Вопрос 5.Самовоспитание личности сотрудника органов внутренних дел.
Педагогическая практика свидетельствует, что в воспитании, особенно в воспитании взрослых людей, невозможно добиться желаемого результата, если не удается вызвать активного отношения к своей личности со стороны воспитуемого, ответного стремления к формированию и изменению собственной личности, т. е. потребности самовоспитания. При этом человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен значительно расширить возможности развития необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своих поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Особенно актуальным в современных условиях является этот вопрос для сотрудников правоохранительных органов. Самовоспитание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Оно предполагает целенаправленное освоение человеком социального опыта. Самовоспитание — это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание — не одно и то же. Самовоспитание — высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно. Воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий. Самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов-воспитателей и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания.
Как считает известный исследователь проблем самовоспитания П. Н. Осипов, движущей силой самовоспитания является ряд противоречий: - между требованиями, предъявляемыми к воспитуемым, и их реальным поведением; - между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. Членам педагогического коллектива органа внутренних дел необходимо учитывать, реализация каких требований посильна для любого сотрудника. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки их к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет сотрудникам формировать в себе необходимые качества. Важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, взглядов и поступков. В осуществлении самовоспитания прослеживают ряд этапов. Первый этап — мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания сотрудников органов внутренних дел находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Второй этап - программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию. Третий этап - поисковый. Сотрудники стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий. Четвертый этап – рефлексивный(рефлексия — отражение своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.
Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности. При этом следует учитывать, что самовоспитание не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими. Самовоспитание — это сознательная, целеустремленная и систематическая работа сотрудника органов внутренних дел над собой, направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранение отрицательных качеств личности в соответствии с жизненными потребностями, сложившимися идеалами и требованиями профессиональной деятельности. В процессе самовоспитания сотрудник делает качества своей личности (черты характера, взгляды, чувства), поступки и действия объектом своего сознания и своей воли. Условия сегодняшней действительности потребовали по-новому посмотреть на самого сотрудника, его возможности и способности, в том числе и в плане совершенствования собственной личности и профессиональной деятельности. Одно из основных направлений состоит в том, что человек сам должен очиститься от всего дурного, наносного, чуждого, стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее. Для успешного самовоспитания сотрудникам органов внутренних дел очень важно иметь представление о его видах, путях, средствах и методах осуществления. Результат самовоспитания во многом зависит от того во имя каких целей оно осуществляется. Цель самовоспитания сказывается на характере методов и средств его осуществления. Как показывает опыт, для самовоспитания необходимо определить прежде всего его цель, выработать идеал, служащий внутренней опорой и образцом, с которым можно было бы постоянно сравнивать самого себя в процессе самосовершенствования. Важнейшими средствами самовоспитания сотрудников является самообразование и включение себя в определенную сферу практической деятельности, ее самоорганизация.
Условно методику самовоспитания можно подразделить на ряд этапов: 1. Самодиагностика и принятие решения на самовоспитание. 2. Самопрогнозирование и планирование работы над собой. 3. Непосредственная работа над собой. 4. Результативно-оценочный этап — самодиагностика проделанной работы над собой. На первом этапе происходит самопознание. Сотрудник познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На этом этапе исключительно важно самоосознание необходимости самоизучения, познания себя. Самоизучение, самопознание позволяет провести самодиагностику и принять решение на самовоспитание. На втором этапе сотрудник прогнозирует, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопрогнозирование создает основу для планирования самовоспитания. В соответствии с целями самовоспитания определяются задачи — что нужно сделать и когда, чтобы добиться достижения поставленных целей, на основании этого затем составляется программа, план работы над собой. На определенные периоды жизни составляются перспективный план, а на год, месяц, неделю, день — текущий план. В них отражается: по каким направлениям предполагается работать над собой, какие качества личности развивать, совершенствовать, какие недостатки изживать; посредством чего планируется практически осуществлять намеченное; примерные сроки выполнения; вопросы самоконтроля и самокорректирования работы над собой. Программы (планы) самовоспитания дополняют личными правилами (принципами) поведения. В жизни каждого сотрудника складываются свои правила (принципы), они становятся для него нормой, как бы определяют своеобразие поведения в различных условиях обстановки. Особенностью человека, занимающегося самовоспитанием, является то, что он сам себе формулирует определенные правила (принципы), повседневно придерживается их, анализирует на основе этого свои действия и поступки. Такие правила можно найти в дневниках многих выдающихся людей прошлого.
Третий этап включает непосредственную работу сотрудника над собой по самовоспитанию. Используя различные методы работы над собой, сотрудники добиваются формирования новых, совершенствования и развития положительных и устранения отрицательных качеств личности и привычек. Основными методами и приемами работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самоободрение, самокритика, самоосуждение, самообязательство, самопринуждение, в том числе и самоприказ, самонаказание. Самоубеждение выражается в том, что сотрудник путем рассуждения, как бы беседы с собой взвешивает все «за» и «против», приводит для себя доводы, аргументы, подтверждающие одни мысли и действия и опровергающие другие. Он задает себе различные вопросы и стремится дать на них правильные ответы. Это поиск истины. В прямой связи с самоубеждением находится самокритичность сотрудника — важнейшее условие самовоспитания, позволяющее ему вскрывать свои собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого определять задачи, методы и средства самовоспитания. Самовнушение — это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями. Умение произвольно владеть собой, приказывать себе имеет исключительно большое значение для сотрудника органов внутренних дел. Такое умение вырабатывается посредством тренировок. Для претворения своего идеала, мыслей, убеждений в жизнь, для выработки сильной воли, устойчивых нравственных привычек, в целях самодисциплинирования сотрудников применяется метод самоупражнения. Он органически сочетается с методом самоубеждения. Самоупражнение чаще всего начинают с самоупорядочения и самоорганизации своей деятельности, представляющих собой тщательное продумывание и четкое реальное планирование своей работы: выполнение повседневных обязанностей, повышение общеобразовательных, профессиональных знаний, эстетического и физического развития. Наличие плана в работе позволяет осуществить контроль за собой, накопление необходимого материала для самоотчета и самоанализа. Самоконтроль, самоотчет и самоанализ — существенные элементы самовоспитания. С их помощью определяется эффективность самоупражнения, самовоспитания, выявляется и закрепляется положительный опыт, устраняется то, что мешает самосовершенствованию. Самоконтроль в процессе упражнения дополняется иногда самоприказом. Например: «Будь выдержан». Отдельные сотрудники вырабатывают для себя правила, которыми руководствуются в своих действиях. Например: «Доводит начатое дело до конца». В процессе самовоспитания сотрудники прибегают к разнообразным средствам стимуляции: самоободрению, самоодобрению, самопоощрению. Значение самопоощрения и самоодобрения состоит в том, что они поднимают энергию человека, мобилизуют его силы на новые хорошие дела, закрепляют положительные качества. Сотрудники могут прибегать к самопринуждению и самонаказанию. Обобщая вышеизложенное можно предложить (таблица) системно-функциональную модель самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|