Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальный момент № 3 си минор, Andante cantabile




Музыкальный момент № 3 (Andante cantabile, си минор) — драматургический центр цикла; один из первых примеров траурно-медитативной лирики Рахманинова. Глубина художественного образа пьесы — в сопоставлении реальной фортепианной и скрытой оркестровой выразительности. Мощные tutti и патетические речитативы
то ли виолончелей, то ли меди (подобные фрагменты встречаются в медленной части Пятой или финале Шестой симфонии Чайковского), пиццикато виолончелей
и контрабасов (движущийся бас) в репризе — элементы подразумеваемой оркестровки, придающие пьесе особую трагическую строгость.

Слышится какая-то внутренняя скованность, гнет неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей. Выразительные «говорящие» фразы, прерываемые частыми паузами и вздохами, складываются в более широкую линию нарастающих подъемов и спадов. Несмотря на прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами басов.

Исследователи творчества Рахманинова считают, что этот «Музыкальный момент» он написал под впечатлением смерти своего близкого друга.

Аккордовая фактура также сближает пьесу с хоралом ( Andante cantabile - певуче). Мелодия декламационного склада – диапазон ее небольшой, повторение одних и тех же мотивов («топтание на месте»).

Рисунок построения мелодии схож со 2 пьесой – краткий взлёт к кульминационному звуку и тут же нисходящие интонации (см. первоначальный 8-такт 2-го музыкального момента и первый 6-такт 3-го). И такой принцип во всей пьесе. Мелодия как бы с трудом пробивает себе путь к вершине-кульминации, затем следует спад.

Форма 3 пьесы – сложная 3-частная с периодом в качестве 1 части и точным повторением 2 и 3 частей вместе (трёх-пяти-частная) и кода.

А В А1 В А1 Кода
а а период развивающая а1 а2 период      
6+7   6+7      

Самая яркая кульминация – в средней части пьесы.

В репризе звучит первоначальный материал, но интервалы даны в обращении (сексты вместо терций), и мелодия оказывается в среднем голосе, «скрывается».
В басу учащается движение – появляется октавное движение восьмыми.

С 3-го по 6-й звуки этих октавных басов (g – fis – g - e) образуют начальные интонации «Dies Irae» - секвенции в католической мессе, начальную мелодическую фразу которой композиторы XIX—XX веков использовали в значении «общепризнанного» образа смерти [2].

Басы в репризе звучат страшно – тяжело и в то же время торопливо, предвещая неизбежный трагический финал.

Кода построена на материале кульминационного эпизода 2 части (каскад нисходящих мотивов - плач), но звучит в другой тональности (во 2 части – fis-moll как доминанта к основной тональности h-moll, в которой будет звучать реприза, а в коде этот кульминационный эпизод звучит в основной тональности h-moll).

Пьеса буквально пропитана мрачными знаками неотвратимости печального конца.

Тональность пьесы – си минор – роковая, мрачная [3]. Со времён И. С. Баха h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением.

Столь трагическую пьесу написал совсем молодой композитор – ему было всего
23 года. Очевидно, что к этому возрасту он очень многое в жизни испытал – возможно, потерю близких людей, крушение идеалов… Так глубоко передать скорбь может только тот, кто сам имеет большой жизненный опыт, придумать, нафантазировать себе трагедию так, как это сделал в 3-м музыкальном моменте Рахманинов, невозможно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...