Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Понятие педагогики в деятельности сотрудников ОВД как научной отрасли и учебной дисциплины




Отметим, что педагогику в деятельности сотрудников ОВД можно рассматривать как раздел профессиональной педагогики.

Профессиональная педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются закономерности профессионального роста в системе начального, среднего и высшего профессионального образования; содержание, формы и методы подготовки и повышения квалификации служащих.

Объектом профессиональной педагогики выступает сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду. Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.

Мы будем придерживаться мнения, согласно которому педагогика в деятельности сотрудников ОВД – наука, изучающая педагогические явления в сфере деятельности сотрудников ОВД, а именно:

а) закономерности воспитания, образования и обучения профессионала,

б) педагогические явления и закономерности, которые учитывает и использует в своей деятельности сам специалист (например, методы педагогического воздействия руководителя на подчиненных, сотрудника ОВД на различные категории граждан).

Среди частных задач педагогики в ОВД можно назвать следующие:

- определение содержания обучения и воспитания сотрудников ОВД;

- разработка методики самообразования и самовоспитания сотрудников ОВД;

- разработка методов педагогического воздействия, используемых сотрудниками ОВД при выполнении профессиональной (служебной) деятельности.

В целом можно проследить пять направлений взаимодействия педагогики и органов внутренних дел:

- проявление в деятельности сотрудника его собственных педагогических особенностей - общей и профессиональной воспитанности, образованности, обученности, развитости, профессионального мастерства, опыта. Чем более совершенны качества, способности, привычки, навыки сотрудника, тем выше достигаемые им результаты;

- зависимость служебной карьеры сотрудника от непрерывного самосовершенствования. Надо сознательно и педагогически компетентно, целеустремленно обогащать себя новыми знаниями, навыками и умениями, совершенствовать нужные для профессиональной деятельности и жизни качества, развивать способности, преодолевать личные кризисы;

- влияние на служебный рост и жизненные успехи сотрудника воспитанности, образованности и развитости других людей. Нельзя быть среди людей и не меняться под их влиянием. В этом отношении важны состав и атмосфера в коллективе подразделения органа внутренних дел, от- ношения в семье;

- связь между решением определенных профессиональных проблем и необходимостью использования сотрудником рекомендаций педагогики. Есть два основных типа профессиональных, педагогически различающихся проблем:

а) в кадровом обеспечении деятельности органов внутренних дел;

б) в оперативно-служебной деятельности, включающей нередко необходимость пользоваться рекомендациями педагогики (при обеспечении общественной безопасности, профилактике правонарушений, работе с несовершеннолетними, в конфиденциальной работе оперативных служб и др. ) для повышения ее эффективности.

Выделяются три основные группы специалистов и служб, которые по характеру своей деятельности в разной степени связаны с необходимостью пользоваться рекомендациями педагогики и поэтому отличаются по требованиям к уровню своей педагогической подготовленности.

Первая группа связана с осуществлением одной из разновидностей педагогической деятельности, а именно юридическо-педагогической. Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность сотрудников кадровых аппаратов, ответственных за социальную и воспитательную работу с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, руководителей факультетов и курсов, учебных отделов.

Для второй группы специалистов, должностных лиц и служб органов внутренних дел характерно наличие отчетливо выраженной педагогической функции, существующей наряду с другими: юридическими, управленческими, организаторскими, техническими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный характер, обслуживающий достижение главной профессиональной цели. Это деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), сотрудников управленческих аппаратов, участковых уполномоченных милиции, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, сотрудников Госавтоинспекции, следователей. При осуществлении педагогической функции им необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других - правовых, организационных и пр. ), компетентно подходить к организации и реализации педагогической функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна углубленная профессионально-педагогическая подготовленность.

Третья группа сотрудников отличается присутствием в ней преимущественно социально-педагогических влияний (о которых говорилось выше) и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида самих сотрудников на граждан, их поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций, а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования. К таким сотрудникам относятся сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей, спецподразделений, которым необходима соответствующая педагогическая осведомленность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...