Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел




Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел немыслима без коммуникативных связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам ОВД приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам ОВД, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:

· умением быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

· умением слушать других людей;

· умением оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

· умением преодолевать психологические барьеры в общении;

· ролевыми умениями.

В этой связи сотрудник ОВД должен уметь:

- адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

- грамотно осуществлять рефлексивное управление;

- качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

- эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;

- четко управлять ходом развития общения с гражданами;

- грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;

- умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Указанные нами психотехники выступают структурными элементами коммуникативной компетентности сотрудников ОВД.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в выработке единой стратегии взаимодействия между участниками общения (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Прочтение за физическими чертами человека его психологических свойств или качеств.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

1. Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т. е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Сама по себе исходящая от сотрудника милиции (коммуникатора) информация может быть побудительной (приказ, требование, совет, просьба высказывание рассчитано на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - фиксация промежуточного или финального состояния дел, какой-либо человеческой активности).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т. е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Для данного вида взаимодействия характерна закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая: противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; противоположные цели и средства достижения целей; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Типичными ошибками поведения, при конфликтном взаимодействии являются:

- отстаивание своей точки зрения, без попыток разрешить проблему;

- реализация прямолинейного поведения, отсутствие попыток изменить тактику, переключиться на другое;

- нетерпимость к инакомыслию, отсутствие желания или возможности понять позицию оппонента;

- стереотипное мышление, стремление решать новые проблемы, в рамках существующих традиций, норм;

- создание препятствий для свободной дискуссии, изложения своего мнения, излишняя критика и др.

В конфликтной ситуации сотруднику ОВД не рекомендуется:

- критически оценивать оппонента;

- приписывать ему низменные или противоправные намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность только партнеру;

- игнорировать интересы других участников деятельности;

- уменьшать заслуги партнера, его вклад в совместный результат.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, и состоит из следующих этапов:

1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3) Обсуждение интересующей проблемы.

4) Решение проблемы.

5) Завершение контакта (выход из него).

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечить саморегуляцию своих коммуникативных действий.

2. Перцептивная сторона общения представлена процессом восприятия, изучения и оценки собеседниками друг друга. Перцепция - процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. На восприятие влияют субъективные и объективные факторы. К объективным относится все то, что воспринимается в партнере непосредственно: внешность, речь, особенности мимики и т. д. К субъективным - все то, что определяет в зависимости от обстоятельств: цель общения, ролевые и статусные позиции, установки, условия общения и т. п.

В своем субъективном восприятии сотрудникам ОВД следует избегать стереотипизации, т. е. оценки социальных объектов на основе определенных представлений, прошлого опыта. Стереотипизация может привести к возникновению предубеждения. Правильному восприятию может помешать проекция, неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой. Также искажение восприятия происходит из-за влияния ролей и статусов, которые определяют специфику восприятия качеств, обусловленных ролевым предписанием (роль следователя и потерпевшего, свидетеля, преступника). Очень часто в процессе восприятия собеседника может возникнуть каузальная атрибуция, когда сотрудник правоохранительных органов не имеет точной информации и вынужден строить свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей - путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

3. Интерактивная сторона общения отражена во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Данная сторона выделяет те компоненты, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Таким образом, действие - главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действия.

В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разделить на три основные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное. Ролевое общение имеет целью выполнение совместных действий, а также получение информации. Его можно разделить на инструментальное, т. е. общение по поводу совместной деятельности, которое подкреплено соответствующими документами, и на межличностное, т. е. общение в рамках уже сложившейся структуры (старого сотрудника назначали начальником и у него возникли трудности в управлении, т. к. его воспринимают как коллегу). Коммуникация «масок», главная цель - избежать конфликта, когда человек в зависимости от ситуации надевают нужную «маску» веселья, грусти, серьезности и др. Экспрессивное общение строится на чувствах, эмоциях, где каждый человек стремится получить свою долю эмоций.

Психологическая специфика профессионально общения сотрудников ОВД определяется наличием сложностей в установлении общения: конфликтный характер отношений, формализация общения, наличие множественных целей в каждом акте общения, специфичность поводов для вступления в общение, специфика психических состояний участников общения, особое значение психологического контакта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...