Вопрос 2. Педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство - проявление высокого уровня педагогической деятельности. Как научная проблема, она возникла в XIX в. А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. " Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко). Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т. е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исключением отдельных) наделены самой природы качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. При этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др. ), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены " по полочкам", т. е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности. Мастер - это педагог, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт многих педагогов показывает, что можно. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы.
Этапы этого пути такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ. Показатели мастерства педагога: Искусство педагога, воспитателя особенно проявляется в умении учить на занятиях. Опытный педагог добивается усвоения программного материала именно на занятии. Для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных педагогов состоит в умении управлять деятельностью. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Педагог-мастер должен обладать даром заставлять думать на занятии, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Следующая составная часть педагогического мастерства - это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у воспитанника нравственность, трудолюбие, самостоятельность. Воспитатель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания. Педагог-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача его - найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность воспитателя, интересные примеры, остроумные замечания и т. п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу - вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету. Суть педагогического мастерства- это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора воспитателя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом. К элементам педагогического мастерства относятся: 1. Гуманистическая направленность деятельности. Заключается в направленности деятельности педагога на личность другого человека, утверждение словом и делом высоких духовных ценностей, моральных норм поведения и отношений. Предусматривает гуманистический проявление его ценностного отношения к педагогической деятельности, ее цели, содержания, средств, субъектов. Тот, кто не любит и не уважает детей, учащихся, не может достичь успеха в педагогическом труде, ибо только искренняя любовь и глубокое уважение педагога к воспитанникам порождают ответную любовь и уважение к нему, к его идеям, взглядов, убеждений, знаний, он учит добывать.
2. Профессиональная компетентность, профессионализм. Предполагают наличие профессиональных знаний (общественных, психолого-педагогических, предметных, прикладных умений и навыков), их содержанием является знание предмета, методики его преподавания, знание педагогики и психологии. Особенностями профессиональных знаний является их комплексность (требует умения синтезировать материал, анализировать педагогические ситуации, выбирать средства взаимодействия), одухотворенность (высказывания собственного мнения, понимания проблемы, своих соображений). Профессионализм педагога- это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности, обеспечивающие качественно новый, высокий уровень решения сложных профессиональных задач. Педагог должен овладеть необходимыми средствами, которые обеспечивают не только педагогический влияние на питомца, но и взаимодействие, сотрудничество и сотворчество с ним. Средства: интеллектуальные, моральные и духовные. К интеллектуальным средствам относятся сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей ученика. К моральным - любовь к людям, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику - все, что составляет основу профессиональной этики учителя. Духовные средства - основа его общей и педагогической культуры. 3. Педагогические способности. Совокупность психических особенностей педагога, необходимых для успешного овладения педагогической деятельностью, ее эффективного осуществления. Главными способностями являются:
толерантность (толерантность - в современный язык трактует как готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, при этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются); - коммуникативность (потребность в общении, способность легко налаживать контакты, вызывать положительные эмоции у собеседника и чувствовать удовольствие от общения); - перцептивные способности (профессиональная проницательность, внимательность, интуиция, способность воспринимать и понимать другую человека, его психологическое состояние по внешним признакам); - динамизм личности (способность активно влиять на другую личность); - эмоциональная стабильность (владение собой, самоконтроль, саморегуляция); - оптимистическое прогнозирование (предвидение развития личности с ориентацией на положительное в ней); - креативность (способность к творчеству, генерирования новых идей, избегание традиционных схем, оперативного решение проблемных ситуаций); - влиятельность (способность повлиять на психическое и моральное мир детей в определенном направлении, сближаться с ними, приобретать доверие, любовь и уважение, глубоко проникать в их внутренний мир, конструировать, проектировать его). 4. Педагогическая техника(искусство, мастерство, умение). Она предусматривает наличие специфических средств, умений, особенностей поведения педагога: высокую культуру речи, способность владеть мимикой, пантомимикой, жестами, умение одеваться, следить за своим внешним видом, умение руководствоваться основами психотехники (понимание педагогом собственного психического состояния, умение управлять собой), способность к «Видение» внутреннего состояния воспитанников и адекватного воздействия на них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|