II.1 История жанра
Музыкальный момент (фр. moment musical) — фортепианная пьеса, родственная экспромту. Название призвано нацелить слушателя на мысль об импровизационном характере музыки, схватывающей некое «мимолётное» художественное впечатление. Термин «Музыкальный момент» происходит из западноевропейского музыкального романтизма. В 1823—1828 годах Франц Шуберт (1797 - 1828) написал 6 фортепианных пьес (op. 94; D 780): 1. C-dur (Moderato) 2. As-dur (Andantino) 3. f-moll (Allegro moderato) 4. cis-moll (Moderato) 5. f-moll (Allegro vivace) 6. As-dur (Allegretto) Пьесы были изданы М. Лейдесдорфом в сборнике 1828 г. под общим заглавием «Музыкальные моменты». Содержащееся в заглавии слово «момент» может вызвать представление В дальнейшем к этому жанру обращался не только С. В. Рахманинов. Известны также 3 «Музыкальных момента» (op. 7) Мориса Мошковского (1854 — 1925) — немецкого (польского происхождения) композитора, пианиста и дирижёра. Ключевое слово «момент» также используется в заголовках произведений итальянского композитора Луча́ но Бе́ рио (1925 — 2003) «Моменты», 1960) II. 2 История создания Цикл «Музыкальных моментов» С. В. Рахманинова посвящён композитору Александру Затаевичу. Александр Викторович Затаевич (1869 — 1936) — русский
Все шесть пьес были написаны Рахманиновым в октябре-декабре 1896 года после гастрольной поездки по городам России и Польши. В письме к А. Затаевичу от 7 декабря 1896 года композитор объяснил необходимость спешной работы «денежными потребностями. Сергей Васильевич признался, что подобная спешка была вынужденной, так как возникли некоторые денежные трудности, что подтверждают биографы. Несмотря на успех и известность в широких кругах, на тот момент материальное положение Рахманинова было неопределенным. Концерты носили скорее случайный характер, поэтому с осени 1984 года композитор стал преподавать теорию музыки в Мариинском женском училище. При работе над «Музыкальными моментами» Рахманиновым отчасти использовался более ранний материал: в основу «Музыкального момента» №4 была положена фуга ре минор, сочинённая Рахманиновым в 1891 г. в бытность студентом Московской консерватории по заданию преподававшего контрапункт Антона Аренского. Из рукописей композитора видно также, что он предусматривал возможность исполнения всех шести пьес на фортепиано в четыре руки, а для нечётных пьес — с добавлением скрипки и/или виолончели. Композитор признавался, что создание произведений для фортепиано (миниатюр) дается ему сложнее, чем симфонических, так как сама тематическая идея должна быть представлена сжато, без каких-либо отступлений. В 1897 г. цикл был опубликован музыкальным издательством Петра Юргенсона. II. 3 Характеристика музыки Цикл «Музыкальные моменты» Рахманинова включает в себя шесть разных фортепианных пьес, которые объединены одной общей идей – от трагедии к свету. В отличие от других более ранних фортепианных миниатюр, созданных маэстро, «Музыкальные моменты» не наделены программными заголовками, однако в них можно обнаружить жанровые истоки – баркаролу, ноктюрн, марш, элегию, гимн.
Цикл из шести музыкальных моментов считаются предвестником зрелого творчества Рахманинова, которое развернулось уже в новом столетии. Особенно в этом отношении Ю. В. Келдыш отмечает пьесы подвижного, моторного характера, проникнутые действенным динамическим началом — вторая (es-moll), четвертая (e-moll), шестая Состояние страстной, мятежной возбужденности и беспокойства по-разному передано в каждой из пьес. Если во 2-м музыкальном моменте es-moll с его трепетными секундными интонациями и мягким амфибрахическим ритмом, слышится душевная тревога, смешанная иногда с мольбой и жалобой, и лишь временами прорываются героические звучания (например, яркая мажорная кульминация на fff перед репризой трехчастной формы), то в 4-й пьесе e-moll господствует мужественный волевой тон. Стремительные, динамические пьесы, проникнутые активной моторной энергией, чередуются с лирически-певучими, сосредоточенными по выражению. Музыкальный момент № 1 (Andantino, си-бемоль минор) — экспрессивный «русский ноктюрн» (Виктор Ересько, пианист); источник развития — в сопоставлении двухдольной мелодии и триольного аккомпанемента. В этой пьесе отчетливы не только общеромантические (Шопен), но и русские корни мелодики Рахманинова (Чайковский, отчасти Лядов). Однако общий эмоциональный колорит и приемы мелодического развития в ней типично рахманиновские. Этот музыкальный момент развивает сферу элегических настроений Рахманинова
Форма этой пьесы (впрочем, как и всех шести пьес этого цикла, но везде по-разному, со своими индивидуальными особенностями) - сложная трёхчастная, где 1 часть написана в простой трёхчастной форме, с контрастной серединой (середина также простая з-частная) и с варьированной репризой. Вообще вариационность принизывает всю пьесу, нигде в ней нет точных повторений.
Жанровая природа начала пьесы ( а, b ) – баркарола: кантилена на фоне триольной пульсации волнообразного аккомпанемента.
Форма первой части – простая 3-частная с варьированной репризой – a b a1. В a1 фактура меняется: на смену триолям в аккомпанементе приходит равномерное движение четвертями, фактура больше соответствует жанру ноктюрна (вспомним Ноктюрн Ф. Шопена соль минор ор. 37 № 1), она становится более прозрачной, исчезает экспрессия. Изложение материала становится более статичным, сдержанным ( pp ): С. В. Рахманинов, Музыкальный момент № 1 (а1)
a1 рисует образ обречённости, уныния: тонический органный пункт, нисходящее хроматическое движение среднего голоса – как навязчивая мысль, которая не даёт покоя Во 2 части (7/4, con moto, раздел В), несмотря на схожесть с 1 частью, образ вырисовывается совсем другой – жизнеутверждающий, активный, целеустремлённый, «душа поёт», стремление вперёд к чему-то окрыляющему: 2 часть пьесы развивающая, основанная на материале 1 части, она во многом противоположна ей. В 1 части преобладает квадратность построений, размер 4/4, периоды повторного строения, что придаёт некую заданность изложению. 2 часть напротив лишена квадратности (3-тактовые построения, размер 7/4, переменный), кажется, она намеренно избегается, а в конце части (в «каденции») метр и вовсе исчезает. В противоположность
Середина 2 части 1-го музыкального момента С. В. Рахманинова вызывает ассоциации со средним разделом 1 части пьесы П. И. Чайковского «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года» (чередование (мерцание) тоники и субдоминанты):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|