Тема 3. Профессиональное образование и обучение сотрудников органов внутренних дел
Тема 3. Профессиональное образование и обучение сотрудников органов внутренних дел План: 1. Теория обучения. 2. Понятие педагогики в деятельности сотрудников ОВД как научной отрасли и учебной дисциплины. 3. Структура процесса обучения. Основные понятия: дидактика, обучение, образование, профессиональная педагогика, закономерности, принципы. Литература: 17. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. 18. История педагогики и образования: Учебное пособие / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007. 19. Кузин Ф. А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с. 20. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 21. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. / М.: Норма, 2011. 22. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-воВГИПК РО, 2006. — 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3). 23. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 24. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. 25. Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999. 26. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. 27. Туркенова С. С. Модель педагогической культуры личности сотрудника органов внутренних дел // Поиск. — 2005. — № 2. — С. 235-239. 28. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2004.
Вопрос 1. Теория обучения Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Каждая из них «смотрит» на образование через собственную призму — призму своего предмета, и исследует определенный участок педагогической действительности. Педагогические науки могут быть классифицированы (объединены в группы) в зависимости от того аспекта образования, который они рассматривают, и тех задач, которые стоят перед ними.
В структуре общей педагогики выделяют прежде всего теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, исследующие педагогические закономерности в соответствующих сферах образования. Дидактика исследует обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, безотносительно к преподаванию конкретных учебных предметов. Она рассматривает функции и движущие силы процесса обучения, его логику и структуру, формулирует принципы обучения, предлагает различные способы построения содержания обучения, формы взаимодействия педагога и учащихся, способы подачи и усвоения учебной информации. Современная дидактика предлагает педагогу огромное разнообразие дидактических концепций, теорий и технологий обучения. Основывая свою работу на тех или иных теоретических положениях, педагог должен учитывать, что эффективность их применения зависит не только от достоинств самой дидактической теории, но и от особенностей учащихся, а также от личностных и профессиональных качеств самого педагога. Обучение – это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие умственных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Обучение осуществляется под руководством специально подготовленного лица (руководителя, педагога). Обучение также можно определить как процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений, в ходе которого осуществляется образование человека. Результатом обучения является обученность личности, группы людей. Основным содержанием профессионального обучения выступает обеспечение специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками; профессиональное обучение подчиняется необходимостью подготовки специалистов (сотрудников ОВД) к решению практических (профессиональных) задач.
В системе профессионального обучения осуществляется сочетание этих видов обучения. Профессиональное обучение может осуществляться и в ходе профессиональной деятельности в целях ее совершенствования, причем на базе ранее полученного образования. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления. Термин «образование» несколько шире по своему значению, чем термин «обучение». Образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, то есть без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине «образование» в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек – это не только знающий человек, но и обладающий высокоценными в обществе качествами личности. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины. В последние годы к числу общепедагогических дисциплин стали относить и сравнительно «молодую» отрасль педагогического знания — педагогическую технологию — прикладную педагогическую дисциплину, обеспечивающую взаимодействие педагога с учащимися или воспитанниками. В рамках этой дисциплины обосновывается система производимых педагогом и воспитанниками операций для получения заданного результата. Иначе говоря, педагогическая технология отвечает на вопрос «как действовать? ».
Андрагогика рассматривает проблемы образования взрослых, в т. ч. пожилых, людей. Она включает комплекс теоретических знаний, позволяющих осмыслить феномен непрерывного (на протяжении всей жизни человека) образования, систему принципов, определяющих успешность деятельности по образованию взрослых, научное описание особенностей образования различных категорий взрослых (женщин, безработных, инвалидов и пр. ). Внедрение в практику разработок, относящихся к обучению и воспитанию взрослых, предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и открывает возможности для самореализации человека независимо от возраста. Одновременно образование выполняет и личностно-формирующую функцию, объединяя просвещение с воспитанием, развитием и обучением. Это уместно и потому, что научная картина мира – это не бесстрастное отражение в сознании человека, а его мироотношение, способность к самостоятельным суждениям и решениям, развитый интеллект, способность к творчеству, созиданию, непрерывному самосовершенствованию, выбор цивилизованного образа жизни. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что основные категории педагогики взаимосвязаны; ключевым и наиболее широким выступает понятие развития личности, развитие происходит под влиянием как биологических, так и социальных факторов; социализация выступает составляющей развития, а воспитание, обучение и образование – составляющими социализации. Закономерности развития и социализации важно учитывать при выборе методов педагогического (психологического, юридического) воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|