Методы воспитания и формы организации воспитательного процесса
Решение педагогических задач, осуществление функциональной воспитательной деятельности неизбежно ставит перед педагогами вопрос: как поступить в конкретной ситуации, достичь поставленных целей, как сделать воспитательный процесс эффективным и результативным. Для того чтобы ответить на эти непростые вопросы, педагог обращается к методам воспитания. Методы воспитания – важные и очень сложные компоненты воспитательного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально. Как и многие понятия в педагогике, метод воспитания формулируется по-разному. Приведем несколько примеров (это мнение ученых, авторов учебников педагогики, изданных в разное время). Г. И. Щукина: «Методы воспитания – это способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений». Ю. К. Бабанский: «Метод воспитания – это обобщенный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого по реализации целей, задач, содержания целенаправленного формирования всесторонне развитой личности». В. А. Сластенин: «Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательныхзадач» (В. А. Сластенин объединяет в понятии «целостный педагогический процесс» образование и воспитание). Некоторые различия этих формулировок не мешают понять главные, сущностные характеристики методов: это способы взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленные на реализацию целее и задач воспитания. Обращенность методов воспитания непосредственно к личности воспитанника очень точно выразил А. С. Макаренко, назвав их «инструментами прикосновения к личности».
Методы можно расчленить на составляющие их элементы (части или детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу прием носит частный, подчиненный характер: так, приемами являются ссылки на литературные или научные источники, на конкретные события и факты, демонстрация отдельный фрагментов фильмов и т. д. Помимо этого реализация метода осуществляется с помощью различных средств воспитания. Средство воспитания – понятие более широкое, чем прием; оно включает и подразумевает организацию методических путей для решения воспитательных задач. К средствам воспитания относятся различные источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная работа), природа и т. д. В школьной практике методы, приемы и средства теснейшим образом взаимодействуют, причем умение использовать весь арсенал методов, средств и приемов в воспитательной работе является свидетельством высокого профессионального мастерства педагога. Следует отметить, что специальным изучением возможностей методов организации воспитательной работы занимается прикладная научная дисциплина, являющаяся отраслью теории воспитания, методика воспитательной работы. Напомним, что начало методике воспитания положил А. С. Макаренко своей работой «Методика организации воспитательного процесса»; позднее исследование в этом направлении продолжили В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова, Н. И. Болдырев, В. С. Селиванов и др. Виды классификации методов воспитания, в основу которых закладывались разные подходы и идеи.
1. А. П. Пинкевич (20-егоды) разделил методы воспитания на 2 группы, приняв за основу каждой время воздействия -методы длительного педагогического воздействия -методы краткосрочные, преходящие. 2. В. М. Коротов, И. С. Марьенко (70-егоды) выделили 3 группы методов - методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности -методы формирования сознания (понятий, суждений) -методы поощрения и наказания. 3. Ю. К. Бабанский(80-егоды) − методы формирования сознания личности − методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения − методы стимулирования деятельности и поведения Заметим, что две последние классификации схожи между собой прежде всего тем, что в основе этой и другой лежат объекты воздействия, учитывается направленность метода на конкретную сферу личности. 4. И. Ф. Харламов (90-егоды) − метод убеждения − метод положительного примера − метод упражнений − методы одобрения и осуждения − метод требования и контроля за поведением учащихся. Метод переключения. Основу данной классификации составляет концепция деятельности. Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания можно объединить в четыре группы (условность этого объединения очевидна): 1. Методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример) 2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций) 3. Методы стимулирования поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание) 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности). Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому следует помнить указание А. С. Макаренко о том, что нет не может быть универсальных методов и средств воспитания и что успеха в воспитательном процессе можно достичь лишь тогда, когда все методы будут использованы в системе и совокупности их, с учетом специфической направленности каждого метода. В своей работе «Проблемы школьного советского воспитания» А. С. Макаренко писал о том, что выбор метода не должен быть случайным, что выбор этот детерминируется рядом условий и зависит от− цели и задач воспитания, − содержания воспитания, − уровня воспитанности учащихся, − от возраста учащихся и их индивидуальных черт, − от характера отношений между участниками воспитательного процесса, − от авторитета воспитателя и т. д.
Известно, что современная отечественная педагогическая наука базируется на концепции деятельностного подхода в воспитании (напомним, что это одни из подходов, рассмотренных авторами ранее), который утверждает, что человек формируется в деятельности, в различных ее видах: учебной, общественной, эстетической, трудовой и т. д. С разнообразием этих видов и связано понятие «форма воспитания», «форма воспитательной работы». Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Такое определение формы воспитательной работы приводит в своем учебнике «Педагогика» Л. П. Крившенко, подчеркивая, что формы эти весьма разнообразны, отражают творческий характер педагога, его педагогическое мастерство и могут быть уникальны. Так, по количеству участников различают индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. По основному виду деятельности они подразделяются на формы познавательной, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, трудовой деятельности. В зависимости от способов воспитательного воздействия называют словесные, практические, наглядные формы воспитания. Известны и другие классификации, знание которых обогащает практику воспитательного воздействия. Творческим подходом к выбору форм воспитания отличаются авторские школы, в которых каждое мероприятие реализует огромный воспитательный потенциал, воздействует на рациональные и эмоциональные сферы воспитанников, помогает добиться высоких результатов в воспитании, решить сложные задачи, поставленные обществом перед школой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|