Цеховой участковый принцип. Организация медицинской помощи в МСЧ и общей территориальной сети. Основные функции цехового врача, бригадный метод обслуживания.
Медсанцасть - комплексное мед учреждение, в состав кот входят поликлиника, фельдшерские здравпункты, стационар, санаторий-профилакторий, диетическая столовая, детские оздоровительные учреждения. МСЧ (закрытого или открытого типа, в зависимости от обслуживаемого контингента) орган-ся на предприятиях, где число работающих превышает 4000. Здравпункты создаются на предприятиях, расположенных на расстоянии более 2 км от лечебного учреждения и имеющих от 1500 до 3000 работающих. В отдельных отраслях промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, горнорудной, нефтяной, угольной, металлургической, машиностроительной) здравпункты на предприятиях организуются при численности работающих от 400 до 800 человек. Возглавляет цеховой участок (1500-1700 работников) цеховой врач-терапевт, кот, работая по системе «поликлиника - стационар», 9 ч в нед отводит профил-й работе в цехе (3 раза в нед по 3 ч). В случае прикрепления небольшого предприятия (или нескольких предприятий) к территориальной поликлинике в ее штате предусматривается соответствующее число цеховых врачей. В территориальных поликлиниках также соблюдается принцип первоочередного обслуживания рабочих цеховых участков. Цеховой терапевт вместе с работниками здравпункта, инженером по технике безопасности, промышленно-санитарным врачом и руководством цеха должны вести постоянное наблюдение за участком (рабочими местами) с целью устранения неблагоприятно влияющих на здоровье производственных факторов. Профилактика профес-х заб-й, отравлений, повторных травм - одна из главных задач цехового терапевта. В сферу деятельности цехового терапевта также входят: - лечебно-диаг-я работа (экспертиза трудоспособности и выдача листков нетрудоспособности, направлений на консультацию к специалистам, на госпитализацию, в диагностические центры, в санаторно-оздоровительные учреждения и др.); - профил-я работа (проведение предварительных и период мед осмотров, Д-наблюдения, санитарно-гигиенических и противоэпид-х мероприятий); - организационно-методическая работа (ведение учетно-отчетной документации, анализ ЗВУТ и травматизма, учет профессиональной патологии и др); - организационно-массовая работа (санитарно-гигиеническое обучение, пропаганда здорового образа жизни).
12. Социально - психологические аспекты медицинского страхования. В мед страх-и взаимодействуют 4 относительно самост-ых субъекта: страховщик; страхователь; исполнитель мед услуг; застрахованный - ради него осущ-ся мед страх-е как часть гос соц-ой политики. В ОМС на основании договора м/у гражданами, закрепленного в законах, "богатые платят за бедных, здоровые за больных, одинокие за семейных и многодетных". В рез-те происходит перераспред-е ресурсов мед обслужив-я от наиболее экономически защищенных к наименее защищенных гражданам, что, безусловно, снимает остроту социального напряж-я и гармонизирует общественные отношения (канцлер Германии Отто Бисмарк). В России идея введения мед страх-я не сразу и не у всех получила поддержку, связывая мед страх-е с платностью мед услуг, дополнит-ми личными расходами (ДМС). Мед страх-е - форма защиты интересов граждан в области здравоохр-я в условиях перехода к рыночным отношениям. В системе мед страх-я граждане имеют право: на ОМС и ДМС; на выбор мед страх-й организации; на выбор мед учреждения и врача; на получ-е мед помощи на всей территории России; на предъявление иска страхователю, страховой мед организации, мед учреждению, на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба. Страхователями работающего населения, явл-ся работодатели; неработающего населения – гос-ые органы исполнит-ой власти, они уплачивают взносы в систему ОМС. Права и обязанности страхователя определены законом, страхователь имеет право: на участие во всех видах мед страх-я; на выбор страх-й организации; на осущ-ие контроля за выполнением условий договора мед страх-я; на возвратность части взносов от страх-й мед организации при ДМС. Страховщики, страх-е мед организации не входят в систему здравоохр-я. Органы и учреждения здравоохр-я не имеют права быть их учредителями, но имеют право владеть акциями страх-х организаций, но их суммарная доля не > 10% общего пакета акций страх мед организ-и. Эти положения закона направлены на устранение возможности объединения интересов страховщиков и мед учреждений с целью диктовать условия страх-я, цены на услуги и тарифы. В соответствии с законом страх-е мед организации имеют право: выбирать мед учреждения для оказания помощи и услуг по договорам мед страхования; участвовать в аккредитации мед учреждений; устанавливать размер страх-х взносов по ДМС; принимать участие в опред-и тарифов на мед услуги; предъявлять в судебном порядке иск мед учреждению и/или мед работнику на материальное возмещ-е физич-го и/или морального ущерба, причиненного застрах-му по их вине. Социально-психолог-е основы мед страх-я опред-ся: правами, обязанностями, интересами субъектов страх-ия, а также интересами личности, групп населения, общества в целом.
Билет 5 13. Основные социально гигиенические проблемы охраны здоровья женщин. Подготовка женщин к материнству. Основные типы акушерско-гинекологических учреждений и принципы организации их на работе. Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются: - проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний; - оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении; - консультации по вопросам концентрации и профилактики абортов;
- санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни; - оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства; - обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных. Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинет участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет, манипуляционных; кабинеты терапевта, онкогинекология, венерология, стоматология; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд. Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человека взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня – 6,5 часов при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога – от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год. В последние годы создаются центры «Брак и семья», которые оказывают лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика); проводят медико-генетические обследования семей с наследственной патологией. Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. Задачи участков.акушера-гитнеколога при организации мед.помощи беременным (схема диспансер. учета):
1. своевременное (до 12нед) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. 2. систематич. Наблюдение за их здоровьем: при нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности – 2 раза в месяц, после 32 недель – 3-4 раза в месяц. 3. комплекс. И всестороннее обследование беременных и лечение соматических заболеваний Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза и стоматологом – по показаниям. При физиологическом течении беременности проводятся следующие исследования: клинический анализ крови (2-3 раза), анализ мочи (при каждом посещении), бактериологическое исследование отделяемого из влагалища, определение группы крови, резус-фактора (при резус-отрицательной принадлежности – обследование мужа), анализ крови по микрореакции (2 раза), на ВИЧ (2раза). 4. определение принадлежности беременной к группе риска 5.организация дород.патронажа беременных (в т.ч. и дет.п\к) 6.изучение условий труда беременных 7.определение срока родов и своеврем.предоставление беременным отпуска по беременности и родам 8.физич.и психопрофилакт.подготовка к родам 9.организация и проведение занятий в школе матерей. Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и наличия должны записываться врачом в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших, подлежащих патронажу женщин, госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели «Обменную карту родильного дома». Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации. Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской консультации. В соответствии с приказом МЗ РФ 1 должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом врачебных должностей 5 и более. К числу важных разделов работы юрисконсульта относятся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения своих обязанностей, оказание правовой помощи в розыске родителей при взыскании алиментов, улаживание семейных конфликтов, установление отцовства, оказание содействия женщине при назначении пособий (одиноким, многодетным, малообеспеченным и др.), при переводах беременных женщин и кормящих грудью на более легкую работу, при установлении отпуска и др.
АТПК обеспечивает приемственность в мед.обслуживании и взаимосвязь между врачами. Структура: 1 акуш-гинек.участок, 3 терапевт., 2 педиатрич. (6000-7000 взрослого и дет населения)
14. Планы здравоохранения: территориальные, текущие и перспективные; планы учреждений. Разделы планов учреждений, их взаимосвязанность. Планирование – составная часть управления экономики, принимающаяся на федеральном уровне, отраслевом, региональном уровне и уровне отдельного ЛПУ. Можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды. В широком понимании планирование есть предопределение будущего, построение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий. Планы всегда ориентированы на достижение конкретных целей. Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей. Период, на который рассчитан план, называется плановым периодом. 2 метода формирования плана: 1. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директивных показателей: - показатели объемов и качества работы; - показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания; - сроки исполнения. 2.Программный Программы являются инструментом решения наиболее острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом направлении. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы программные цели были достигнуты. Обычно программа содержит: 1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом. Программы: простые (для реализации субъектами к-либо отрасли) и комплексные (привлечение субъектов разных областей). По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сроком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год). Основные отличия между стратегическими и текущими программами: 1) С – разрабатываются на высшем уровне управления (МЗ); Т - сред.уровень (город, область, отрасль) 2) С – менее конкретны, определяют направление; Т – в развитие стратегии 3) результаты Т м\проанализировать относительно быстро, м\своевременно внести коррективы; С – результаты проявляются через десятки лет, исправить практически невозможно. Прогноз — это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии явления. Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов. Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне:
В процессе планирования на отдел.территориях должны быть решены следующие задачи: 1.степень доступности МП (денеж., очередность, транспорт.) по всем видам помощи, по отдельным муниипальным образованиям, по отдельным группам населения 2.качество МП по всем видам и уровням 3.загруженность анализир.мощностей(коек) 3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период; 4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;
Методы планирования: 1.нормативный Предусматривает использование готовые нормативы, утвержденные приказами МЗ, процесс планироания несложный +простота -недостаточная точность, ориентировочная оценка Норма - количественный показатель, определяющий потребность населения в ЛПП (число посещений на 1 жителя вв 1 год, норма медикаментов и перевязочных средств на 1койку) Норматив – расчетный показатель, отражающий совокупность средств зд\охранения, необходимую для удовлетворения норм потребности в МП (норматив нагрузки на 1 врача территор.участка, норматив среднегодовой занятности койки) 2. аналитический Предусматривает использование предварительного анализа для обоснования плановых показателей. Наиболее точный и обоснованный. 3.балансовый Равновесие между развитием зд\охранения и др.отраслей (соответствие планов) 4.метод соотношений и пропорций Внутри отрасли (разные специальности: терапевт/узк.специалист, врач/сред.персонал) 5. экспериментальный Эксперимент нововведений на базе отдел.территорий, отдел.ЛПУ, 6.мат.моделирование Отдел.технологии отрабатываются на компьютерной модели отдельного ЛПУ или территории
Планирование поликлиники Основн.показатель – количество врач.должностей 1)определение потребности населения в амбул-поликл.помощи (количество посещений в год всех жителей) За основу берется посещения за базовый период (мин.3 года) и поправка на население П=Ч*С Ч – численность населения планируемой территории С – норматив числа посещений на одного жителя в год 2)функция врачеб.должностей Ф = Б * В * Д, где Ф – функция одной врачебной должности данной специальности Б – нагрузка врача данной специальности за 1 час работы в поликлинике и на дому В – число часов работы раздельно в поликлинике и на дому Д – число рабочих дней в году (в среднем 283) 3)расчет необходимого количества врач.должностей =1/2 План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.
Планирование стационара Основной показатель – количество коек, необходимое количество врачей 1)расчет потребности в госпитализации -анализ предыдущих годов -направление поликлиник + отказы от госпитализаций - нормативный метод (40-45 человек на 1000) П=Н*Ч Н – норматив нуждаемости в госпитализации в % или на 1000 населения Ч – численность обслуживаемого населения 2)расчет оборота койки О=З/Б З=Д/С Б=Д\Г З – среднегодовая занятость койки Б- среднее число дней пребывания на койке Д – число койко-дней С – среднегодовое количество коек Г – число госпитализированных больных 3)необ.количество коек = ½ Норма нагрузки количества коек, закрепленных за 1 врачом.
Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем — сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе — 12—14 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике — 5, на дому — 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году. При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100—120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических — 28, неврологических — 5, инфекционных — 10, хирургических — 16, акушерских — 9 на 10000 человек).
Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей. При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.). Категория центров ГСЭН и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов. Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболеваемости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах “Здоровье”, в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования. Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому. Требования к плану учреждения: 1) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период. 2) Реальность планируемых мероприятий. 3) Консервативность планируемых вопросов. 4) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц. Методы разработки плана: 1) Функционально – отраслевой 2) Проблемно – тематический 3) Программно – целевое планирование 1. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится. 2. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности). 3. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».
Прога гос.гарантий: Целями разработки Программы являются: Условия оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях: Условия оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях: 1.Общие положения 2.Виды мед.помощи 3.Источники финанс.обеспечения МП 4.Нормативы объема МП на 1 ч в год 5.нормативы финанс.затрат на единицу объема МП, подушевые нормативы винанс.обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на МП 6. Критерии доступности и качества МП
15. Организация экспертизы стойкой утраты трудоспособности. Функции и типы МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия), проблемы реабилитации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|