Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.1 История жанра




Музыкальный момент (фр. moment musical) — фортепианная пьеса, родственная экспромту. Название призвано нацелить слушателя на мысль об импровизационном характере музыки, схватывающей некое «мимолётное» художественное впечатление.

Термин «Музыкальный момент» происходит из западноевропейского музыкального романтизма. В 1823—1828 годах Франц Шуберт (1797 - 1828) написал 6 фортепианных пьес (op. 94; D 780):

1. C-dur (Moderato)

2. As-dur (Andantino)

3. f-moll (Allegro moderato)

4. cis-moll (Moderato)

5. f-moll (Allegro vivace)

6. As-dur (Allegretto)

Пьесы были изданы М. Лейдесдорфом в сборнике 1828 г. под общим заглавием «Музыкальные моменты».

Содержащееся в заглавии слово «момент» может вызвать представление
о краткости, «миниатюрности» музыкальной пьесы (тут можно вспомнить «Мимолётности» С. С. Прокофьева). В действительности только № 3 и № 5 шубертовского сборника кратки, остальные — протяжённые музыкальные композиции
(от 5 до 7 минут в аудиозаписи), особенно № 6, который в интерпретациях
С. Т. Рихтера второй половины 1950-х гг. звучит от 9 до 11 минут
(т. е. по продолжительности равен классическому сонатному Аллегро).

В дальнейшем к этому жанру обращался не только С. В. Рахманинов. Известны также 3 «Музыкальных момента» (op. 7) Мориса Мошковского (1854 — 1925) — немецкого (польского происхождения) композитора, пианиста и дирижёра.

Ключевое слово «момент» также используется в заголовках произведений итальянского композитора Луча́ но Бе́ рио (1925 — 2003) «Моменты», 1960)
и К. Штокхаузена («Моменты» для сопрано, 4 хоров и 13 инструментов; 1962).


II. 2 История создания

Цикл «Музыкальных моментов» С. В. Рахманинова посвящён композитору Александру Затаевичу. Александр Викторович Затаевич (1869 — 1936) — русский
и советский музыкант-этнограф, композитор, народный артист КазССР. В 1896 году музыканты встретились, С. В. Рахманинов проявил интерес к пьесам Затаевича
и способствовал их изданию.

Все шесть пьес были написаны Рахманиновым в октябре-декабре 1896 года после гастрольной поездки по городам России и Польши. В письме к А. Затаевичу от 7 декабря 1896 года композитор объяснил необходимость спешной работы «денежными потребностями. Сергей Васильевич признался, что подобная спешка была вынужденной, так как возникли некоторые денежные трудности, что подтверждают биографы. Несмотря на успех и известность в широких кругах, на тот момент материальное положение Рахманинова было неопределенным. Концерты носили скорее случайный характер, поэтому с осени 1984 года композитор стал преподавать теорию музыки в Мариинском женском училище.

При работе над «Музыкальными моментами» Рахманиновым отчасти использовался более ранний материал: в основу «Музыкального момента» №4 была положена фуга ре минор, сочинённая Рахманиновым в 1891 г. в бытность студентом Московской консерватории по заданию преподававшего контрапункт Антона Аренского. Из рукописей композитора видно также, что он предусматривал возможность исполнения всех шести пьес на фортепиано в четыре руки, а для нечётных пьес — с добавлением скрипки и/или виолончели.

Композитор признавался, что создание произведений для фортепиано (миниатюр) дается ему сложнее, чем симфонических, так как сама тематическая идея должна быть представлена сжато, без каких-либо отступлений.

В 1897 г. цикл был опубликован музыкальным издательством Петра Юргенсона.

II. 3 Характеристика музыки

Цикл «Музыкальные моменты» Рахманинова включает в себя шесть разных фортепианных пьес, которые объединены одной общей идей – от трагедии к свету.

В отличие от других более ранних фортепианных миниатюр, созданных маэстро, «Музыкальные моменты» не наделены программными заголовками, однако в них можно обнаружить жанровые истоки – баркаролу, ноктюрн, марш, элегию, гимн.

Цикл из шести музыкальных моментов считаются предвестником зрелого творчества Рахманинова, которое развернулось уже в новом столетии. Особенно в этом отношении Ю. В. Келдыш отмечает пьесы подвижного, моторного характера, проникнутые действенным динамическим началом — вторая (es-moll), четвертая (e-moll), шестая
(C-dur)
. Они до известной степени сходны между собой по самой манере изложения. Безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощенной энергии.

Состояние страстной, мятежной возбужденности и беспокойства по-разному передано в каждой из пьес. Если во 2-м музыкальном моменте es-moll с его трепетными секундными интонациями и мягким амфибрахическим ритмом, слышится душевная тревога, смешанная иногда с мольбой и жалобой, и лишь временами прорываются героические звучания (например, яркая мажорная кульминация на fff перед репризой трехчастной формы), то в 4-й пьесе e-moll господствует мужественный волевой тон.
Ее стремительно взлетающие интонации с подчеркнутым ямбическим ритмом, сопровождаемые бурными, вихреобразно кружащимися пассажами, звучат повелительно и непреклонно.

Стремительные, динамические пьесы, проникнутые активной моторной энергией, чередуются с лирически-певучими, сосредоточенными по выражению.

Музыкальный момент № 1 (Andantino, си-бемоль минор) — экспрессивный «русский ноктюрн» (Виктор Ересько, пианист); источник развития — в сопоставлении двухдольной мелодии и триольного аккомпанемента. В этой пьесе отчетливы не только общеромантические (Шопен), но и русские корни мелодики Рахманинова (Чайковский, отчасти Лядов). Однако общий эмоциональный колорит и приемы мелодического развития в ней типично рахманиновские.

Этот музыкальный момент развивает сферу элегических настроений Рахманинова
и временами вызывает в памяти Элегию es-moll из ор. З, но звучит мягче
и спокойнее. Выразительная напевная тема плавно и постепенно развертывается
из начального четырехтактового построения.

Форма этой пьесы (впрочем, как и всех шести пьес этого цикла, но везде по-разному, со своими индивидуальными особенностями) - сложная трёхчастная, где 1 часть написана в простой трёхчастной форме, с контрастной серединой (середина также простая з-частная) и с варьированной репризой. Вообще вариационность принизывает всю пьесу, нигде в ней нет точных повторений.

А В А1 Кода
a     b     a1 c     d         c1        a2      b1      a3  
b     Des b Ges as-h-A-As-G-Ges     (секвенция)        b     Des b F    b (D " t)
8     12   13   (1) 6     7         4 (1) (4)  8     16 (2) 12

 

Жанровая природа начала пьесы ( а, b ) – баркарола: кантилена на фоне триольной пульсации волнообразного аккомпанемента.

 

 

Форма первой части – простая 3-частная с варьированной репризой – a b a1.

В a1 фактура меняется: на смену триолям в аккомпанементе приходит равномерное движение четвертями, фактура больше соответствует жанру ноктюрна (вспомним Ноктюрн Ф. Шопена соль минор ор. 37 № 1), она становится более прозрачной, исчезает экспрессия.

Изложение материала становится более статичным, сдержанным ( pp ):  

       С. В. Рахманинов, Музыкальный момент № 1 (а1)

a1 рисует образ обречённости, уныния: тонический органный пункт, нисходящее хроматическое движение среднего голоса – как навязчивая мысль, которая не даёт покоя
и пронизывает сознание (подобное движение мы встречам и в 6-й пьесе цикла), тихая динамика ( PP ).

Во 2 части (7/4, con moto, раздел В), несмотря на схожесть с 1 частью, образ вырисовывается совсем другой – жизнеутверждающий, активный, целеустремлённый, «душа поёт», стремление вперёд к чему-то окрыляющему:

2 часть пьесы развивающая, основанная на материале 1 части, она во многом противоположна ей. В 1 части преобладает квадратность построений, размер 4/4, периоды повторного строения, что придаёт некую заданность изложению. 2 часть напротив лишена квадратности (3-тактовые построения, размер 7/4, переменный), кажется, она намеренно избегается, а в конце части (в «каденции») метр и вовсе исчезает. В противоположность
1 части во второй мы наблюдаем сквозное развитие материала. В среднем разделе
2 части ( d ) - тональная неустойчивость, секвенции, «сползание» темы по полутонам вниз.

Середина 2 части 1-го музыкального момента С. В. Рахманинова вызывает ассоциации со средним разделом 1 части пьесы П. И. Чайковского «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года» (чередование (мерцание) тоники и субдоминанты):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...