Педагог с 30-летним стажем работы. Дети, по его мнению, крайне не дисциплинированы и не воспитаны, поэтому приходится уделять внимание не только учебному материалу, но и дисциплине. Каждый урок он начинает с нотаций и нравоучений. Часто на учебный материал времени не остается. Родители стали жаловаться директору школы на некомпетентность педагога. Директор вызвал педагога к себе на беседу.

Ситуация 2

Педагогу, проработавшему в школе 2 недели, сообщили о том, что ему необходимо провести «открытое занятие», пригласив на него не только коллег, но и родителей учеников. Молодой специалист отказался это делать, объяснив, что недавно работает и недостаточно уверен в себе. Однако директор школы поставил условие: или занятие или увольнение.

Ситуация 3

Вы директор образовательной организации. Педагог (учитель, преподаватель), в течение десяти лет успешно проработавший в Вашей образовательной организации, подал заявление на увольнение из-за профессиональных перегрузок.

32. Являются ли тождественными понятия «эффективное решение» и «оптимальное решение»?

33. Подготовьте доклады на темы (см. темы докладов № 4 – 7).

34. Как пользоваться «решеткой менеджера»? Кто ее автор? Какой тип руководителя является наиболее эффективным?

35. Тестирование «Оценка эффективности деятельности руководителя» (самооценка, экспертная оценка).

35. 1. Для определения стиля управления руководителя с помощью самооценки Вы можете использовать тест «Определение стиля управления с помощью самооценки» (Приложение 2).

35. 2. Для определения уровня эффективности управленческой деятельности путем экспертной оценки используйте тест «Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя» (Приложение 5).

35. 3. Чтобы определить, насколько вы адаптированы к определенной обстановке и как проявляются ваши способности действовать в определенной ситуации, используйте экспресс-диагностику стрессогенных факторов в деятельности руководителя И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой (Приложение 6).

35. 4. Для определения склонности субъекта к тому или иному стилю руководства  используйте опросник Е. П. Ильина «Диагностика склонности к определенному стилю руководства»(Приложение 7).

35. 5. При решении руководителем задач подбора и расстановки кадров, психологической совместимости сотрудников, оптимизации социально-психологического климата в коллективе и др. целесообразно применять методику по диагностике деятельностных особенностей руководства и лидерства А. Л. Журавлева, В. П. Захарова (Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. (п. 6. 3. 2. ).

 

36. Для решения каких управленческих проблем приносят значительный эффект экспертные технологии?

37. В каких случаях принятия управленческого решения применяется метод «дерева целей»?

38. Дайте характеристику метода экспертного прогноза.

39. Что представляет собой метод формирования оценочных средств? Что входит в состав оценочной системы?

40. Сформулируйте основные задачи группы экспертов.

41. Какова роль методов группового опроса среди методов экспертных оценок?

42. Какие методы группового опроса обеспечивают условия для эффективной работы экспертов?

43. Сильные и слабые стороны метода комиссий.

44. Приведите примеры проблем, для решения которых целесообразно использование метода комиссий.

45. Каковы отличительные особенности метода мозговой атаки?

46. Какую последовательность этапов предполагает проведение экспертизы методом мозговой атаки? Дайте характеристику каждого из них.

47. Приведите примеры проблем, для решения которых целесообразно использование метода мозговой атаки.

48. В чем состоят особенности метода Дельфи?

49. Приведите примеры проблем, для решения которых целесообразно использование метода Дельфи.

50. В каких сферах деятельности широко используется метод сценариев?

51. Какие модификации имеет метод сценариев?

52. Приведите примеры проблем в образовании, для решения которых целесообразно использование метода сценария.

53. Составьте итоговый документ процесса прогнозирования развития проблемной ситуации, используя обязательные его компоненты: цели и задачи прогноза; краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений; подробное описание разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием возможных в будущем проблемных ситуаций; рекомендации для принятия решений с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.

54. Приведите примеры проблем в образовании, для решения которых целесообразно использование метода суда.

55. Подготовьте доклады на темы (см. темы докладов № 8 – 12).

56. Дайте определение кейс-методу.

57. Какие основные шаги необходимо сделать руководителю, использующему кейс-метод, для анализа управленческих ситуаций?

58. Анализ кейса (производственных ситуаций в образовательном учреждении).

Ситуация 1

Вы директор образовательной организации. Обучающийся из другой образовательной организации или его родитель (его представитель) подал заявление о переводе в Вашу образовательную организацию.

Задание. Определите факторы, которые окажут влияние на принятие вашего решения. Свой выбор обоснуйте. Каково будет ваше решение?

Ситуация 2

Вы директор успешной по количественным показателям образовательной организации. Однако в последний год в вашей образовательной организации появились серьезные эмоциональные проблемы с обучающимися и их родителями.

Задание. Определите параметры экспертизы образовательной среды, которые помогут Вам в решении этой проблемы. Свой выбор обоснуйте.

Ситуация 3

Вы директор школы. На вакантное место педагога-психолога подали заявления 3 претендента.

Задание. Определите методы, которые Вы используете при определении когнитивных качеств и личностных характеристик педагога-психолога при приеме на работу в образовательную организацию. Свой выбор обоснуйте.

59. Что такое лидерство? Что такое руководство? Может ли лидер быть руководителем?

60. Что такое формальное и неформальное лидерство?

61. Тестирование «Оценка лидерского потенциала»

 61. 1. Для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности Вы можете использовать тестовый материал «Самооценка лидерства» (Приложение 3).

62. 2. Для диагностики лидерских способностей можно также использовать методику Е. Жарикова, Е. Крушельницкого (Приложение 4).

62. 3. Для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности используйте экспресс-тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерамии. 2002. (п. 6. 3. 4. ).

 

62. «Проиграйте» конкретную управленческую ситуацию в группе и решите, как выполнить управленческую задачу.

63. Добавить в словарь эффективного управленца термины по методам и технологиям разработки и принятия управленческих решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...