Функции
| Методы самовоспитания
|
Культура
|
1. Самодиагностика
| Самодиагностические: самонаблюдение, самотестирование, самоинтервьюирование, самоанкетирование, хронометрирование, внутренний диалог
| Самодиагностическая культура
|
2. Целевая самоориентация
| Целесамоориентационные: выбор целей и задач самосовершенствования, их ранжирование, прогнозирование результатов самосовершенствования
| Культура целевой самоориентации
|
3. Планирование
| Проектировочные: проектирование своего развития, планирование самосовершенствования, нормирование
| Культура планирования
|
4. Самоорганизация
| Самоорганизационные: установление режима и правил, регламентация жизнедеятельности, самообеспечение условий для выполнения планов
| Культура самоорганизации
|
5. Самомобилизация и самопобуждение
| Самомобилизационные: актуализация целей и задач самовоспитания, психических состояний, самопобуждение, акцентирование, мотивация
| Культура само-мобилизации и самопобуждения
|
6. Самокоммуникация
| Самокоммуникативные: опора на опыт других людей, самонаучение контактированию с другими людьми, внутренний диалог, самоосмыление своих отношений с людьми
| Коммуникативная культура
|
7. Самоформирование
| Самоформирующие: самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; самоформирование опыта выполнения социальных ролей: упражнение, тренировка, самоиспытание, деятельность по определенным правилам, действия и деятельность по определенным нормативам, формирование привычек
| Деловая самовоспитательная культура в освоении и выполнении ролей в саморазвитии
|
8. Самоконтроль, самоанализ и самооценка
| Самоконтроля, самоанализа, самооценки: самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания, анализ качества своей жизнедеятельности, типизация (выявление типичного в развитии), сравнение этапов саморазвития, обобщение самоанализа, самооценка
| Культура самоконтроля, самоанализа и самооценки качества самовоспитания и жизнедеятельности
|
9. Самокоррекция
| Самокоррекционные: самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании в изменяющихся условиях
| Культура самокоординации и самокоррекции
|
10. Эвристическая
| Эвристические: освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность
| Творческая ориентированность и активность
|
| | | | |
Следовательно, самовоспитание личности сотрудников органов внутренних дел представляет собой сложный и противоречивый процесс. Для его правильного осуществления сотрудники должны уметь осуществлять объективную самооценку своей личности, самопланирование своей деятельности по самосовершенствованию, а отдельные из них нуждаются в авторитетном совете, руководстве и помощи со стороны руководителей подразделений, членов педагогического коллектива, коллег по работе.