Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Управление процессом педагогического общения




Технические приемы и средства применяются педагогом гибко, с учетом возникающих по ходу вопросов и проблем, а также стадий педагогического общения в конкретных ситуациях.

Первая стадия — подготовка педагога к общению. Она особенно важна в ожидании сложностей в предстоящем конкретном общении, когда достигнуть желательный педагогический результат будет, видимо, трудно. Однако пренебрегать подготовкой к любому, имеющему педагогическую нацеленность  общению не следует.

Подготовка начинается с ориентировки в ситуации предстоящего общения, с педагогической оценки его места в системе и проводимой педагогом линии работы; с уточнения особенностей личности обучающегося или группы, с которыми предстоит общаться, что позволяет уточнить педагогическую цель. Принимаются во внимание для разработки сценария общения условия, в которых общение будет протекать; определяются наиболее благоприятное место, время; решается вопрос о привлечении третьих лиц, которые могли бы помочь достигнуть успеха. В определенных случаях полезно предупредить будущего собеседника, сообщить о предмете предстоящего разговора, поручить продумать или почитать что-то конкретное.

Образно говоря, общение — это восхождение на пик истины, и маршрут его должен быть нанесен на карту. Перефразируя слова Наполеона, можно сказать, что общение — это искусство, в котором не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано. Сценарий общения (план, замысел) и воплощает в себе все, что продумано. На основе намеченной цели общения тщательно продумывается, с чего начать, последующие стадии его, позиция и линия поведения педагога, содержание, средства, методы и приемы, распределение времени, возможные трудности, сбои, способы их предупреждения и преодоления. Коммуникативная проработка заключается в определении того, что сказать и как сказать. Это особенно нужно для предвидимых трудных мест в разговоре.

Вторая стадия — начало общения. Это трудный и ответственный момент. Надо выходить на встречу с обучающимися с таким видом, чтобы они видели, что вы рады встрече с ними, улыбчивы и в то же время собраны, настроены на деловую работу. Если собеседник хорошо известен и есть уверенность в его настрое на серь­езное общение, то возможен прямой переход к общению по существу (например, при начале занятия после объявления его темы, цели и указаний о порядке работы обучающихся сразу переходить к изложению содержания). Но чаще всего прибегают к приему интересного начала. Это бывает пример из жизни, вопрос к аудитории («знаете ли вы...? », «как вы думаете, можно ли...? », «согласны ли вы с тем, что...? »), поучительный показ значимости темы, эмоционально-энергичное начало повествования.

В практике применяются также приемы:

• «раскачивания» собеседника вопросами — вначале нейтральными («как ваше самочувствие? », «у вас есть трудности? » и др. ), а затем по существу разговора, начиная с простейших и требующих, возможно, лишь ответов «да» и «нет», либо зачтения вслух части текста с изложением понятого в нем;

• «зацепки» — краткого и заостренного изложения проблемы, ее увязки с содержанием подлежащего обсуждению и принятие ее за исходную точку для проведения разговора.

Если в аудитории после перерыва продолжается шум, то не следует кричать на всех (крик педагога — всегда свидетельство его беспомощности) или перекрикивать шум. Надо начать говорить нормальным по громкости голосом, называя тему, объявляя план. Как правило, в группе найдутся обучающиеся, которые начнут шикать на других, разговаривающих, и установится тишина, а преподаватель тем временем также спокойно повторит начало. Если несколько человек по-прежнему будут гудеть, то, продолжая говорить, преподаватель может двинуться в их сторону, в упор глядя на них и покачивая головой.

Третья стадия — решение основных задач общения (занятия, индивидуальной беседы). Содержательные задачи раскрываются с использованием всех средств общения. Но в технике управления этим процессом педагогу следует:

• контролировать ход реализации заготовленного сценария общения и гибко корректировать его по достигаемым промежуточным результатам и возникающим трудностям;

• не увлекаться посторонними уходами в сторону от содержания;

• терпеливо относиться к незапланированным проявлениям активности обучающихся, не пресекая ее, а ценя и поддерживая;

• следить за затратами времени и соразмерять их с намеченными по сценарию (верно правило — «бойся первого вопроса»);

• при обнаружении пассивности обучающихся полезна «коммуникативная атака» — беглый опрос с использованием шквала вопросов, требующих кратких и односложных ответов, и быстрым называнием фамилии отвечающего на вопрос;

• подвести итоги занятия, беседы с четким определением, в какой степени достигнуты поставленные цели, дать советы и указания обучающимся, собеседникам на продолжение работы.

Четвертая стадия — самооценка итогов преподавателем и выводами для себя по дальнейшему совершенствованию умений педагогического общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...