Вопрос 3. Педагогическая техника.
Вопрос 3. Педагогическая техника. Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: · владение своим организмом (мимика, пантомимика); · управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); · социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); · техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: · дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; · технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр. Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед аудиторией. Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др. Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи педагога тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 80% всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учебного материала зависит от совершенства речи педагога.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей. Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно: · говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; · владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Дикция - это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе. Вопрос 4. Культура речи педагога. Речь педагога должна обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания. Именно поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные педагогические требования. Речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства. Понятие «педагогическая речь» включает в себя «культуру речи» и «технику речи». Под «культурой речи» понимают не только её «правильность» и «языковую нормативность», но также навыки поиска, отбора и сознательного применения в живом речевом общении языковых средств, необходимых для данного конкретного случая. С выражением «культура речи» тесно связано понятие «коммуникативное поведение педагога». Для характеристики коммуникативного поведения значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к воспитанникам, характер мимики и жестов.
Педагогическая речь – это чаще всего публичная речь, и ее особенности связаны с тем, что педагог обращается ко всей группе детей, управляя вниманием и восприятием целого коллектива. Первая особенность публичной речи связана с её направленностью, обращённостью к воспитанникам. Чтобы придать своей речи направленность, педагог должен иметь собственное отношение к тому, о чём он говорит, быть искренним. Направленность речи педагогу придаёт и умение строить монолог как внутренний диалог с детьми, как обращение к их разуму и чувству. В такой речи будут звучать следующие фразы: «представим себе», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т. п. Второй особенностью устной публичной речи является то, что её содержание воспринимается по двум каналам – звуковому (слово, интонация) и визуальному (жесты, мимика). Именно визуальный канал представляет информацию не только об отношении педагога к предмету своей речи, но также об его рабочем самочувствии, желании (или нежелании) общаться, уважении (или неуважении). Третья особенность речи – её импровизированный характер. Педагог говорит без непосредственной опоры на текст конспекта или учебника. Слушатели как бы присутствуют при сиюминутном рождении слов и выражений. Создаётся ощущение, что педагог публично мыслит, вместе с ними открывает истину. При этом характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов; темп речи может то ускоряться, то замедляться; педагог может ставить перед собой вопросы, искать ответы на них. Импровизированная речь – понятие неоднозначное. В одних случаях это речь заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная как «сиюминутная». Здесь способность импровизировать носит существенный психологический момент, т. к. требует сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на занятиях учебного материала. В других же случаях речь педагога импровизация в прямом смысле этого слова, рождающаяся непосредственно в момент общения с детьми. В таких ситуациях повышается ответственность учителя за отбор слов, речевых оборотов, тон речи.
Выделяют специфические особенности речи: 1. Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь педагога должна соответствовать определенным требованиям(коммуникативным качествам): - нормативностью, т. е. соответствием речи нормам современного литературного языка: акцентологическим (правильное произношение), грамматическим (изменение слов и их сочетаний в предложении); - точностью словоупотребления; - выразительностью речи (её образность, эмоциональность, яркости). 2. Особое внимание важно уделять вопросам чистоты речи: - использованием повторов, топтанием на месте; - слов-паразитов («значит», «так сказать», «вот»); - тавтологии и просто ненужных, лишних слов («хронометраж времени», «сервисное обслуживание», «целиком и полностью», «конкретный факт», «обмен имеющимся опытом»); - несоответствие требованиям терминологической культуры педагога. Типичными ошибками в толковании и использовании терминов является неправильное их понимание; - избытка нелитературных жаргонных выражений. Существует две разновидности устной педагогической речи – монолог и диалог, которые имеют свои специфические формы. Для монолога это: рассказ, лекция, комментарий, толкование, оценочное суждение. Диалогическая речь чаще всего представлена в форме беседы. Кроме этого часто возникают ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, репликами при встрече. В этих случаях формы устной речи редко существуют автономно, в чистом виде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|