Вопрос 4. Теория и технология воспитания
К основным категориям педагогики относят «развитие», «социализацию», «воспитание», «образование», «обучение». Обучение – это специально организованный и целенаправленный процесс, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие умственных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления. Понятие развития выходит за пределы педагогики, изучением различных сторон человеческого развития занимаются многие науки. В педагогическом смысле развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Понятие «развитие» личности используется наряду с понятием социализации. Социализация - усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной группе; усвоение социального опыта. Для сотрудников ОВД важно, в частности, учитывать закономерности правовой социализации личности для объяснения механизма неправомерного поведения, а также прогнозирования поведения лиц с учетом условий их правовой социализации, определение среди граждан так называемых групп риска (с нарушениями правовой социализации) и осуществлении профилактики преступлений. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания.
Воспитание также является одной из основных категорий педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса. В рамках дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» необходимо рассмотрение вопросов теории воспитания. Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса. Для обоснования теоретических положений теория воспитания использует данные философии, социологии, этики, эстетики, физиологии, психологии и многих других наук. Она органически связана с другими разделами педагогики (историей, дидактикой, школоведением, частными методиками). Несмотря на единство обучения и воспитания, каждый из этих процессов имеет свои специфические особенности, что учитывается теорией воспитания. Сущность воспитательного процесса отражена в тех его внутренних связях и отношениях, которые характерны только для него. Воспитание не просто воздействие, а целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Это взаимодействие направлено на установление высоких отношений между ними: веры, надежды, любви, желаний, положительной активности воспитанников и т. п. Процесс воспитания имеет специфические особенности. Он не может быть реализован без обучения воспитуемых. Обучение образовывает человека, воспитание — воспитывает, что отражается в задачах и содержании этих процессов. В классической педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком смысле, а также в педагогическом значении. Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитание (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Цель и задачи воспитания находятся в определенном соподчинении. Если цель воспитания — планируемый гипотетический результат формирования личности, к которому должны придти в процессе специальных педагогических воздействий, то задачи воспитания предусматривают систему требований, выполнение которых способствует достижению желаемого. Взаимосвязь цели и задач воспитания можно образно представить в виде пирамиды, вершиной которой будет цель воспитания. Определяя понятие «воспитание» целесообразно рассмотреть его общие признаки: 1. Целенаправленность. Воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, а он определяется, прежде всего, теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитуемого. Можно выделить 4 группы целей воспитания: - цели, исходящие из требований общества к личности; - цели, исходящие из требований учреждения, организации к личности; - цели, исходящие из требований конкретного коллектива к личности; - цели, исходящие из требований человека к самому себе. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется процесс воспитания. 2. Гуманистическая ориентированность воспитания. Данный признак определяет вектор педагогического воздействия, ориентируя на воспитание гуманистических качеств, черт личности (способность к осознанному сопереживанию к другому человеку, готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие). 3. Многофакторность. В воспитании проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие сложность данного процесса. Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.
4. Сложность процесса воспитания заключается в том, что его результаты не так ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, напри- мер, в процессе обучения. Кроме того, человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнохарактерных факторов и накапливает при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Факторы, влияющие на процесс воспитания
5. Длительность воспитания. Воспитание осуществляется в течение всей жизни и деятельности человека. Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. 6. Непрерывность, которая заключается в постоянном и систематическом взаимодействии лиц, оказывающих воспитательное воздействие и лиц, на которых оно направлено. При этом необходима система работы в целях выработки устойчивых знаний, убеждений, привычек, а не эпизодические воспитательные воздействия. 7. Комплексный характер. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, единство и согласованность воспитательных воздействий. Формирование качеств осуществляется не поочередно, а одновременно, в комплексе. 8. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов воспитательного воздействия. В одних и тех же условиях результаты воспитания могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов. 9. Двусторонний характер процесса воспитания. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Поэтому, чем большей информацией о своих подопечных владеет воспитатель, тем более объективно и целенаправленно будут осуществляться воспитательные воздействия.
10. Взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию. Таковы основные признаки процесса воспитания, которые важно учитывать при организации и проведении воспитательной работы. В теории воспитания выделяют направления воспитательной работы на которых базируется всестороннее развитие личности: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитании. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое и пр. Все стороны (части) воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства. В каждой из составных сторон (частей) воспитания мы имеем дело с процессами обучения, которые направлены на гармоническое развитие личности во всех ее сферах: интеллектуальной, поведенческой, чувственной и др. Это позволяет систематизировать задачи по направлениям, специфичным для каждой из сторон воспитания: - овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений и мировоззрения; - формирование умений, навыков, привычек, черт характера; - формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность; - обеспечение качественного проявления интеллектуальных, двигательных, моральных, эмоционально волевых, трудовых, эстетических свойств личности. Умственное воспитание предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность системой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность достижения высоких результатов при овладении профессиями. Под нравственным воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формированию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу.
Трудовое воспитание предусматривает определенную систему взглядов, убеждений, норм и правил поведения человека в области трудовых отношений. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Эстетическое воспитание наполняет жизнь человека духовным содержанием, делает ее красивее, богаче и помогает лучше познать окружающий мир. Под физическим воспитанием понимается процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей. Предметом педагогического воздействия в данном случае являются тело человека и его биологические функции. В этом — отличие физического воспитания от иных сторон воспитания. В современном педагогическом процессе воспитание предусматривает: - целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; - формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; -приобщение к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; - воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим, патриотическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; - развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; - организацию познавательной деятельности, развивающей индивидуальное и общественное сознание; - организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; - развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|