Теория разума
> 6 т Теория диссонанса См. Когшітивиый диссонаис. Теория когнитивной последовательности Теория организации установок (отношений), центральное мес-то в которой занимает тот факт, что люди стремятся к последова-тельности в своих убеждениях, действиях и нравственных установ-ках. Любая непоследовательность (напримср, когда вы делаете то, во что сами не верите) вызывает неприятные чувства (когнитивный диссонанс). В результате у человека возникает стремление изме-нить или свои установки, или свое поведение, чтобы восстановить последовательность. Теория «козла отпущения» Объяснение феномена дискриминации, основанное на идее по-давленной агрессии (см. Теория подавлеиной агрессии). Когда мы стремимся к достижению личных целей, это приводит к активации психической энергии. Если на пути к достижению цели возникает преграда, психическая энергия остается активной, и мы оказыва-емся в неравновесном состоянии, которое можно изменить лишь через агрессию. Поскольку закономерные объекты нашей агрессии обычно недоступны (учителя, начальство, управляющий банком и т. д. ), мы перемещаем всю порожденную фрустрацией агрессию на удобную альтернативу. Это может быть человек, группа людей, животное или даже неодушевленный объект. В истории можно найти немало примеров, когда во времена экономического спада агрессия в форме активной дискриминации направлялась на тех, кто рассматривался в качестве «законной» мишени. На волне ан-тисемитизма в Германии 1930-х годов евреев обвиняли в упадке немецкой экономики. На юге Америки негры когда-то служили «козлами отпущения» в неурожайные годы. Чем хуже был урожай хлопка, тем больше негров подвергалось линчеванию.
Теория конфликтного отвлечения Согласно этой теории, когда люди работают рядом или перед другими людьми, они отвлекаются, поскольку им приходится уделять внимание как работе, так и другому человеку. Конфликт, возникающий из-за этого (чему уделить больше внимания: рабо-те или человеку? ) усиливает активацию, что в свою очередь ук-репляет тенденцию к проявлению определенных доминантных т реакций. Если они соответствуют > характеру работы (например, способствуют концентрации внималния), то производительность труда повышается. В противном сшучае (если человек пытается работать напоказ перед зрителямги) достигается обратный эф-фект. Теория «любви к буфету» Популяризованный термин для. бихевиористского объяснения феномена привязшшоспш. Согласно; этому объяснению. мать явля-ется первичным положительпът сттмулом, то есть обеспечивает ребенка необходимым питанисм и зааботой. Из-за стойкой ассоци-ации с пищей она постепенно станоЕвится вторичным положитель-ным стимулом для ребенка. В конечгном счете, присутствие матери оказывает на ребенка подкрепляющеее воздействие, и он стремится постоянно быть рядом с ней. Основванная на экспериментальных работах Гарри Харлоу с макаками-рэезусами, эта теория постепен-но вышла из моды. См. также Подкрѵ еігчение. Теория о влиянии выдаюіщейся личности на ход истории Теория о существовании определеенных качеств личпости, обес-печивающих предрасположенность ьк лидерству у некоторых лю-дей. Эта идея появилась в XIX веке, ккогда изучение биографий вы-дающихся людей, проведенное Фрэнісисом Гэлтоном, привело его к убеждению, что лидерами рождаюэтся, а не становятся. В наши дни это убеждение не пользуется шіирокой поддержкой, так как изучение действующих лидеров в рэазличных областях жизни не выявило убедительных свидетельстві о наличии каких-то особых черт личности, которыми обладали бы только лидеры, но не их последователи. Несмотря на это, мноэгие люди по-прежнему склон-ны думать, что история формируетс^я поступками великих людей. Считается, что такие люди, как Леінин, Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди, «создавали» общестгвенные перемсны в своем ок-ружении, а не были частью 2. еіі$еізі, или духа времени.
Теория оптимального несоютветствия Образовательная теория ускореннсого обучения, в общих чертах основанная на теории интеллектуальдного развития Жана Пиаэісе. Она работает по методу «несовпадениія» текущего уровня компетен-тности ребенка и ряда проблем или заддач, которые лишь ненамного т превышают этот уровень. Если разница между возможностями ре-бенка и поставленными задачами подобрана оптимально (отсюда и «оптимальное несоответствие»), то ребенок испытывает когшітив-пый коифликт и пытается найти решение путем активных действий. Программы. основанные на этой идее. во многом увенчались успехом, но, как указывают критики, дети лишь достигают того. что рано или поздно произошло бы в любом случае, а усилия. зат-раченные учителями на ускоренное обучение, не стоят окончатель-ного результата. Теория переноса возбуждения Объяснсние того, как активация, возникшая в одной ситуации, может быть перенесена в другую ситуацию, где складывается с ак-тивацией, возникшей под воздействием нового стимула. В резуль-татс человек испытывает гораздо большее возбуждение централь-ной нервной системы. К примеру, вы только что закончили серию физических упражнений. Пока вы «остываете», кто-то высказыва-ет обидное замечание по вашему адресу. Есть три возможных ис-толкования активации, которую вы испытываете: • Если вы только что закончили упражнение, то можете ис-толковать активацию как чисто физический эффект от на-грузки. В результате у вас нет необходимости искать другую причину. • Если активация, вызванная физическим упражнением, уже прошла, а замечание было не слишком обидным, новая ситу-ация рождает лишь слабый всплес активности, и ничего осо-бенного не происходит. • Если между окончанием упражнения и обидным замечанием прошло достаточно времени и человек думает, что физичес-кое возбуждение уже улеглось, но на самом деле он еще не избавился от остаточных эффектов, то они переносятся на новую ситуацию, что (в сочетании с возбуждением от нового стимула) может вызвать агрессивную ответную реакцию.
Теория подавленной агрессии Одно из объяснений агрессии, гласящее, что если человек стал-кивается с препятствиями при достижении своей цели (фрустра-ция), это приводит к агрессии. Первоначальная теория основана на следующих предпосылках: т • Фрустрация всегда приводит к некой форме агрессии. • Агрессия всегда является следствием фрустрации. В позднейших уточнениях к этой теории утверждается, что аг-рессия, вызванная фрустрацией, не обязательно бывает направле-на на ее причину (несмотря на веские основания для этого), но может быть перенесена на другой объект. В теорыи актывацыи вие-итих стшіулов предполагается, что агрессивное поведение как ре-зультат фрустрации зависит от условий окружающей среды (вне-шних стимулов). В качестве объяснения причин агрессии теория обладает интуи-тивной привлекательностью, но лишь в том случае, если мы мо-жем отбросить другие возможные причины агрессивного поведе-ния. К примеру, я помню, как опоздал на важную встречу из-за поломки поезда, на котором я ехал. Хотя я очень рассердился, это не было следствием фрустрации; скорее, я сердился на самого себя за то, что не сел на предыдущий поезд.
Теория подавленной агрессии Теория равновесия Впервые сформулированная Фрицем Гейдером в 1946 году, тео-рия равновесия гласит, что люди стремятся сохранять постоянство в своем отношении к себе, другим людям и событиям в окружающем мире. Гейдер утверждал, что отношения между Р (личностью), О (другой личностью) и X (объектом или событием), могут быть либо уравновешенными, либо неуравновешенными. К примеру, если вы являетесь членом общества защиты животных и узнаете, что ваш новый преподаватель психологии горячо поддерживает экспершіеи- т упы пад животиыми, то в ваших отношениях с преподавателем воз-никают проблемы. Вам трудно с уважением относиться к человеку, который придерживается совершенно иных взглядов на важные вопросы. Единственным способом достижения когнитивного рав-новесия будет неприязнь, либо перемена в вашем собственном отно-шении к экспериментам над животными.
Примеры равновесных состояний Примеры неравновесных состояний Р и О нравится Р нравится то, Р симпатизирует Р недолюбливает что-то одно, что не нравится О, но ему не О, но им обоим поэтому Р О, поэтому Р нравится то, что нравится одно и симпатизирует О недолюбливает О нравится О то же Примеры равновесных и неравновесных состояний Теория разума Признание того факта, что другие люди обладают мыслитель-ными процессами, идеями и взглядами на мир, отличающимися от наших. Дети обычно развивают теорию разума в возрасте около четырех лет. Отсутствие этой способности считается признаком аушызмсі. Многие проблемы, связанные с аутизмом (затрудненное общение, неспособность завязывать близкие отношения), можно объяснить отсутствием теории разума. Ниже продемонстрирована часто цитируемая проблема из этой теории, правильно решаемая большинством четырехлетних детей, но непреодолимая для ребен-ка, страдающего аутизмом: Игрушка ! Игрушка Ребенок-наблюдатель Ребенок-наблюдатель В первой части этой проблемы игрушку кладут в коробку А под наблюдением воображаемого ребенка. Затем, в отсутствие ре-бенка, игрушку перекладывают из коробки А в коробку В. Когда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|