Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текучий интеллект. Телеграфная речь




Текучий интеллект

Абстрактная форма интеллекта, включающая логические рас-суждения и способность находить решение новых проблем. Мно-гие исследователи считают, что этот интеллект достигает своего максимума в возрасте 18—20 лет (см. также Кристсіллизованиый ин-теллект).

Телеграфная речь

Укороченные предложения, напоминающие телеграммы, харак-терные для речи детей в возрасте от полутора до двух лет. В приме-рах такой речи («дядя идет домой» или «машина едет далеко») вид-ны рудименты первичного младенческого словаря, но структура

т

предложсний может быть весьша творческой, учитывая тот факт, что многие речевые конструкпиіи не были услышаны от взрослых. Пользуясь телеграфной речыо, рэебснок обычно опускает артикли и предлоги, сохраняя лишь «важньыс» существительнгые и глаголы.

Телепатия

Персдача мыслсй от одного ччеловека к другому без вербально-] го или любого иного известногсо вида общения. Иногда называст-сся «чтением мыслей».

Теменная доля

См. Головиой мозг.

Темперамент

Аспект человеческого характсера; склонность к специфическим ээмоциональным реакциям и насстросниям. Принято считать, что ттемперамент человека в значитгельной мере имеет геиетическую шрироду (сходство темпераментаі у членов одной семьи). Отмечено ттакже, что новорожденные младценцы от несколыких матерей по-рразному реагируют на одинаковгые стимулы.

Теории «дурных генов»

Любые объяснения расовых, кклассовых или полювых различий. шодразумевающие генетическую > неполноценность, одной группы шо сравнению с другой. Такие убоеждения были весьма распростра-шенными вплоть до начала XX веека (например, истголкование Гер-бэертом Спенсером дарвиновсколй теории естествеииого отбора шрименительно к различиям междцу сильными и сла быми, бедными ш богатыми). Сходные идеи сущесствуют и в наши дни, несмотря на боолее либеральные традиции соьвременной психолюгии. Исследо-взания Артура Дженсена, посвяіщенные умственным различиям мдежду белыми и чернокожими ашериканцами, пришели к ожесто-чаенным спорам, выходившим даалеко за рамки первоначального шсихологического контекста.

Теории игр

Разные объяснения природы иі функций игр. Вотг два примера:

1. Пиаэісе: игра имеет важное: значение, так как позволяет ре-бенку оттачивать существунющие навыки. Поскольку в игре

т

силен элемент фантазии (в ней нет явной цели), она позволя-ет рсбенку развивать свои творческие способности. Ребенок проходит через различные стадии игры:

• овладение: рсбенок повторяет действия, чтобы консолнди-ровать их и добиться определенного мастерства;

• символическая игра: пользуясь игрой как инструментом об-шсния. рсбенок вырабатывает навыки контроля в повседнев-ных ситуациях;

• игра с правилами: поскольку ребенок развивает навки соци-ального взаимодействия, ему нсобходимо разработать и ус-воить правила, обеспечивающие сотрудничсство и «честную игру».

2. Фрейд: посредством игры ребенок может:

• повторять приятные чувства по своему желанию; таким об-разом ребенок учится распоряжаться своей жизныо;

• задействовать защитные механизмы; например, игру с плас-тилином можно рассматривать как сублимированные манипу-ляции с фекалиями;

• справляться с эмоциональными проблемами и пользоваться игрой как средством преодоления неприятных ситуаций.

Теория

Ряд общих принципов, которые используются для объяснения установленных фактов и наблюдаемых событий. К примеру, пси-холог, наблюдающий за человеческой склонностью выбирать партнеров на основе физической привлекательности, может разра-ботать теорию межличностпой аттракции, объясняющую его от-крытие. Точность научной теории можно проверять повторным тестированием и сбором данных. Важной характеристикой науч-ной теории является возможность ее коррекции в соответствии с новыми данными.

В самом упрощенном виде теорию следует рассматривать как искреннюю попытку объяснить некий массив знаний. В этом, наи-более либеральном смысле слова, ряд психологических моделей, не подпадающих под критерий «научности», тем не менее счита-ются теориями.

Теория активации внешних стимулов

Раздел исследований в области агрессии, рассматривающий аг-рессивное поведение как следствис активации внешних стимулов в

т

экружаюшощей среде. Это объяснение находится в рамках теории по-•кшенной ой агрессии и гласит, что люди, накапливающие агрессию терез фрусрустрацию, склонны удерживать эту агрессию в себе, пока < акой-нибшбудь стимул в окружающей среде не заставит ее выплес-іуться нашаружу. В качестве примера можно привести так называе-кіый «эффффект оружия»: в обществе, где существует более терпимое этношенишие к огнестрельному оружию, неизбежно наблюдается бо-іее высокюкий процент насильственных преступлений с применени-: м оружижия. Вместо средства устрашения, предупреждающего пре-: тупление, ие, оружие играет роль стимулятора агрессивного поведе-шя. Канадіада и США различаются не только по количеству насиль-: твенных іх преступлений с применением оружия (в США их ювершаетается гораздо больше); в этих странах существуют разные аконы о ю владении оружием. Канадцам запрещается носить огне-трельное ое оружие даже для «личной защиты».

Теориэия двойного сдерживания («двойная связь»)

Это теогеория о противоречивых сообщениях, получаемых челове-: ом от др\другой личности, имеющей на него влияние. К примеру, юдители іи критикуют подростка за его независимость и бунтар-тво, но та также критикуют его, когда он проявляет признаки чрез-іерной заізависимости от старших. Таким образом, подросток ока-ывается ві в ситуации «двойного сдерживания»: если он не станет ичего претредпринимать, то родители будут довольны. Считается, то конфлфликты, связанные с двойным сдерживанием, могут спо-обствоватзать развитию некоторых психических расстройств.

Теорияия деятельности

Другое зе название теории старения. Согласно этой теории, ак-ивная деяіеятельность и участие в делах общества приводят к боль-іей удовлшлетворенности жизнью и психологическому здоровыо в ожилом ы возрасте. В качестве желательной меры предполагается ереноситыть многие виды деятельности и интересы из зрелого воз-аста в болюлее поздние периоды жизни. Поскольку некоторые глав-ые роли (и (например, родителей или служащих) в социуме утрачи-іются по ію мере старения, предлагается заменять их новыми роля-и. Теориюию часто критикуют за упрощенный подход, в том смыс-:, что л продолжение активной деятельности и участие в эщественгенных делах само по себе не может обеспечить удовлетво-лшость жі жизнью и крепкое здоровье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...