Детская поликлиника: ее задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям, структура детской поликлиники.
Дет. Поликлиника Объединенная со стационаром и самостоятельная. По мощности детские поликлиники делятся на 5 категорий: 1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150. Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей, не должно быть более 10%). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке (1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра). Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей. Нагрузка на участк.педиатров 5 посещений за 1ч, 7 – проф.осмотров, 2 - на дому. Структура детской поликлиники: 1. фильтр с отдел.входом и изоляторы с боксом 2. кабинеты участковых педиатров и др.врачей специалистов (обязательно хирург, ЛОР, окулист, невролог) 3. кабинет здорового ребёнка (по профил.работе с детьми) 4. прививочный и процедурный кабинет 5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек 6. соц-правовой кабинет 7. дошкольное – школьное отделение 8. отделение восстановит.лечения 9. лечебно-диагн.кабинеты (рентген – кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, лаборатория) 10. регистратура, гардероб 11. молочная кухня 12. пункт сбора материнского молока 13. кабинеты доврачебного приёма Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами: 1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач. Также обслуживают реконвалесцентов и детей с хр.заболеваниями.
2. Вакцинация 3. оказание лечебной помощи, внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения 4. повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения 5. организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях 6. сан-просвет работа среди детей и родителей 7. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации. Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода: 1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром) 2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы. 3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год. Все дети по состоянию здоровья делятся на группы: 1гр – здоровые, не имеющ. неблаг.факторов в анамнезе 2 гр – дети с функц.нарушениямиили с неблагоприят.факторами (болеет б.5 р\год и др.) 3 гр – хрон.заболевания компенсированы, в стадии ремиссии 4 гр – непол.ремиссия, субкомпенсация 5 гр - декомпенсация
Задачи кабинета здорового ребёнка: 1) пропаганда здорового образа жизни 2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка 3) санитарное просвещение детей 4) профилактика заболеваний
Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока. Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы. Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах, 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением. Основные задачи дошкольно – школьного отделения: 1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении 2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями 3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания 4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных 5. сан – просвет. работа 6. летние оздоровительные мероприятия 7. анализ деятельности учреждений Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику. Ясли – сад Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут. Дома ребёнка Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.
27. Основные методы планирования: аналитический, нормативный и др. Программно-целевое и функционально-отраслевое планирование. Федеральные, региональные и местные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения. Планирование – составная часть управления экономики, принимающаяся на федеральном уровне, отраслевом, региональном уровне и уровне отдельного ЛПУ. Можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды. В широком понимании планирование есть предопределение будущего, построение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий. Планы всегда ориентированы на достижение конкретных целей. Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей. Период, на который рассчитан план, называется плановым периодом. 2 метода формирования плана: 1. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директивных показателей: - показатели объемов и качества работы; - показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания; - сроки исполнения. 2.Программный Программы являются инструментом решения наиболее острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом направлении. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы программные цели были достигнуты.
Обычно программа содержит: 1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом. Программы: простые (для реализации субъектами к-либо отрасли) и комплексные (привлечение субъектов разных областей). По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сроком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год). Основные отличия между стратегическими и текущими программами: 1) С – разрабатываются на высшем уровне управления (МЗ); Т - сред.уровень (город, область, отрасль) 2) С – менее конкретны, определяют направление; Т – в развитие стратегии 3) результаты Т м\проанализировать относительно быстро, м\своевременно внести коррективы; С – результаты проявляются через десятки лет, исправить практически невозможно. Прогноз — это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии явления. Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов. Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне:
В процессе планирования на отдел.территориях должны быть решены следующие задачи: 1.степень доступности МП (денеж., очередность, транспорт.) по всем видам помощи, по отдельным муниипальным образованиям, по отдельным группам населения 2.качество МП по всем видам и уровням 3.загруженность анализир.мощностей(коек) 3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период; 4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;
Методы планирования: 1.нормативный Предусматривает использование готовые нормативы, утвержденные приказами МЗ, процесс планироания несложный +простота -недостаточная точность, ориентировочная оценка Норма - количественный показатель, определяющий потребность населения в ЛПП (число посещений на 1 жителя вв 1 год, норма медикаментов и перевязочных средств на 1койку) Норматив – расчетный показатель, отражающий совокупность средств зд\охранения, необходимую для удовлетворения норм потребности в МП (норматив нагрузки на 1 врача территор.участка, норматив среднегодовой занятности койки) 2. аналитический Предусматривает использование предварительного анализа для обоснования плановых показателей. Наиболее точный и обоснованный. 3.балансовый Равновесие между развитием зд\охранения и др.отраслей (соответствие планов) 4.метод соотношений и пропорций Внутри отрасли (разные специальности: терапевт/узк.специалист, врач/сред.персонал) 5. экспериментальный Эксперимент нововведений на базе отдел.территорий, отдел.ЛПУ, 6.мат.моделирование Отдел.технологии отрабатываются на компьютерной модели отдельного ЛПУ или территории
Планирование поликлиники Основн.показатель – количество врач.должностей 1)определение потребности населения в амбул-поликл.помощи (количество посещений в год всех жителей) За основу берется посещения за базовый период (мин.3 года) и поправка на население П=Ч*С Ч – численность населения планируемой территории С – норматив числа посещений на одного жителя в год 2)функция врачеб.должностей Ф = Б * В * Д, где Ф – функция одной врачебной должности данной специальности Б – нагрузка врача данной специальности за 1 час работы в поликлинике и на дому В – число часов работы раздельно в поликлинике и на дому Д – число рабочих дней в году (в среднем 283) 3)расчет необходимого количества врач.должностей =1/2 План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств.
Планирование стационара Основной показатель – количество коек, необходимое количество врачей 1)расчет потребности в госпитализации -анализ предыдущих годов -направление поликлиник + отказы от госпитализаций - нормативный метод (40-45 человек на 1000) П=Н*Ч Н – норматив нуждаемости в госпитализации в % или на 1000 населения Ч – численность обслуживаемого населения 2)расчет оборота койки О=З/Б З=Д/С Б=Д\Г З – среднегодовая занятость койки Б- среднее число дней пребывания на койке Д – число койко-дней С – среднегодовое количество коек Г – число госпитализированных больных 3)необ.количество коек = ½ Норма нагрузки количества коек, закрепленных за 1 врачом.
Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем — сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год (в городе — 12—14 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике — 5, на дому — 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году. При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000 жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно 100—120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать потребность в специализированных койках (терапевтических — 28, неврологических — 5, инфекционных — 10, хирургических — 16, акушерских — 9 на 10000 человек).
Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей. При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.). Категория центров ГСЭН и потребность в специалистах определяется числом обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа лабораторных анализов. Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с учетом уровня обращаемости (заболеваемости), процента госпитализации, средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах “Здоровье”, в планах экономического и социального развития административных территорий. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования. Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому. Требования к плану учреждения: 5) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период. 6) Реальность планируемых мероприятий. 7) Консервативность планируемых вопросов. 8) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц. Методы разработки плана: 4) Функционально – отраслевой 5) Проблемно – тематический 6) Программно – целевое планирование 4. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится. 5. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности). 6. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».
Прога гос.гарантий: Целями разработки Программы являются: Условия оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях: Условия оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях: 1.Общие положения 2.Виды мед.помощи 3.Источники финанс.обеспечения МП 4.Нормативы объема МП на 1 ч в год 5.нормативы финанс.затрат на единицу объема МП, подушевые нормативы винанс.обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на МП 6. Критерии доступности и качества МП
Билет 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|