Музыкальный момент № 3 си минор, Andante cantabile
Музыкальный момент № 3 (Andante cantabile, си минор) — драматургический центр цикла; один из первых примеров траурно-медитативной лирики Рахманинова. Глубина художественного образа пьесы — в сопоставлении реальной фортепианной и скрытой оркестровой выразительности. Мощные tutti и патетические речитативы Слышится какая-то внутренняя скованность, гнет неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей. Выразительные «говорящие» фразы, прерываемые частыми паузами и вздохами, складываются в более широкую линию нарастающих подъемов и спадов. Несмотря на прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами басов. Исследователи творчества Рахманинова считают, что этот «Музыкальный момент» он написал под впечатлением смерти своего близкого друга. Аккордовая фактура также сближает пьесу с хоралом ( Andante cantabile - певуче). Мелодия декламационного склада – диапазон ее небольшой, повторение одних и тех же мотивов («топтание на месте»). Рисунок построения мелодии схож со 2 пьесой – краткий взлёт к кульминационному звуку и тут же нисходящие интонации (см. первоначальный 8-такт 2-го музыкального момента и первый 6-такт 3-го). И такой принцип во всей пьесе. Мелодия как бы с трудом пробивает себе путь к вершине-кульминации, затем следует спад. Форма 3 пьесы – сложная 3-частная с периодом в качестве 1 части и точным повторением 2 и 3 частей вместе (трёх-пяти-частная) и кода.
Самая яркая кульминация – в средней части пьесы. В репризе звучит первоначальный материал, но интервалы даны в обращении (сексты вместо терций), и мелодия оказывается в среднем голосе, «скрывается». С 3-го по 6-й звуки этих октавных басов (g – fis – g - e) образуют начальные интонации «Dies Irae» - секвенции в католической мессе, начальную мелодическую фразу которой композиторы XIX—XX веков использовали в значении «общепризнанного» образа смерти [2]. Басы в репризе звучат страшно – тяжело и в то же время торопливо, предвещая неизбежный трагический финал. Кода построена на материале кульминационного эпизода 2 части (каскад нисходящих мотивов - плач), но звучит в другой тональности (во 2 части – fis-moll как доминанта к основной тональности h-moll, в которой будет звучать реприза, а в коде этот кульминационный эпизод звучит в основной тональности h-moll). Пьеса буквально пропитана мрачными знаками неотвратимости печального конца. Тональность пьесы – си минор – роковая, мрачная [3]. Со времён И. С. Баха h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением. Столь трагическую пьесу написал совсем молодой композитор – ему было всего
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|