Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные проблемы управления здравоохранением. Менеджмент в здравоохранении. Здравоохранение в общей системе государственных органов.




. Научные основы управления и менеджмента.

Наука Управления зародилась в начале XX века. У нас читалось, что это природный дар и наука управления не развивалась. Предметом изучения науки управления следует считать выявление достаточных и необходимых условий для принятия организационного решения, сам процесс принятия решения, а также формы и методы организации и контроля.

Особенно трудным является системный, целостный подход к функционированию и развитию общества. Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые интегративные системные качества, не присущие образующим частям. Такой целостной системой является общество.

Важнейшей особенностью системы является:

1. Наличие интегративных системных качеств.

2. Определенный набор компонентов.

3. Наличие в ней внутренней организации.

4. Наличие координации и субординации.

5. Взаимодействие с внешней средой (системы открытые и закрытые).

Есть много типов систем – механический, химический, биологический и социальный типы; естественные и искусственные (машинные); системы самоуправляемые и системы несамоуправляемые (самоуправляемые системы – это такие системы, которым присущи процессы управления). Это присуще только для системы биологической и социальной (порядок, а так же искусственно созданные системы).

3 основных сферы управления:

- управление системами машин (управление технологическим процессом).

- управление процессами, идущими в живых организмах.

- управление деятельностью человеческих коллективов.

Академик Берг считал: для нормального функционирования системы всегда нужно:

1. Собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды. Передать информацию по каналам связи в место ее переработки.

2. Осуществить переработку этой информации с целью команды управления.

3. Реализовать команду управления.

4. Осуществить соответствующие действия и контроль.

Контроль – это принцип обратной связи. Согласно ему успешное управление возможно только в том случае, если управляющая система получает информацию о достигнутом или не достигнутом эффекте. Принцип обратной связи в единстве его целенаправленности. Ставит цель – добиваться реализации способен лишь человек, коллектив, общество в целом. Кибернетика – наука формальная, учит как управлять. Высшей конечной формулой управление является оптимизация функционирования системы (получение большего эффекта при наименьших затратах).

Управление свойственно всякому обществу, всем сторонам общественной жизни.

Общие принципы управления по Факолю. Франция.

Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительности. Единство руководства. Подчинение частных интересов общим. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство персонала. Единение персонала.

В здравоохранении есть несколько форм структуры управления. Наиболее простой формой является линейная: у каждого руководителя много подчиненных, каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя. Такая форма характерна для маленьких организаций (громоздкая). Характерен для учреждений здравоохранения, так как организация маленькая.

Функциональная форма – характерно разделение труда по руководству. В крупных больницах – заместитель по терапии, хирургии, родовспоможению и т.д. Разделение управленческого труда. Форма более прогрессивная, более эффективная. Нарушает принцип единоначалия.

Штабная форма – характерна для более высоких уровней управления – департамент здравоохранения города, области. Штаб существует при руководителе, но дает распоряжения, готовит распоряжения, материалы для руководителя. Большое значение для познания управления является освоение управленческого цикла, который состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный – это сбор, обработка информации, подготовка решения.

2. Исполнительный – включает планирование, реализации решения, организацию системы для выполнения системы регулирования.

3. Контрольный.

Руководитель должен располагать максимумом сведений, чтобы принимать решения (литература, статистические материалы, отчетности, официальные инструкции, законы), ознакомлен с положением дел на месте. Характер решения и глубина его, а так же его значение зависит от того, носит решение тактический или стратегический характер.

Чем выше уровень, тем более стратегический характер. Важным в решении является его краткость и явность. От этого зависит четкость исполнения. Решение должно четко ставить задачи, ответственность и сроки исполнения. Решение здравоохранения имеет свои отличительные черты:

1. Особая ответственность принимаемых решений.

2. Трудности в предсказании последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются оценкам.

3. Трудности а иногда невозможности исправления последствий неправильных решений.

Принятием решения заканчивается первый этап управления.

Второй этап – это организация работы по осуществлению решения. Здесь управление достигает своих целей путем регулирования действий своих исполнителей. Для обеспечения согласованности действий в организации должен быть установлен твердая регламентация выполнения решения (подчинение по административной линии, подчиняться только одному начальнику).

Методы воздействия для выполнения решения:

1. Организационные – приказ, распоряжение, рекомендации.

2. Социально-психологические – логическая, моральная, общественная.

3. Экономические – материальное поощрение.

Третий этап – организация контроля. Руководитель получает информацию о ситуации, исполнении решений. Ведущая форма контроля – учет, главная разновидность учета – статический учет. Контроль должен действовать постоянно и автоматически. Другие виды контроля: проверки которые периодически осуществляются органами здравоохранения, различные комиссии (финансовый контроль). Систематический контроль – важный метод управления.

Первое качество руководителя – наличие организаторских способностей. Главное: без грубого населения и принуждения объединять людей для поставленных задач. Руководитель здравоохранения должен быть высокообразованным врачом. Нет необходимости чтобы он был видным терапевтом, хирургом. Его компетентность должна быть таковой, чтобы он мог оценить фактически достигнутые результаты специалистов другого профиля. Если ЛПУ – специализированное учреждение, то руководитель должен быть специалистом по этой области. Есть 3 уровня управления в здравоохранении:

- Низший – управление отдельными организационными единицами.

- Средний – управление комплексом организационных единиц (район, город).

- Высший – управление совокупностью, комплексом организационных единиц (область, республика).

Есть 3 типа руководства.

1. Авторитетный (директивный).

Единичное решение вопроса, в результате применения этого типа руководства у руководителя могут возникнуть авторитарные черты характера. Между руководителем и сотрудниками возникает психологический барьер. Руководитель решает вопросы не требующие его участия.

2. Демократический.

К разработке и принятию решения привлекаются все члены коллектива. Преимущество: благоприятные условия для работы сотрудников. Непригоден в ситуации, когда нет времени для дискуссии и обсуждения.

3. Разрешительный – свободный.

Минимальное вмешательство руководителя в деятельность коллектива. Положительное: работнику предоставляются большие возможности для творчества, пригоден для творческих и художественных коллективов. Предприятию такой тип не пригоден.

2 организационные структуры в коллективе: формальная неформальная.

Формальная – это штатное расписание. Не формальное – основано на личных отношениях, симпатиях и антипатиях сотрудников. Существование неформальной структуры неизбежно, придает отношениям в коллективе гибкость. Лучше, если не официальный лидер становится официальным. Сработанность коллектива определяет степень и единство формальной и неформальной структуры. Большое значение имеет психологический климат. 2 вида психологической совместимости: психофизический и социально-психологический.

В совместных коллективах достигаются большие успехи, в не совместных – возникают межличностные конфликты. Важна работа с коллективом, с кадрами. Что человек хочет? Что человек может? Каким он является? (личностные качества). Это учитывать руководителю.

Руководитель – образец для коллектива, умение организовать процесс начинается с умения организовать свою работу. Должен быть четкий план – на месяц, неделю, следующий день, год. Должно быть ограничение числа совещаний; со строгой повесткой дня; не отклоняясь от обсуждаемой темы, немного слов и конкретность. Существенное место в деятельности руководителя занимает требовательность к подчиненным с четким определение задач, ответственности и сроков. Умение требовать от подчиненных, но руководитель должен все выполнять сам, и быть неуязвим, требования не должны быть в грубо насильственной форме. Руководитель должен изжить чувство неловкости, требуя его выполнения.

Черта современного управления – это его оптимизация; принцип улучшения управления – автоматизированное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...