Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Характеристика форм воспитания сотрудников




Вопрос 2. Характеристика форм воспитания сотрудников

органов внутренних дел

Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы воспитания.

Форма воспитания – это внешнее выражение его содержания. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности: духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. Содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Форму воспитательной работы сотрудников ОВД можно определить как компонент организации воспитательного процесса, регулирующий отношения воспитателей и сотрудников органов внутренних дел. Форма организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Сложный, продолжительный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разных форм. Они способны динамично изменяться, а их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, возраста и количества сотрудников ОВД и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Организационные формы воспитания классифицируют в зависимости от количества воспитуемых. С учетом этого определяются такие формы, как массовая, групповая и индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе совместной деятельности и общения. Индивидуальная воспитательная работа является наиболее эффективной формой воздействия на личность. При этом широко используются следующие ее формы:

 - индивидуальная беседа,

 - индивидуальная помощь,

 - индивидуальные задания и поручения,

 - индивидуальный контроль,

 - заслушивание отчетов (сообщений) сотрудников,

 - посещение сотрудников по месту их жительства,

 - использование средств дисциплинарного и морального воздействия.

Групповые формы воспитательной работы наиболее широко используются при проведении государственно-правового информирования. К ним относятся:

 - информационный час,

 - дискуссия,

- групповые беседы,

 - доклад и др.

Коллективные формы воспитательной работы:

 - общие собрания сотрудников ОВД,

 - торжественные ритуалы,

- празднования,

 - вечера вопросов и ответов,

 - тематические вечера,

 - научные и научно-практические конференции,

 - экскурсии,

 - наглядная агитация.

Формы воспитательной деятельности классифицируют в зависимости от методики воспитательного воздействия. При этом они подразделяются наследующие виды:

1) словесные формы (собрания, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы);

2) практические (деловые игры, экскурсии, конкурсы, занятия в кружках);

3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т. п. ).

Они приемлемы, прежде всего, при проведении разовых, целевых воспитательных мероприятий. В целом, в основе выбора форм воспитательной работы находится педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности воспитателя и уровня развития воспитуемого; особенностей коллектива и его традиций; технических и материальных возможностей подразделения ОВД, необходимых для проведения воспитательных мероприятий. Определение наиболее целесообразной формы организации воспитательной деятельности - это только первый шаг к достижению воспитательной задачи. Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения сотрудников ОВД к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, стимулировании творческих поисков при ее подготовке, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Специалистами в области работы с персоналом в ОВД были определены основные направления и соответствующие им формы воспитательной работы в ОВД. Так, воспитательная работа осуществляется в следующих основных направлениях:

1) профессионально-нравственное воспитание;

2) правовое воспитание (в том числе укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава);

3) патриотическое воспитание;

4) формирование государственно-правового мировоззрения;

5) эстетическое воспитание.

Для обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания:

- лекция;

- доклад;

- беседа (групповая или индивидуальная);

- общее собрание сотрудников по категориям;

- служебное совещание;

- инструктивное занятие (инструктаж);

- митинг личного состава;

- вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет);

- вечер вопросов и ответов;

- тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий);

- устный журнал;

- диспут;

- дискуссия;

- викторина;

- экскурсия;

- научно-практическая (читательская) конференция.

Рассмотрим возможности применения этих форм в процессе реализации направлений воспитательной работы в ОВД. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс формирования профессионально-этических знаний, нравственных убеждений, моральных качеств, готовности соблюдать нормы профессиональной этики и выполнять служебный долг. К формам профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД относят:

 - помещение фотографий лучших сотрудников на Доску почета;

- пропаганда достижений и опыта передовых сотрудников и коллективов;

- пропаганда норм профессиональной этики;

- индивидуальные беседы;

- обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов (младшего, среднего и старшего начальствующего состава);

- обсуждение нарушений сотрудником профессионально-этических принципов и норм, предусмотренных Кодексом профессиональной этики сотрудника ОВД (по итогам рассмотрения вопроса о нарушении про- фессионально-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание);

 - работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий.

В связи с возрастающей ролью религии в обществе в процессе духовно-нравственного воспитания личного состава ОВД чаще приглашаются священослужители, которые проводят беседы, организуют православные чтения, включающие вопросы нравственности, участвуют в собраниях личного состава.

Кроме того, важно нравственное влияние личности и деятельности руководителя, а именно его авторитета, порядочности, справедливости, внимания к нуждам подчиненных. В то же время представляется возможным рассматривать и наставничество как форму осуществления воспитательной работы с молодыми сотрудниками ОВД, способствующую их более быстрой профессиональной адаптации.

Формами правового воспитания сотрудников ОВД могут выступать правовое просвещение, пропаганда и агитация, содержание которых в от- ношении только поступивших на службу, уже работающих рядовых сотрудников и руководящего состава будет значительно различаться в связи с разным уровнем их личной подготовки, а также в связи с различными задачами и содержанием их деятельности. Правовое воспитание сотрудников ОВД может осуществляться с использованием научно-образовательных Интернет-ресурсов. Для повышения правовой культуры можно выделить следующие виды телекоммуникационных технологий:

1) электронные библиотеки правовой ин формации;

2) информационные сайты министерств и ведомств;

3) юридические консультации;

4) дискуссионные клубы;

5) поисковые системы правовой информации;

6) юридические Интернет-конференции.

Особая роль при осуществлении правового воспитания принадлежит руководителю. В органах внутренних дел наиболее широкое распространение получили следующие формы деятельности руководителей по правовому воспитанию сотрудников ОВД:

- организация проведения занятий по служебной подготовке, направленных на закрепление знаний Конституции и других нормативно-правовых актов с приглашением представителей местной администрации, ученых-юристов, работников прокуратуры и суда. На таких занятиях следует прививать сотрудникам уважение к закону, разъяснять требования норм административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение проступков и преступлений, раскрывать содержание норм служебной дисциплины;

- пропаганда профессионального и добросовестного выполнения служебных обязанностей (демонстрация результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами, их смелых и решительных поступков, умелых и эффективных действий в борьбе с преступниками), способствующая воспитанию дисциплинированности и профессионально значимых качеств; для этого можно использовать устные журналы, средства массовой информации;

- использование института наставничества, в том числе организация изучения с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;

- соблюдение руководителями предписаний нормативно-правовых актов, касающихся гарантий и прав сотрудников ОВД, социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, получившими ранения, а также семьям погибших сотрудников органов внутренних дел.

Важной составляющей правового воспитания сотрудников выступает укрепление служебной дисциплины и законности. В работе по укреплению служебной дисциплины и законности используются следующие основные формы:

- информирование личного состава о мерах юридической ответственности сотрудников за совершение правонарушений;

- правовая пропаганда, правовое воспитание и гуманитарно-правовая подготовка сотрудников;

- рассмотрение и разрешение руководителями предложений, заявлений, жалоб, поступающих в органы (учреждения), а также прием посетителей;

- вечера вопросов и ответов с сотрудниками органов (учреждений);

- производство в установленном порядке служебных проверок по фактам правонарушений, совершенных сотрудниками органов (учреждений), выработка и принятие профилактических мер;

- целевые плановые и внеплановые проверки работы руководителей подразделений по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава;

- контрольно-профилактические рейды по поддержанию дорожно-транспортной дисциплины, проверке соблюдения сотрудниками правил дорожного движения, целевого использования служебного автотранспорта, предупреждению совершения ими дорожно-транспортных происшествий;

- совместные совещания по выработке направлений и форм взаимодействия, изучению и распространению позитивного опыта работы по поддержанию высокого уровня служебной дисциплины и законности;

- издание приказов и иных нормативных правовых актов, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности, ликвидацию условий, способствующих совершению правонарушений;

- правовое реагирование на протесты и представления прокуроров, судебные решения;

- обобщение и внедрение позитивного опыта работы по укреплению служебной дисциплины и законности;

- ежемесячное подведение итогов работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органе (учреждении).

Ряд мер, направленных на правовое воспитание и укрепление дисциплины и законности рассматривается юридическими педагогами. Так, предлагается на занятиях по служебно-боевой подготовке осуществлять показ результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами. Для этого может использоваться стенная и многотиражная печать и иные средства массовой информации и наглядной агитации. Не малую роль играет организация четкой работы аттестационных комиссий - деятельность данного института позволяет дать оценку служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым к нему требованиям, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на его правомерное поведение и результаты деятельности. Целесообразно использование института наставничества, при этом очень важен систематический контроль со стороны руководителей за выполнением подчиненными своих служебных обязанностей. К нарушителям дисциплины применяются меры материального ограничения установление минимального оклада по должности; снижение размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; лишение единовременного денежного вознаграждения за недобросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года и др. Обосновано и использование дисциплинарной практики, а именно анализ количества и характера правонарушений, выявлению мотивов, поводов, условий, им способствовавших, и устранения причин, способствовавших нарушению дисциплины и законности личным составом ОВД.

На формирование государственно-правового мировоззрения направлена информационно-пропагандистская работа, предусматривающая предоставление и разъяснение личному составу необходимой для служебной деятельности информации, убеждения сотрудников в правильности государственной правоохранительной политики.

Одним из направлений профессионально-нравственного воспитания выступает патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел, сотрудников воспитательных подразделений, по формированию у сотрудников патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского и служебного долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Большую роль в патриотическом воспитании сотрудников ОВД играет такая его форма как ритуалы. Ритуал – составная часть обряда, исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, упорядоченная система действий. В современных условиях ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Ритуал в жизни работников органов внутренних дел — это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувственной форме отношение к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из высшего учебного заведения, торжественные построения.

Эстетическое воспитание в ОВД осуществляется посредством культурно-просветительской работы с сотрудниками. Связь культурно-массовых мероприятий с задачами, решаемыми службами, повседневное внимание к культурным запросам сотрудников ОВД и членам их семей к их содержательному досугу — отличительная черта работы этих учреждений. В проведении культурно-просветительной работы используются следующие основные формы: концерты, смотры, конкурсы и выставки самодеятельного художественного творчества; спортивно-театрализованные представления, вечера отдыха, детские и семейные праздники; коллективные посещения учреждений культуры, просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, концертных программ; занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях по различным отраслям и жанрам художественного и прикладного самодеятельного творчества; экскурсии в музеи, художественные галереи, выставочные залы, по памятным местам, связанным с историей Отечества; занятия в университетах, школах, лекториях и на факультетах культуры (эстетического воспитания); творческие встречи с деятелями искусства и культуры, представителями традиционных религиозных конфессий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...