Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальный момент № 4 ми минор, Presto




Музыкальный момент № 4 ми минор, Presto

Тональность 4-го музыкального момента – ми минор, а предыдущего № 3 –
си минор. Так же, как в паре пьес № 1 и № 2, тональности соотносятся как натуральная доминанта и тоника.

Слушая 4-ю пьесу невольно вспоминается «Революционный этюд»
Ф. Шопена: те же бурлящий фон, пунктирный ритм.

С. В. Рахманинов, музыкальный момент № 4

 


Ф. Шопен, Этюд ор. 10 № 12

 

Жанровая природа музыкального момента № 4 – марш, виртуозный этюд. Это отчаяние, буря эмоций. Преобладает очень громкая динамика – до ffff, sffff.

Постоянный волнообразный фигурационный фон сближает эту пьесу со 2-м и 6-м музыкальными моментами. А речевое начало (призывы) – с пьесой № 3. И в мелодиях обеих пьес ритм звучит ямбом – утвердительно, решительно, настойчиво.

Форма пьесы – сложная 3-частная с периодом повторного строения в качестве
1 части, довольно большой развивающей серединой, динамизированной репризой и кодой.

Вступ. А В А1 Кода
  а а период   а1 а2 период материал В
  7 + 6 13   7 + 6 13  

 

Середина по сравнению с крайними разделами велика: 29 тактов против 13. Она может быть сравнима с разработкой сонатной формы.

 

Но есть еще кода, построенная на материале середины, что уравновешивает форму. Середина изобилует динамическими контрастами, в ней волновой принцип развития. Движение параллельными терциями с явным преобладанием нисходящего движения придаёт этой пьесе сходство с 3-й. Нисходящее движение мелодии воспринимается как символ обречённости, покорности судьбе, трагического финала…

 

 

 

Музыкальный момент № 5 Ре-бемоль мажор, Adagio sostenuto

С мрачным, трагическим настроением 4-й пьесы контрастирует поэтически светлый, ясный по колориту пятый музыкальный момент Des-dur. в котором дано своеобразное преломление жанров баркаролы, ноктюрна, колыбельной - колышущийся арпеджрованный фон + речевые баюкающие интонации. Преобладает тихая динамика.  Возникают ассоциации с 1-й пьесой цикла (кстати, тональности этих двух пьес – параллельны: си-бемоль минор в 1-й и Ре-бемоль мажор – в 5-й).

Полнозвучное богатство красок, широта и свобода рисунка соединяются
с экономией средств и выдержанностью фактуры. Нежная и ласкающая, лирически упоенная мелодия звучит на фоне спокойно колышущегося триольного сопровождения левой руки. Эта неизменная остинатная фигура при малоподвижной гармонии
с длительными «стояниями» на тонике (тонический органный пункт на протяжении всей пьесы, преобладает тоническая квинта ре-бемоль – ля-бемоль) создает впечатление «застывшей тишины», столь часто возникающее при слушании музыки Рахманинова.

Но насыщенность фактуры скрытой полифонией, обилие эпизодически возникающих кратких подголосков наполняют музыкальную ткань интенсивной «внутренней жизнью».

В пьесе присутствует преимущественно нисходящее движение мелодии
в окончаниях фраз – будто кого-то успокаивают, уговаривают. А, может быть, это вечный сон в загробном мире, а эта колыбельная адресована тому, кто ее уже
не слышит… (это после траурной 4-й пьесы).

Мелодия изложена параллельными терциями, что сближает ее с 3-м и 4-м музыкальными моментами. Вообще пьесы в цикле спаяны тональными, жанровыми
и интонационными связями.

Форма пьесы сложная 3-частная с периодом типа развёртывания в качестве первой части, развивающей серединой, сокращённой репризой и кодой.

Вступление А В А Кода
  а период типа развертывания      

 

Кульминация 5-го музыкального момента – во 2 части – ff – самая громкая динамика на фоне преобладания тихой. Это уменьшенный септаккорд фа-бемоль – соль – си-бемоль – ре-бемоль и арпеджиато:

В репризе фактура уплотняется, полифонизируется – верхние и средние голоса
как бы вступают в диалог:

Реприза сокращённая, но наличие коды уравновешивает форму, подобно тому, как
в 4-й пьесе. В репризе в верхнем голосе появляется материал из 2 части, что объединяет разделы пьесы (похожий приём – сочетание в репризе материала 1 и 2 части – Рахманинов использовал и в 1-м музыкальном моменте, также и в коде).

Периодически в мелодии появляется звук до-бемоль – VII низкая ступень Ре-бемоль мажора, что вносит черты миксолидийского лада (это не отклонение в тональность субдоминанты), звучит мрачновато…

В конце пьесы на фоне выдержанной тонической гармонии – то мажорной,
то минорной – 3 такта тянется квинта си-бемоль – фа – тоническая квинта параллельного минора. Или это тоника с секстой. Такое неоднозначное окончание – как знак вопроса
в конце…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...