Вопрос 5. Общая характеристика воспитания
Вопрос 5. Общая характеристика воспитания в органах внутренних дел В органах внутренних дел вопросам профессионального воспитания уделяется особое внимание. Это связано с тем, что определенным образом сотрудники изменяются под влиянием выполняемой деятельности, а также общей атмосферы в ОВД. По вопросам об основных видах связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией, необходимо иметь ввиду четыре области соприкосновения: Первая область соприкосновения – имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности (воспитание граждан и т. п. ). Вторая область: возникающие при осуществлении профессиональной деятельности проблемы и необходимость их решений на основе рекомендаций педагога. Третья область – влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических способностей. Четвертая область – влияние на деятельность специалистов и ее результаты профессионализма (профессионально-нравственная сфера), составляющей которого является его профессионально- педагогическая подготовленность. Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности. При проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи: 1) формирование у сотрудников верности к своей стране, Присяге сотрудника органов внутренних дел и профессиональному долгу; 2) воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения Конституции, законов ДНР, приказов и распоряжений Министра внутренних дел ДНР, требований и норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.
3) укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышение престижа службы в ОВД на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики; 4) выработка и развитие у сотрудников комплекса морально- психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания; 5) поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств; 6) формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику; 7) развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы. На сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие различные социальные институты. В этой связи субъектов воспитательного воздействия целесообразно разделить на две большие группы: Субъекты «внешнего» воздействия: - общество в целом; - органы государственной власти; - органы местного самоуправления; - государственные и негосударственные учреждения и организации; - средства массовой информации;
- общественные и религиозные объединения; - семьи и близкие родственники сотрудников. Субъекты «внутреннего» воздействия - организаторы воспитательной работы: начальники органов внутренних дел, их заместители по работе с личным составом, руководители подразделений по организации воспитательной работы; - воспитатели: непосредственные начальники подчиненных; - помощники: служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел, наставники, члены общественного актива, общественные формирования сотрудников органов внутренних дел. Объектом воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач. Особая роль в ОВД принадлежит воспитательным аппаратам – специализированным подразделениям, организующим и непосредственно осуществляющим работу по профессиональному воспитанию. Оценка результативности воспитательной работы осуществляется: – по уровню общественного престижа органов внутренних дел; – уровню общей и профессиональной воспитанности сотрудников; – результатам оперативно-служебной деятельности; – состоянию дисциплины и законности, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников; – морально-психологическому состоянию личного состава; – состоянию организации социальной работы и государственно-правовой защиты личного состава; - эффективности деятельности общественных формирований в коллективах. Знание принципов воспитания позволяет также прогнозировать результаты педагогических воздействий, управлять процессом воспитания. Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют целостную систему. К ним относятся:
Кроме основных, в органах внутренних дел осуществляются и специфические направления воспитательной работы: Формирование государственно-правового мировоззрениясотрудников — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД в системе государственной власти и управления, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у сотрудников высоких морально-нравственных потребностей исполнения норм профессиональной этики, гражданской активности, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охраны правопорядка в стране. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон. Правовое воспитание также можно определить как целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию сотрудников с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основные направления правового воспитания: - организация правовой пропаганды; - повышение теоретической и методической подготовки по правовым вопросам; - обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; - контроль над соблюдением законности и правопорядка, служебной дисциплины и дисциплинарной практики; - организация правовой защиты интересов сотрудников и членов их семей. Патриотическое воспитаниеи формирование культуры межнациональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народов. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своей стране и к тому, что происходит в мире в целом; стремление выполнять Конституционные нормы и профессиональные обязанности. Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Экономическое воспитание предполагает формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, накопление знаний, касающихся проблем собственности, налогового обложения. Отметим, что данные виды воспитания актуальны для сотрудников различных ведомств. Так, экономическое воспитание является одним из приоритетных при подготовке военных. При этом оно определяется как воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. При этом основными направлениями экономического воспитания признаются: - создание условий для успешного развития экономических отношений; - формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических средств; - использование в воспитательной работе экономических стимулов; - пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности подразделения; - обучение сотрудников умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности. Тема 2. Педагогические основы теории воспитания. План: 1. Сущностная характеристика понятия «воспитание» 2. Особенности воспитания. 3. Закономерности и принципы воспитания.
4. Базовая культура личности. 5. Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса Основные понятия: метод, способ, форма, воспитание, воспитательная работа, личность, коллектив, влияние, воздействие. Литература: 10. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. 11. История педагогики и образования: Учебное пособие / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007. 12. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 13. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-воВГИПК РО, 2006. — 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3). 14. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 15. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. 16. Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|