Вопрос 2. Характеристика форм воспитания сотрудников
Вопрос 2. Характеристика форм воспитания сотрудников органов внутренних дел Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы воспитания. Форма воспитания – это внешнее выражение его содержания. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности: духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. Содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Форму воспитательной работы сотрудников ОВД можно определить как компонент организации воспитательного процесса, регулирующий отношения воспитателей и сотрудников органов внутренних дел. Форма организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Сложный, продолжительный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разных форм. Они способны динамично изменяться, а их выбор зависит от цели и содержания воспитательной работы, возраста и количества сотрудников ОВД и других условий, в которых протекает процесс воспитания. Организационные формы воспитания классифицируют в зависимости от количества воспитуемых. С учетом этого определяются такие формы, как массовая, групповая и индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе совместной деятельности и общения. Индивидуальная воспитательная работа является наиболее эффективной формой воздействия на личность. При этом широко используются следующие ее формы:
- индивидуальная беседа, - индивидуальная помощь, - индивидуальные задания и поручения, - индивидуальный контроль, - заслушивание отчетов (сообщений) сотрудников, - посещение сотрудников по месту их жительства, - использование средств дисциплинарного и морального воздействия. Групповые формы воспитательной работы наиболее широко используются при проведении государственно-правового информирования. К ним относятся: - информационный час, - дискуссия, - групповые беседы, - доклад и др. Коллективные формы воспитательной работы: - общие собрания сотрудников ОВД, - торжественные ритуалы, - празднования, - вечера вопросов и ответов, - тематические вечера, - научные и научно-практические конференции, - экскурсии, - наглядная агитация. Формы воспитательной деятельности классифицируют в зависимости от методики воспитательного воздействия. При этом они подразделяются наследующие виды: 1) словесные формы (собрания, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы); 2) практические (деловые игры, экскурсии, конкурсы, занятия в кружках); 3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т. п. ). Они приемлемы, прежде всего, при проведении разовых, целевых воспитательных мероприятий. В целом, в основе выбора форм воспитательной работы находится педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности воспитателя и уровня развития воспитуемого; особенностей коллектива и его традиций; технических и материальных возможностей подразделения ОВД, необходимых для проведения воспитательных мероприятий. Определение наиболее целесообразной формы организации воспитательной деятельности - это только первый шаг к достижению воспитательной задачи. Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения сотрудников ОВД к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, стимулировании творческих поисков при ее подготовке, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.
Специалистами в области работы с персоналом в ОВД были определены основные направления и соответствующие им формы воспитательной работы в ОВД. Так, воспитательная работа осуществляется в следующих основных направлениях: 1) профессионально-нравственное воспитание; 2) правовое воспитание (в том числе укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава); 3) патриотическое воспитание; 4) формирование государственно-правового мировоззрения; 5) эстетическое воспитание. Для обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания: - лекция; - доклад; - беседа (групповая или индивидуальная); - общее собрание сотрудников по категориям; - служебное совещание; - инструктивное занятие (инструктаж); - митинг личного состава; - вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет); - вечер вопросов и ответов; - тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий); - устный журнал; - диспут; - дискуссия; - викторина; - экскурсия; - научно-практическая (читательская) конференция. Рассмотрим возможности применения этих форм в процессе реализации направлений воспитательной работы в ОВД. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс формирования профессионально-этических знаний, нравственных убеждений, моральных качеств, готовности соблюдать нормы профессиональной этики и выполнять служебный долг. К формам профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД относят:
- помещение фотографий лучших сотрудников на Доску почета; - пропаганда достижений и опыта передовых сотрудников и коллективов; - пропаганда норм профессиональной этики; - индивидуальные беседы; - обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов (младшего, среднего и старшего начальствующего состава); - обсуждение нарушений сотрудником профессионально-этических принципов и норм, предусмотренных Кодексом профессиональной этики сотрудника ОВД (по итогам рассмотрения вопроса о нарушении про- фессионально-этических принципов и норм сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание); - работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий. В связи с возрастающей ролью религии в обществе в процессе духовно-нравственного воспитания личного состава ОВД чаще приглашаются священослужители, которые проводят беседы, организуют православные чтения, включающие вопросы нравственности, участвуют в собраниях личного состава. Кроме того, важно нравственное влияние личности и деятельности руководителя, а именно его авторитета, порядочности, справедливости, внимания к нуждам подчиненных. В то же время представляется возможным рассматривать и наставничество как форму осуществления воспитательной работы с молодыми сотрудниками ОВД, способствующую их более быстрой профессиональной адаптации. Формами правового воспитания сотрудников ОВД могут выступать правовое просвещение, пропаганда и агитация, содержание которых в от- ношении только поступивших на службу, уже работающих рядовых сотрудников и руководящего состава будет значительно различаться в связи с разным уровнем их личной подготовки, а также в связи с различными задачами и содержанием их деятельности. Правовое воспитание сотрудников ОВД может осуществляться с использованием научно-образовательных Интернет-ресурсов. Для повышения правовой культуры можно выделить следующие виды телекоммуникационных технологий:
1) электронные библиотеки правовой ин формации; 2) информационные сайты министерств и ведомств; 3) юридические консультации; 4) дискуссионные клубы; 5) поисковые системы правовой информации; 6) юридические Интернет-конференции. Особая роль при осуществлении правового воспитания принадлежит руководителю. В органах внутренних дел наиболее широкое распространение получили следующие формы деятельности руководителей по правовому воспитанию сотрудников ОВД: - организация проведения занятий по служебной подготовке, направленных на закрепление знаний Конституции и других нормативно-правовых актов с приглашением представителей местной администрации, ученых-юристов, работников прокуратуры и суда. На таких занятиях следует прививать сотрудникам уважение к закону, разъяснять требования норм административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение проступков и преступлений, раскрывать содержание норм служебной дисциплины; - пропаганда профессионального и добросовестного выполнения служебных обязанностей (демонстрация результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами, их смелых и решительных поступков, умелых и эффективных действий в борьбе с преступниками), способствующая воспитанию дисциплинированности и профессионально значимых качеств; для этого можно использовать устные журналы, средства массовой информации; - использование института наставничества, в том числе организация изучения с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; - соблюдение руководителями предписаний нормативно-правовых актов, касающихся гарантий и прав сотрудников ОВД, социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, получившими ранения, а также семьям погибших сотрудников органов внутренних дел. Важной составляющей правового воспитания сотрудников выступает укрепление служебной дисциплины и законности. В работе по укреплению служебной дисциплины и законности используются следующие основные формы: - информирование личного состава о мерах юридической ответственности сотрудников за совершение правонарушений;
- правовая пропаганда, правовое воспитание и гуманитарно-правовая подготовка сотрудников; - рассмотрение и разрешение руководителями предложений, заявлений, жалоб, поступающих в органы (учреждения), а также прием посетителей; - вечера вопросов и ответов с сотрудниками органов (учреждений); - производство в установленном порядке служебных проверок по фактам правонарушений, совершенных сотрудниками органов (учреждений), выработка и принятие профилактических мер; - целевые плановые и внеплановые проверки работы руководителей подразделений по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава; - контрольно-профилактические рейды по поддержанию дорожно-транспортной дисциплины, проверке соблюдения сотрудниками правил дорожного движения, целевого использования служебного автотранспорта, предупреждению совершения ими дорожно-транспортных происшествий; - совместные совещания по выработке направлений и форм взаимодействия, изучению и распространению позитивного опыта работы по поддержанию высокого уровня служебной дисциплины и законности; - издание приказов и иных нормативных правовых актов, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности, ликвидацию условий, способствующих совершению правонарушений; - правовое реагирование на протесты и представления прокуроров, судебные решения; - обобщение и внедрение позитивного опыта работы по укреплению служебной дисциплины и законности; - ежемесячное подведение итогов работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органе (учреждении). Ряд мер, направленных на правовое воспитание и укрепление дисциплины и законности рассматривается юридическими педагогами. Так, предлагается на занятиях по служебно-боевой подготовке осуществлять показ результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами. Для этого может использоваться стенная и многотиражная печать и иные средства массовой информации и наглядной агитации. Не малую роль играет организация четкой работы аттестационных комиссий - деятельность данного института позволяет дать оценку служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым к нему требованиям, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на его правомерное поведение и результаты деятельности. Целесообразно использование института наставничества, при этом очень важен систематический контроль со стороны руководителей за выполнением подчиненными своих служебных обязанностей. К нарушителям дисциплины применяются меры материального ограничения установление минимального оклада по должности; снижение размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; лишение единовременного денежного вознаграждения за недобросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года и др. Обосновано и использование дисциплинарной практики, а именно анализ количества и характера правонарушений, выявлению мотивов, поводов, условий, им способствовавших, и устранения причин, способствовавших нарушению дисциплины и законности личным составом ОВД. На формирование государственно-правового мировоззрения направлена информационно-пропагандистская работа, предусматривающая предоставление и разъяснение личному составу необходимой для служебной деятельности информации, убеждения сотрудников в правильности государственной правоохранительной политики. Одним из направлений профессионально-нравственного воспитания выступает патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел, сотрудников воспитательных подразделений, по формированию у сотрудников патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского и служебного долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Большую роль в патриотическом воспитании сотрудников ОВД играет такая его форма как ритуалы. Ритуал – составная часть обряда, исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, упорядоченная система действий. В современных условиях ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Ритуал в жизни работников органов внутренних дел — это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувственной форме отношение к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из высшего учебного заведения, торжественные построения. Эстетическое воспитание в ОВД осуществляется посредством культурно-просветительской работы с сотрудниками. Связь культурно-массовых мероприятий с задачами, решаемыми службами, повседневное внимание к культурным запросам сотрудников ОВД и членам их семей к их содержательному досугу — отличительная черта работы этих учреждений. В проведении культурно-просветительной работы используются следующие основные формы: концерты, смотры, конкурсы и выставки самодеятельного художественного творчества; спортивно-театрализованные представления, вечера отдыха, детские и семейные праздники; коллективные посещения учреждений культуры, просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, концертных программ; занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях по различным отраслям и жанрам художественного и прикладного самодеятельного творчества; экскурсии в музеи, художественные галереи, выставочные залы, по памятным местам, связанным с историей Отечества; занятия в университетах, школах, лекториях и на факультетах культуры (эстетического воспитания); творческие встречи с деятелями искусства и культуры, представителями традиционных религиозных конфессий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|