Ведомственный и вневедомственный контроль качества мед помощи.
Компетенция различных органов в обеспечении вневедомственного контроля. Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся: 1) участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль); 2) средства (с помощью чего осуществляется контроль); 3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий). Законодательная база к числу участников контроля качества медицинской помощи относит: 1) медицинские учреждения; 2) общественные объединения потребителей; 3) органы управления здравоохранением; 4) лицензирующие органы; 5) страховые медицинские организации; 6) профессиональные медицинские ассоциации; 7) фонды обязательного медицинского страхования; 8) государственные медицинские образовательные учреждения; медицинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов; 9)страхователи; 10) Госстандарт России и его территориальные органы; 11) Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы; 12) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы; 13) органы государственного пожарного надзора; 14) государственная инспекция по охране труда; 15) комитеты по управлению государственным имуществом; 16) исполнительные органы фонда социального страхования. Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2 звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья качества медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневедомственному — все остальные.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи призвана осуществлять: 1) оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинским учреждениям в целом); 2) оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала; 3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи); 4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи; 5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи; 6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения; 7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; 8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи включает: — анализ результатов оказания медицинской помощи населению; — подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением; — изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью; — проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком; — проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;
— контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; — оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи; — контроль правильности применения тарифов и соответствия предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи; — другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции. С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объединить в 3 звена: — контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества); — контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребительский контроль качества); — контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества). В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помощи. Основными средствами контроля следует признать: — медицинские стандарты; — показатели деятельности ЛПУ; — экспертную оценку. Основными элементами механизма обеспечения качества медицинской помощи являются: — сбор и анализ информации; — принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи; - контроль за реализацией принятых решений. Все многообразие корректирующих воздействий можно свести к 2-м разновидностям: ответственности и поощрениям. При этом, обеспечение структурного качества и качества результата следует основывать преимущественно на мерах поощрительного характера, технологического качества, па мерах взыскательного характера. Билет 11 31. Профилактика, как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Профилактика. - сфера деят-ти, относящаяся к выявл-ю причин заб-й и повреж-й, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения. Выделяют поэтому индивидуальную (личную) и общественную профилактику.
Социально-проф-ое направл-е в деле охраны и укрепл-я здоровья народа включ в себя мед, санитарно-технич-е, гигиен-е и социально-эконом-е мероприятия. Выдел индивид-ую и обществ-ую проф-ку. Различают 3 вида проф-ки. 1я проф-ка - это система мер предупреж-я возник-я и возд-я факторов риска разв-я заб-й (вакцинация, рац-й режим труда и отдыха, питание, физич актив-ть). 2я проф-ка - комплекс мероприятий по устранению выраж-х факторов риска, кот при опред-ых условиях (↓ иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возник-ю, обострению или рецидиву заб-я. Наиболее эффект-ым методом явл-ся диспансеризация как комплексный метод раннего выявл-я заб-й, динамич-го наблюд-я, направленного леч-я. 3я проф-ка - комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеят-ти. Цель: соц-я (формир-е уверенности в собств-й соц пригодности), трудовую (возможность восст-я труд-х навыков), психологич-ю (восст-е поведенч-й активности личности) и медицинскую (восст-е функций органов и систем) реабилитацию. Уровни профилактики: А.Госуд-ный -на уровне гос-ва вопросами первичной проф-ки занимаются: обществ. орг-ции, важнейшая-профсоюзы; государств. Необх. реализовать: 1) создание санитарно-защитных зон в отношении любого промышл предприятия. 2)активное внедрение безотходной и малоотходной технологии искл или существ ↓ вредные пром выбросы; 3) запрет на ввод пром предпр-ий и предпр-ий с/х без очистных сооружений. 4) обеспеч-е населения доброкач продуктами питания; 5)введение строгих санкций пром предприятиям за загрязнение окр среды; 6)создание единого сан законодат-ва на территории всей страны. Б) Уровень трудового коллектива + контроль за сан-гиг условиями труда, режимом труда и отдыха, жилищн условия, условия питания. В) Семейный-реализация предыдущего + разв-тие правильных установок на формир-е ЗОЖ. Влияние на здоровье человека оказывают: условия труда; условия питания, способ отдыха в вых дни, курение, алкоголь. Г) Индивидуальный.
32. Участковый принцип организации медицинской помощи населению. Лечебно-профилактические учреждения, работающие по участковому принципу. Проблемы семейного врача. Врач общей практики. Участковый принцип закл-ся в том, что обслуживаемая поликл-й территория делится на участки с числ-ю нас-я до 1700 чел. За каждым участком закрепляется уч врач-терапевт и мед сестра. Участковый принцип обслуживания позволяет: больным лечиться у одного врача, а врачу систематически наблюдать одних и тех же больных, знать условия труда и быта нас-я, изучать заб-ть нас-я, выявлять больных, нуждающихся в дисп-и, более эффективно проводить противоэпид-е и проф-е мероприятия, систематически ↑ санитарно-культурный ур нас-я. Соблюдение участ принципа обслуживания возможно при след условиях: четкое опред-е границ и численности нас-я участков, укомплектованность штатных должностей участ-х врачей, устранение причин текучести врачей на участках, устан-е удобных для нас-я графиков работы участ врачей (скользящие графики), правильная орг-я работы регистратуры. Рабочий день врача-терапевта на участке состоит из приема больных в полик-ке (3 часа) и обслуж-и больных на дому (3 часа). Ежемес участ врачу выделяется 12 часов для проф-й работы на участке, в том числе 4 часа - для санитарного просвещения. Врач общей практики - лицензир выпускник ВУЗа, обесп-щий индив первич и непрерыв мед обслуживание отдел лиц, семей, независимо от возраста, пола и вида б-ни. Оказывает квалиф терапевт, перв врачеб, пом по неотлож сост и по смеж спец-тям. Функции: 1 принимать на дому, в пол-ке. 2 своевременно DS, 3 анализ соц, физ, псих факторов здоровья, 4 пост наблюдать за б-ными в терминал сост и с хр забол-ми. 5 делать доверительные отношения с клиентами. 6 назначать и проводить лечение, проф меры, мед-сан обучение клиентов. 7 осознавать ответственность. Обязанности: 1 обеспеч прав пациента. 2 оценка соц, псих, физ факторов здоровья. 3 осущ проф-ки. 4 оказ помощи всем членам семьи. 5 раннее выявление забол и лечение. 6 участие в планировании семьи. 7 учет забол-ти. 8 обеспеч должного кач-ва помощи. 9 осознавать ответств перед пациентом и властью. 10 ↑ квалиф.
33. Общеэкономические и внутриотраслевые проблемы экономики здравоохранения Эконономика изуч проблемы эффект-го использ-я огранич-х ресурсов и управления ими с целью max удовлетворения потребностей человека. Экономика здравоохранения - это отраслевая экономич-я наука, кот изуч проблемы эффект-го использ-я огранич-х ресурсов здравоохр-я, управления ими для max удовлетв-я потребностей людей в здоровье, товарах и услугах мед назначения. Цель – это изуч-е экономич-х отнош-й, хоз-ых контактов, объективно возник-х в процессе осущ-я мед профес-ой деят-ти. Задачи: 1) Выявл-е потребности общества в услугах мед учрежденийв нужном объеме. 2) Оценка эффект-ти использ-я ресурсов. 3) Контроль за соблюд-ем принципов финансир-я бюджетных учреждений (позволяет выявить полноту использ-я ресурсов, обеспечение сочетания общественных, коллективных и личных интересов специалистов как необходимого условия соблюдения требований экономич-х законов). 4) Подготовка аналитич-й информации для выбора оптим-х управленч-х решений(сбор данных о работе учреждения, их аналитич-й обработке и обобщении результатов анализа. Формир-ся предложения об устранении недостатков и улучш-и работы учреждения. Основные направления ЭЗ: 1.Изуч-е эффективности здравоохр-я и нужно ли сохранение и укрепление трудовых ресурсов страны; 2.Изуч-е экономичности здравоохр-я, т.е. рац-го использ-я выделяемой гос-вом или разл обществами ср-в. Эффект-ть: А)Медицинская эффективность-степень (эффект) достиж-я поставл-ых задач в области проф-ки, диаг-ки, леч-я, реабилитации, т.е. 4х основных видов мед деят-ти. Выражается: 1. показателями заб-ти и ее тенденциями; 2.числом неболевших лиц / индекс здоровья-% людей ни разу не болевших за год; 3.качество мед.помощи-показатели диспансеризации,кач-во операции, разл.методик. Б) Социальная эффективность - эффект-ть в деле укрепления здоровья в рез-те мероприятий мед. или социальных. Имеет более широкий смысл, хотя она тесно и непосредственно связана с мед эффект-тью. Хар-ся динамикой обществ-го здоровья, критериями соц эффект-ти явл-ся показатели обществ-го здоровья. Выражается: 1.ср.продолжит-сть предстоящей жизни; 2. уровень детской смертности 3.эпидемич.заб-сть 4. рождаемость 5. число сохр.жизней - стало возможно в рез-те проведенных социальных и мед.мероприятий 6.инвалидность. В) экономическая эффективность – опред-ся соот-ем эффекта (результата) и затрат. Анализ эконом-й эффект-ти необходим для управл-я здравоохран-ем в условиях огранич-х ресурсов, когда важнейшей проблемой становится достиж-е max результата при min затратах. Основные проблемы: ресурсы системы здравоохран-я (финансовое и материально-технич-е обеспеч-е), доступность мед помощи, качество мед помощи.
Билет 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|