Музыкальный момент № 6 До мажор, Maestoso
Музыкальный момент № 6 До мажор, Maestoso Жанровая природа 6-й пьесы цикла – гимн, настроение – торжество, триумф, мощный апофеоз, всеобъемлющая радость – подобно финалу 9 симфонии Л. ван Бетховена. Этот музыкальный момент вызывает также ассоциации с романсом
В музыкальном моменте № 6 преобладает один образ, одно состояние без особенной детализации (так же и во 2-м музыкальном моменте). На фоне бурлящего фона (близость со 2 и 4-й пьесами) мелодия изложена аккордами (близость с 3, 4 и 5 пьесами) – признаки хорала. Каждая фраза звучит весомо, значимо, каждый звук мелодии отмечен акцентом, будто скандируется - здесь проявляются черты ораторского стиля речи. Форма пьесы – сложная 3-частная с периодом в качестве 1 части, репризой в простой 2-частной репризной форме.
Средняя часть довольно масштабная – 33 такта (как и в чётных пьесах этого цикла – динамических, средние разделы сравнимы с сонатными разработками). Середина делится на 2 раздела. В 1-м разделе середины (21 такт) мелодия переходит в бас, а хроматический подголосок – из среднего голоса – в верхний:
Во втором разделе (12 тактов) восходящее движение мелодии по звукам аккордов имеет волновой рисунок:
Форшлаги вызывают в памяти 1-й музыкальный момент с его эпическими образами (переборы гусель): А1 (реприза) – 44 такта – по форме представляет собой простую 3-частную форму. Реприза по своим масштабам в сравнении с 1 и 2 частями несколько велика, она разрослась за счёт появления внутри неё лирического эпизода (будто бы это тихая радость конкретного героя, для себя, а не общая радость с массой людей), а затем вновь берёт верх настроение триумфа.
В этом лирическом эпизоде b в верхнем голосе появляются синкопы (будто от радости у лирического героя, чьё незримое присутствие мы ощущаем на протяжении всего цикла, сбивчиво бьётся сердце) – «мостик», «арка» к 1-й (и ко 2-й) пьесе, где синкопа – преобладающий ритм. II. 4 Единство цикла «Музыкальные моменты» Рахманинова – это фортепианный цикл, который тесным образом скреплен единым музыкально-драматическим развитием образа - Цикл выстроен таким образом, что подвижные и динамические миниатюры чередуются с более сдержанными, плавными и медленными. Примечательно, что первые четыре пьесы композитор написал в минорных тональностях, из которых третья Триольный ритм в различных сочетаниях мы встречаем во всех пьесах цикла. Речевое начало присутствует во всех пьесах цикла, но по-разному выражается: в 1-й пьесе – эпический сказ, во 2-й – взволнованная эмоциональная речь как бы «взахлёб», в 3-й – «надгробная речь», в 4-й – ораторское выступление, призыв, в 5-й – успокаивание, убаюкивание,
в 6-й – торжественная ораторская речь триумфатора. Все пьесы написаны в сложной 3-частной форме (впрочем, это довольно распространённая форма для фортепианной миниатюры). Три пьесы (№№ 2, 4 и 6), объединенные подвижным характером, пронизаны единым динамическим началом, а также весьма схожи между собой по манере изложения. Более того, многие исследователи отмечают, что именно в этих активных номерах типичный Рахманиновский стиль проявился в полной мере. Вторая, Четвертая и Шестая пьесы объединены стремительным движением пассажей и полны некой волевой энергии. Впрочем, нельзя сказать, что они абсолютно похожи. Рахманинов каждую из этих пьес наделил сугубо индивидуальными чертами при кажущейся общности. В общей композиции цикла сочетаются элементы контрастности и репризности. Еще один звуковой образ — героические, фанфарные мотивы, прорезающие «пелену» фигурации — определяет облик Музыкальных моментов № 4 (Presto, ми минор) и № 6 (Maestoso, до мажор). Этот образ — сквозной не только для этого фортепианного цикла, но и для творчества Рахманинова в целом (начиная со знаменитой Прелюдии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|