Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Характеристика методов воспитания сотрудников ОВД




Методы воспитания – это совокупность средств и приемов систематического воздействия на человека с целью формирования у него необходимых качеств для выполнения определенной деятельности. Выбор метода определяется целью воздействия, условиями, в которых оно осуществляется, состоянием объекта воздействия. Также немаловажным при выборе метода представляется знание типичных ошибок, к которым можно, в частности, отнести абсолютизацию какого-то одного метода, переоценку собственных возможностей и неадекватную оценку объекта воздействия.

Среди методов выделяют методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия. К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику и самокритику. Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность сотрудника путем включения его в систему общественных ценностей и отношений. К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение, а также ценностные установки, которые были сформированы в процессе воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего положительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции. Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три под группы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и реконструкции характера. Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: методы «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия. Ни один из них нельзя считать универсальным, решающим все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используются в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздействия на личный состав.

Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его - истинное проявление педагогического мастерства руководителя. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого применения различных методов.

Классификация методов воспитания включает методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседу, пример); методы формирования поведения (соревнование, упражнение); методы мотивирования и стимулирования деятельности и поведения (поощрение, наказание, одобрение, порицание, критику); методы самовоспитания (самовнушение, самокритику).

Итак, охарактеризуем различные методы профессионального воспитания сотрудников ОВД. Методы формирования сознания личности занимают ведущее место в профессиональном воспитании. К данной группе относятся методы разностороннего влияния на сознание, чувства, волю с целью формирования взглядов и убеждений. Метод убеждения позволяет сформировать в сознании систему профессиональных, а также мировоззренческих, правовых, этических ценностей и на этой основе определять мотивы поведения. Говоря более лаконично, метод убеждения представляет собой воздействие на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений. По своей психологической структуре убеждения - это знания, слившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями. Слияние познавательной деятельности с чувствами и волей приводит к тому, что те или иные идеи внутренне воспринимаются и становятся побудителем действий, начинают определять поведение человека. В применении метода убеждения можно выделить два основных на правления: убеждение словом и убеждение делом. К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия; личный показ; опора на личный опыт воспитуемых; показ опыта других; использование силы общественного мнения; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам воспитуемых; оценка поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка); задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т. д. Характерные средства убеждения словом - разъяснение, доказательство и опровержение.

Весьма распространенное и действенное средство - формирование убеждений путем разъяснения. Разъяснить - значит добиться, чтобы собеседник понял смысл явления, события, документа, определил свое отношение к нему, умел дать ему правильную оценку. Важный вид убеждения - опровержение. Оно применяется, когда приходится переубеждать сотрудника в каком-то теоретическом или практическом вопросе, опровергать несостоятельность его доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже ошибочных, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний. Условия успешного применения метода убеждения: личная авторитетность лица, оказывающего воспитательное воздействие; знание психологических особенностей объектов воспитания; обстановка взаимного доверия, психологического контакта; умение учесть эмоциональное состояние собеседника в данный момент; учет возраста, семейного положения, культурного уровня сотрудников ОВД; искренность, правдивость, достоверность доводов и фактов.

Метод примера состоит в такой организации воспитательных воздействий, которые влияют на сознание и поведение через создание образца для подражания. Метод примера - целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников положительными образцами поведения, действий, отношений к людям, работы над собой, накопленными в коллективе, системе органов внутренних дел, в истории МВД и страны, призванными служить образцом для подражания, средством самовоспитания. Такие примеры бывают непосредственного и опосредованного воспитывающего влияния. К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример руководителя и сослуживцев. Личному примеру руководителя принадлежит особое место, так как его пример - решающее условие воспитания и образец для подражания, усиливающее или ослабляющее действие других методов воспитания. Важны и примеры опосредованного воздействия - через устное слово, литературу, кинофильмы, театр, примеры жизни и деятельности исторических личностей, героизма и подвига при несении службы. Воспитание на положительном примере должно содействовать тому, чтобы сформировалась вера в положительного героя, существующего в реальности и пробуждающего желание на него быть похожим. Основой примера выступает склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может быть сознательным или приобретать форму механического копирования. Для успешной реализации возможностей воспитания на положительном примере необходимы определенные условия:

- пример приобретает силу воспитательного влияния в том случае, если органически связан с ценными положительными качествами личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно;

- чем больше сотрудник осознает ценность примера, тем сильнее влияние положительного примера;

- пример должен быть доступен для подражания;

- важно наличие общественного мнения, поддерживающего пример;

- одним из условий выступает осознание сотрудником ОВД необходимости работать над собой, самокритичность;

- на эффективность примера влияет и его яркость, эмоциональность, заразительность.

Методы формирования сознания личности реализуются, например, на лекциях, беседах, конференциях.

Методы формирования поведения: методы приучения, упражнения, состоящие в такой организации повседневной жизни, которая способствует формированию навыков адекватного профессионального поведения. Приучение, как правило, применяется для формирования профессионально значимых привычек: соблюдения профессиональных норм, внутреннего распорядка в подразделении ОВД, внешнего вида, правил культурного общения, элементарных трудовых навыков. Упражнение применяется для развития волевых качеств, самообладания и саморегуляции. Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Поэтому ему не только необходимо разъяснить и показать на примере, как надо действовать, но и следует научить поступать правильно. Это достигается с помощью метода упражнения - такой организации повседневной профессиональной деятельности, службы, поручения дел и заданий, которая позволяла бы личному составу органа внутренних дел, подразделений, отдельным сотрудникам действуя накапливать опыт правильного поведения, развивать у себя нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом. Условия успешного применения методов приучения и упражнения:

- осознание объектом воспитания целесообразности предъявляемых требований;

- устойчивость предъявляемых требований;

- конкретность и понятность требований;

- систематичность и регулярность упражнений, что позволяет вырабатывать у сотрудника привычку четко выполнять требования устава и присяги;

- всесторонний учет индивидуальных особенностей сотрудников, поддержание их усилий по выработке положительных качеств;

- доступность требований по объему, срокам и качеству выполнения;

- единство требований со стороны трудового коллектива.

Методы мотивирования - система воздействия на сознание и поведение, создающая внутренний стимул правильного поведения (соревнование, критика, поощрение, наказание). Поощрение, как метод воспитания, представляет собой систему воздействий, которая выражается в форме положительной оценки поведения и работы сотрудника ОВД, побуждает его к новым успехам, стимулирует стремление следовать положительным образцам. Метод поощрения применяется для закрепления положительных привычек и лучших качеств сотрудника. Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства человека и тем самым вызвать у него состояние удовлетворенности своими поступками, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Метод поощрения эффективен, если применяется правильно и сочетается с другими методами и приемами воспитательного воздействия. При применении командирами мер поощрения необходимо избегать ряда типичных ошибок. Основные из них таковы: слишком частые поощрения; общие формулировки оснований для поощрения; низкая популяризация поощренных сотрудников. Условия успешного применения: выявление изменений к лучшему и подчеркивание их наличия; обоснованность и заслуженность поощрения; одобрение общественным мнением; положительный эмоциональный настрой у сотрудников ОВД, создаваемый формой вынесения поощрения. Приемы метода – одобрение, создание перспектив, похвала, доверие, сочетание моральных и материальных стимулов. Остановимся подробнее на характеристике системы стимулирования служебной деятельности сотрудников ОВД.

Система стимулирования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий, активизирующих деятельность сотрудника для достижения поставленных целей.

Значение материальных стимулов возрастает при низком уровне обеспеченности сотрудников и, наоборот, снижается при существенном повышении его средних значений. Чаще всего материальные стимулы применяют, если возможно выделить результат отдельного работника, группы, подразделения. Этот вид стимулирования представляет собой определенную сложность, когда речь идет об управленческом труде. Не денежные стимулы способствуют уверенности в завтрашнем дне. Эти стимулы становятся актуальными при экономической нестабильности общества, выполнении служебных задач повышенной опасности. Социально-психологические стимулы относятся к нематериальным стимулам и воздействуют на потребности социальные. Творческие стимулы способствуют не только активному использованию своего потенциала, но и его наращиванию, созданию творческой обстановки, удовлетворению потребностей в самовыражении.

Наказание – система мер воздействия, создающая отрицательный эмоциональный настрой в отношении реального поведения сотрудника ОВД. В последнее время более корректным считается использование термина «принуждение» (а не «наказание»). Обращаясь к опыту военных педагогов, можно сказать, что принуждение – метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на сотрудников, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих дисциплину с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить свое поведение. Принуждение может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава. Применять на практике метод принуждения - это не просто объявлять взыскания, здесь требуется большое педагогическое искусство. Основные средства принуждения: осуждающий взгляд руководителя, замечание; напоминание об обязанностях службы; запрещение, категорическое требование; приказ; низкие оценки на занятиях, зачетах и проверках; осуждение проступков перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.

Важно отметить, что, в целом наказание редко приводит к устойчивому повышению эффективности труда, часто человек лишь учится, как избежать в дальнейшем ответственности за свой поступок. В то же время положительная оценка поступка, особенно безотлагательная, не только формирует поведение, но и удовлетворяет нашу естественную потребность в повышении самооценки. Поэтому методы поощрения и наказания (принуждения) следует сочетать.

Наряду с рассмотренными также используются и другие частные методы и приемы воспитания.

Соревнование, как метод педагогического воздействия, состоит в та кой организации деятельности, которая основана на действии психологических механизмов состязательности и побуждает их развитие и совершенствование. Условия применения метода соревнования: четкое определение целей, задач, объектов соревнования; наличие критериев соревнования; создание равных условий для соревнующихся; достойное стимулирование победителей.

Общественное мнение - побуждение сотрудника к выражению определенного отношения к поведению коллеги, нацеленное на создание у него внутренней установки к определенному виду деятельности.

Создание ситуации успеха – создание для сотрудника таких условий, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, социальный статус, самооценка.

Доверие заключается в стремлении руководителя опереться на положительное в личности подчиненного. В результате сотрудник, почувствовав доверие со стороны начальника, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие.

Метод критики состоит в осуждении поведения или установок сотрудника со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности, а на оказание ей помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Практика показывает, что наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности. Целесообразность применения метода критики обусловливается тем, что требование должно исходить от значимой для сотрудника ОВД группы или авторитетной личности, иначе оно не будет принято. Условия успешности применения метода критики: убедительность и объективность содержания; позитивность и доброжелательность; наличие общественного мнения, поддерживающего требования критикующего; показ пути устранения отмеченного недостатка.

Наряду с рассмотренными методами огромную роль играет самовоспитание - процесс сознательного, целенаправленного формирования человеком самого себя. Он имеет двойственную природу: выработку желаемых, представляющихся человеку ценными качеств и преодоление недостатков, избавление от негативных в представлении субъекта качеств, привычек и черт характера. Самовоспитание обязательно предполагает определенный уровень готовности и способности личности к самоанализу, сравнению своих поступков с поступками других людей, выработки устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Все это показывает, что существует сложная взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием. Воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует, направляет и конкретизирует его. В свою очередь, самовоспитание как результат воспитания придает тому действенность и в какой-то мере завершенность. Необходимое условие успеха в работе по самовоспитанию - самокритичность, ответственность за свои поступки, действия и образ жизни, последовательность, настойчивость в выполнении поставленной цели. Процесс профессионального самовоспитания имеет свои этапы развития:

- планирование работы по самовоспитанию;

- самопознание и самоизучение;

- работу по самовоспитанию, связанную с самоорганизацией и использованием разнообразных методов, приемов и средств;

- саморегулирование и самокорректировку человеком процесса самовоспитания на всех этапах деятельности.

В педагогической практике используются следующие мeтoды и пpиeмы самовоспитания: самоубеждение, самоорганизация, самоконтроль, самовнушение, самостоятельное упражнение, самокритика, самопоощрение, самонаказание, самопринуждение, самоизучение, самоотчет, самокорректировка. Самоубеждение - спор с самим собой, когда происходит разрешение противоречий между личными взглядами и требованиями профессионального долга. Выработанные посредством самоубеждения взгляды делают человека уверенным и настойчивым в достижении поставленной цели. Самоорганизация - программа действий, при реализации которой сотрудник управляет собой и добивается поставленной цели. Аутотренинг – тренировка, специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул, которые многократно повторяются. Самоанализ, самоотчет, самоконтроль - наблюдение за своей деятельностью. Его сущность состоит в том, что личность анализирует мероприятия по самовоспитанию, вносит коррективы в программу работы над собой и оценивает ее. Активно используются и такие приемы самовоспитания, как самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самонаказание и другие. В самовоспитании главное - уметь управлять собой, добиваться цели. Цели самовоспитания:

- развитие положительных качеств;

- устранение отрицательных, негативных качеств;

- формирование новых качеств;

- выработка правил поведения.

Для этого необходим постоянный, систематический самоконтроль, критический подход к своему поведению, волевые усилия и напряжение всех духовных и физических сил. Самовоспитание требует тщательного планирования, которое должно быть продуманным, перспективным и четким; оно предполагает комплексный подход, предусматривающий использование всех форм, методов и средств. Большое воздействие на самовоспитание оказывают организация службы в соответствии с требованиями уставов и приказов, поддержание порядка и организованности в подразделениях. В руководстве самовоспитанием большое значение имеет деятельность руководителей и воспитателей по разъяснению сущности, значения и конкретных путей самовоспитания. Большую роль играет продуманная система стимулирования процесса самовоспитания. Она включает словесное одобрение руководителем, поддержку разумной инициативы, объективную оценку поступков подчиненных. Основные предпосылки самовоспитания сотрудников ОВД:

- наличие осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания;

- понимание сотрудником ОВД смысла профессиональной деятельности;

- наличие умений и навыков осуществления самовоспитания,

- положительное отношение к выполнению профессионального долга. Подводя итог рассмотрению данного вопроса важно сказать о целесообразности комплексного использования форм и методов профессионального воспитания и самовоспитания, так как ни один метод, взятый изолированно, без учета обстоятельств и индивидуальных особенностей сотрудников, не может эффективно решить задачи воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...