Музыкальный момент № 4 ми минор, Presto
Музыкальный момент № 4 ми минор, Presto Тональность 4-го музыкального момента – ми минор, а предыдущего № 3 – Слушая 4-ю пьесу невольно вспоминается «Революционный этюд» С. В. Рахманинов, музыкальный момент № 4
Ф. Шопен, Этюд ор. 10 № 12
Жанровая природа музыкального момента № 4 – марш, виртуозный этюд. Это отчаяние, буря эмоций. Преобладает очень громкая динамика – до ffff, sffff. Постоянный волнообразный фигурационный фон сближает эту пьесу со 2-м и 6-м музыкальными моментами. А речевое начало (призывы) – с пьесой № 3. И в мелодиях обеих пьес ритм звучит ямбом – утвердительно, решительно, настойчиво. Форма пьесы – сложная 3-частная с периодом повторного строения в качестве
Середина по сравнению с крайними разделами велика: 29 тактов против 13. Она может быть сравнима с разработкой сонатной формы.
Но есть еще кода, построенная на материале середины, что уравновешивает форму. Середина изобилует динамическими контрастами, в ней волновой принцип развития. Движение параллельными терциями с явным преобладанием нисходящего движения придаёт этой пьесе сходство с 3-й. Нисходящее движение мелодии воспринимается как символ обречённости, покорности судьбе, трагического финала…
Музыкальный момент № 5 Ре-бемоль мажор, Adagio sostenuto
С мрачным, трагическим настроением 4-й пьесы контрастирует поэтически светлый, ясный по колориту пятый музыкальный момент Des-dur. в котором дано своеобразное преломление жанров баркаролы, ноктюрна, колыбельной - колышущийся арпеджрованный фон + речевые баюкающие интонации. Преобладает тихая динамика. Возникают ассоциации с 1-й пьесой цикла (кстати, тональности этих двух пьес – параллельны: си-бемоль минор в 1-й и Ре-бемоль мажор – в 5-й). Полнозвучное богатство красок, широта и свобода рисунка соединяются Но насыщенность фактуры скрытой полифонией, обилие эпизодически возникающих кратких подголосков наполняют музыкальную ткань интенсивной «внутренней жизнью». В пьесе присутствует преимущественно нисходящее движение мелодии Мелодия изложена параллельными терциями, что сближает ее с 3-м и 4-м музыкальными моментами. Вообще пьесы в цикле спаяны тональными, жанровыми Форма пьесы сложная 3-частная с периодом типа развёртывания в качестве первой части, развивающей серединой, сокращённой репризой и кодой.
Кульминация 5-го музыкального момента – во 2 части – ff – самая громкая динамика на фоне преобладания тихой. Это уменьшенный септаккорд фа-бемоль – соль – си-бемоль – ре-бемоль и арпеджиато: В репризе фактура уплотняется, полифонизируется – верхние и средние голоса Реприза сокращённая, но наличие коды уравновешивает форму, подобно тому, как Периодически в мелодии появляется звук до-бемоль – VII низкая ступень Ре-бемоль мажора, что вносит черты миксолидийского лада (это не отклонение в тональность субдоминанты), звучит мрачновато… В конце пьесы на фоне выдержанной тонической гармонии – то мажорной,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|