Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальный момент № 6 До мажор, Maestoso




Музыкальный момент № 6 До мажор, Maestoso

Жанровая природа 6-й пьесы цикла – гимн, настроение – торжество, триумф, мощный апофеоз, всеобъемлющая радость – подобно финалу 9 симфонии Л. ван Бетховена. Этот музыкальный момент вызывает также ассоциации с романсом
С. В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева, ор. 14, написанным в 1894 году – аналогичная фактура – бурлящий фон, хроматическое нисходящее движение среднего голоса.

 

 

В музыкальном моменте № 6 преобладает один образ, одно состояние без особенной детализации (так же и во 2-м музыкальном моменте).

На фоне бурлящего фона (близость со 2 и 4-й пьесами) мелодия изложена аккордами (близость с 3, 4 и 5 пьесами) – признаки хорала. Каждая фраза звучит весомо, значимо, каждый звук мелодии отмечен акцентом, будто скандируется - здесь проявляются черты ораторского стиля речи.

Форма пьесы – сложная 3-частная с периодом в качестве 1 части, репризой в простой 2-частной репризной форме.

 

Вступление А В А
  период развивающая простая 2-частная репризная форма
  а а   а а b а
    12+11 21 + 12 11+10+15+8

 

 

Средняя часть довольно масштабная – 33 такта (как и в чётных пьесах этого цикла – динамических, средние разделы сравнимы с сонатными разработками). Середина делится на 2 раздела. В 1-м разделе середины (21 такт) мелодия переходит в бас, а хроматический подголосок – из среднего голоса – в верхний:

 

Во втором разделе (12 тактов) восходящее движение мелодии по звукам аккордов имеет волновой рисунок:

 

 

Форшлаги вызывают в памяти 1-й музыкальный момент с его эпическими образами (переборы гусель):

А1 (реприза) – 44 такта – по форме представляет собой простую 3-частную форму. Реприза по своим масштабам в сравнении с 1 и 2 частями несколько велика, она разрослась за счёт появления внутри неё лирического эпизода (будто бы это тихая радость конкретного героя, для себя, а не общая радость с массой людей), а затем вновь берёт верх настроение триумфа.

В этом лирическом эпизоде b в верхнем голосе появляются синкопы (будто от радости у лирического героя, чьё незримое присутствие мы ощущаем на протяжении всего цикла, сбивчиво бьётся сердце) – «мостик», «арка» к 1-й (и ко 2-й) пьесе, где синкопа – преобладающий ритм.

II. 4 Единство цикла

«Музыкальные моменты» Рахманинова – это фортепианный цикл, который тесным образом скреплен единым музыкально-драматическим развитием образа -
от трагедийности к жизнеутверждающему началу. Общий настрой цикла, а также представленные в нем музыкальные образы предвосхитили произведения более позднего периода композитора, явившись своеобразной творческой лабораторией. Созданные еще
в юности, «Музыкальные моменты» были объединены со всеми гранями творческой деятельности Сергея Васильевича Рахманинова.

Цикл выстроен таким образом, что подвижные и динамические миниатюры чередуются с более сдержанными, плавными и медленными. Примечательно, что первые четыре пьесы композитор написал в минорных тональностях, из которых третья
и четвертая отличаются наибольшей драматичностью. Однако цикл завершается все же мажорными, жизнеутверждающими интонациями.

Триольный ритм в различных сочетаниях мы встречаем во всех пьесах цикла.

Речевое начало присутствует во всех пьесах цикла, но по-разному выражается:

в 1-й пьесе – эпический сказ,

во 2-й – взволнованная эмоциональная речь как бы «взахлёб»,

в 3-й – «надгробная речь»,

в 4-й – ораторское выступление, призыв,

в 5-й – успокаивание, убаюкивание,

в 6-й – торжественная ораторская речь триумфатора.

Все пьесы написаны в сложной 3-частной форме (впрочем, это довольно распространённая форма для фортепианной миниатюры).

Три пьесы (№№ 2, 4 и 6), объединенные подвижным характером, пронизаны единым динамическим началом, а также весьма схожи между собой по манере изложения. Более того, многие исследователи отмечают, что именно в этих активных номерах типичный Рахманиновский стиль проявился в полной мере. Вторая, Четвертая и Шестая пьесы объединены стремительным движением пассажей и полны некой волевой энергии. Впрочем, нельзя сказать, что они абсолютно похожи. Рахманинов каждую из этих пьес наделил сугубо индивидуальными чертами при кажущейся общности.

В общей композиции цикла сочетаются элементы контрастности и репризности.
С одной стороны, все нечетные пьесы написаны в медленном, все четные — в быстром темпе. С другой — цикл пронизан сквозными интонационными идеями. Одна из них — ноктюрновость — ощутима в соотношении первой и пятой пьес. Ямбические ритмические фигуры мы встречаем в 4-м и 5-м музыкальных моментах.

Еще один звуковой образ — героические, фанфарные мотивы, прорезающие «пелену» фигурации — определяет облик Музыкальных моментов № 4 (Presto, ми минор) и № 6 (Maestoso, до мажор). Этот образ — сквозной не только для этого фортепианного цикла, но и для творчества Рахманинова в целом (начиная со знаменитой Прелюдии
до-диез минор, соч. 3 № 2). Использование разных ладов (минора в Музыкальном моменте № 4; мажора — в Музыкальном моменте № 6) придает отмеченному звуковому образу контрастный двуединый смысл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...