Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовая культура личности.




Среди основных факторов становления и развития личности педагогическая наука особое внимание уделяет воспитанию. Базовая культура личности предполагает, что воспитание должно осуществляться по отдельным, но взаимосвязанным направлениям, ряд которых представляется нам открытым для пополнения (в истории педагогической мысли случаи расширения воспитательных направлений известны).

Сегодня педагогической теорией и практикой актуализированы следующие направления: 1. формирование мировоззрения; 2. духовно-нравственноевоспитание; 3. гражданское воспитание; 4. трудовое воспитание и профессиональная ориентация; 5. эстетическое воспитание; 6. экономическое образования воспитание; 7. экологическое воспитание; 8. физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

Каждое из этих направлений имеет свои цели, которые реализуются в содержании воспитательного процесса с помощью рекомендуемых педагогической наукой воспитательных технологий.

Коротко определим суть каждого из направлений, воспользовавшись педагогическим словарем и учебниками педагогики.

1. Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые формируют, воссоздают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его жизнедеятельности.

2. Нравственное воспитание педагогика рассматривает как процесс формирования комплекса моральных качеств личности. Нравственным человеком принято считать такого индивида, для которого нормы, правила и требования принятой обществом морали выступают как его собственные взгляды, убеждения, как привычные для него нормы поведения (современная педагогическая наука ориентирована на нормы общечеловеческой морали). Стало быть, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у подрастающего поколения правильного поведения, нравстве6нных знаний, убеждений и мотивов деятельности.

В последние годы термин «нравственное воспитание» часто употребляетсявсочетании со словом «духовный» и интерпретируется как «духовно-нравственное воспитание». Следует заметить, что понятие «духовный», как правило, не связывается с религией, хотя религиозная, в частности, христианская, нравственность имеет место и влияние в современном обществе. В светском понимании термин «духовно-нравственный»означает высшею степень нравственного совершенства, к достижении. которой воспитатель, естественно, должен стремиться.

3. Гражданское воспитание является одним из актуальнейших направлений воспитательного процесса, ибо имеет своей целью воспитание гражданина – сына отечества, его рачительного хозяина и защитника. Поэтому гражданское воспитание предполагает формирование таких качеств, которые необходимы человеку как члену определенной социально-политическойсистемы, как члену государства. Трудно перечислить все эти качества, поэтому назовем главные: политическая и правовая культура, патриотизм и культура межнационального общения. В современных условиях формирование патриотизма и культуры межнационального общения (интернационализма) представляется нам особо значимым, востребованным и своевременным.

4. Трудовое воспитание вязано с воспитанием человека-труженика, который воспринимает труд не только как необходимость, человеческую обязанность, но прежде всего как норму жизни, который с уважением относятся к людям трудаикоторые честно, профессионально исполняет свои трудовые обязанности.

Струдовым воспитанием тесно связан процесс профессиональной ориентации учащихся – процесс, помогающей молодому поколению выбрать профессиональный ориентир и безболезненно включиться в трудовую деятельность, избранную в соответствии со способностями, склонностями и возможностями рынка труда.

5. В связи с переходом на новые экономические рельсы, к новой, рыночной экономике потребовалась некоторая переориентация мышления как взрослого, так и подрастающего поколений. Экономика и экономические знания стали реальными спутниками нашей жизни, поэтому экономическое воспитание прочно вошло в арсенал базовой культуры личности. Сегодня экономическое воспитание помогает познать элементарные основы экономической жизни общества, учит умению соотносить доходы и расходы, сознательно подходить к выбору образовательного и профессионального пути, прогнозировать возможности профессионального роста. Экономические знания необходимы и для того, чтобы правильно оценить сущность и динамику экономических процессов в стране и мировом пространстве.

6. Эстетическое воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения способности правильного восприятия и понимания прекрасного, выработки эстетических знаний, вкусов и в конечном итого – умения «жить по законам красоты» и в соответствии с ними переделывать мир. Поэтому цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры, которая включает в себя такие компоненты как эстетическое воспитание, эстетические чувства, потребности, вкусы и идеалы.

7. Экологическое воспитание, столь востребованное в современном обществе, имеет целью формирование экологической культуры, суть которой – осознание необходимости ответственного, бережного, гуманного отношения к природе, находящейся в критическом состоянии вследствие бездумной варварской хозяйственной деятельности человека.

8. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни направлено на сохранение здоровья подрастающего поколения, способности активно жить и поддерживать работоспособность. Физическое воспитание трактуется педагогикой как процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни – жизни без вредных привычек (курение, сексуальная неразборчивость и распущенность), без алкоголя и наркотиков. Напомним, что решение проблемы формирования здорового образа жизни не терпит отлагательств в связи с тенденцией усиления негативных явлений в окружающем нас социальном пространстве.

Данные направления воспитательной работы варьируются в разных учебных пособиях и их актуализация зависит от условий, сложившихся в конкретном регионе, районе, образовательной организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...