Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА № 6. Методы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел.




ТЕМА № 6. Методы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел.

План:

1. Общая характеристика форм и методов воспитания

2. Характеристика форм воспитания сотрудников ОВД

3.  Характеристика методов воспитания сотрудников ОВД

Основные понятия: метод, способ, форма, воспитание, воспитательная работа, личность, коллектив, влияние, воздействие.

 

Литература:

45. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

46. Педагогика: Электронный учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: КноРус, 2010.

47. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 476.

48. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

49. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 154.

50. Ситковец О. Н., Ситковец Н. Г. Психология правового просвещения, пропаганды и агитации (в органах внутренних дел): Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 20.

51. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. С. 267.


Вопрос 1. Общая характеристика форм и методов воспитания

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королёв акцентировали внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения воспитанника. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

В. А. Сластенин предлагает систему общих методов воспитания, которая включает в себя:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др. );

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Весьма значимыми представляются мысли М. И. Рожкова о том, что методы воспитания связаны с семью сущностными сферами личности, и его же идея бинарности методов воспитания (способ управления для воспитателя и способ самовоспитания для ребенка (взрослого)). Предложенные М. И. Рожковым методы можно разделить на предполагающие информационный обмен (методы воздействия на интеллектуальную сферу) и развернутые на состояние (методы воздействия на эмоциональную, волевую, предметно-практическую сферы). Исходя из этого воспитание связано с информационным воздействием и воздействием на состояние, а воспитанник может преодолевать, созидать, развлекаться, рефлексировать (созерцать и исследовать себя).

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных " уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Комплексы методов воспитания, направленные на реализацию целей воспитания, складывается как форма воспитания (или форма организации воспитания).

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.

Если педагогический процесс (педагогическое взаимодействие), подчиненное какой-либо одной цели, складывается из преимущественного использования методов воспитания, то можно говорить о форме организации воспитания.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:

· от цели воспитания;

· от содержания и направленности воспитательных задач;

· от возраста воспитанников;

· от уровня их воспитанности и личного социального опыта;

· от особенностей коллектива и его традиций;

· от особенностей и традиций региона;

· от технических и материальных возможностей;

· от уровня профессионализма воспитателя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Для ориентации во всем многообразии форм существует классификация.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся (воспитанники): массовые формы, кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности более подходят такие формы, как викторина, конкурс, конкурс проектов, деловые игры, научные конференции и т. п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п. ). Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. Однако в основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Все формы воспитания имеют свое педагогическое значение, и каждая из них по-своему уникальна в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...