Стоицизм. Неоплатонизм
Стоицизм
Второй из параллельно развивающихся школ эллинистической философии был стоицизм. Основателем стоической школы является Зенон из Кития (Циттии, Китиона) города на острове Кипр, где он родился (около 333-332гг до н. э. ). Его учителем был киник Кратет, потом (по словам Тимократа в «Дионе») десять лет он учился у Стилпона и Ксенократа (платоновская школа), а также у Полемона. В то время философия рассматривалась как дело всей жизни. Но, хотя Зенон с одинаковым рвением изучал как диалектику так и практическую философию, он однако не пренебрегал подобно другим сократикам также и физикой и в особенности внимательно изучал произведения Гераклита о природе. Около 300 г до н. э. он основал школу, находившуюся в Расписной стое - портике, стены которой были украшены собранием картин Полигнота. По гречески портик - «стоя», по этому помещению школа получила название стоической. Диоген Лаэрций приписывает Зенону книги: « Государство», написанную в духе кинической философии, а так же «О жизни согласно природе», «О страстях» «Об обязанностях», «О целом» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты. Преемник Зенона-Клеандр оставил книги «О времени», «О физике Зенона», «О чувстве», «Об удовольствии», « О диалектике» и тд. Третьим крупнейшим представителем Древней Стои (к. 4в-3в до н. э. ) и приемником Клеанфа был Хрисипп. Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. До нас дошли фрагменты 66 его книг. Период так называемой Средней Стои (2-1 вв до н. э. характеризуется чертами эклектизма (в них сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона). Средняя стоя представлена именами Панеция с Родоса и Посидония. Панеций известен как учитель Цицерона, следуя его произведениям, последний написал свои книги «Об обязанностях». Посидоний был столь же знаменитым учителем, который жил в Риме в эпоху Цицерона. И наконец период Римской Стой или Поздней Стой, высший взлет которой приходится на 1 -2 вв н. э. когда она представлена учениями Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Стоическая философия получила более риторический назидательный характер с ее моральной проблематикой и религиозной тональностью (по Римскому Стоицизму мы располагаем богатыми источниками и свидетельствами).
Стоицизм принимает трехчастное деление философии на логику, физику (философию природы) и этику, философию духа, преимущественно с практической стороны. Первым это разделение произвели Зенон Китийский в книге « Об учении», Хрисипп в 1 книге «Об учении» и в 1 книге «Физики», Аполлодор и Силл в 1 книге «Введение к догмам», Евдром в « Началах этики», а также Диоген Вавилонский и Посидоний. В физике стоиков сохраняется понимание природы как непрерывного процесса про - изводимости вещей, выявляющего бытие того или иного сущего в его собственном генезисе, т. е. роде и в соответствующем ему виде. Рассуждения о физике стоики делят на следующие области: о телах, о началах (archai), об основах (stoicheia), о богах, о пределах, о пространстве, о пустоте. Это деление видовое. Родовое деление физике включают 3 области: о мире, об основах и о причинах. Бытие и тело суть одно и тоже. Сохраняется понимание телесности как фундаментального измерения природы. Существуют только тела - бестелесное само по себе не существует. Существовать значит быть определенным, оформленным образом, иметь свой вид, зримый предел (количественно-качественные характеристики). Тело, по словам Аполлодора в «Физике», есть то, что имеет три измерения; длину, ширину, глубину. Стоики приняли идею Гераклита о космосе как о вечном живом огне, который переходит в остальные элементы как в свои формы. Так Хрисипп говорит, что огонь «является элементом по преимуществу, из которого как из первого, возникает все остальное в силу изменения, и в него все в конце концов, вливаясь, растворяется[18]. Начала и основы - вещи разные. Начал во всем сущем они признают два: деятельное и страдательное. Страдательное начало есть бескачественная сущность, то есть вещество, а деятельное -разум, в ней содержащийся, то есть бог. Он творческий. [19] Такого рода разделение, которого придерживаются стоики восходит к аристотелевскому делению материи и форме. Бог стоиков это не неподвижный двигатель или бестелесная форма. Он творческий огонь, который смешан с самой материей. Бог есть. Бог-фьюзис –логос для стоиков одно и тоже. Он есть природа и судьба, то благодаря чему все обретает свою природу и судьбу. Природа включает в себя огненную светоносную стихию и она образует единый космос, который всегда присутствует, всегда длиться. Огонь не есть начало, но основа, т. е. то, что всем правит, что организует мировой порядок. Простирания мира в свете огня является зримым, есть то, что взывает обращается к нашей мысли. Огонь тоже логос. Человек мыслит в божественном свете. Речь идет об осмысливающем собирании всего сущего в единый и необходимый космос. Космос, мир – есть событие света, который все присутствующее являет. Логос собирает все сущее воедино и является в своей собственной сути светоносным началом. Речь идет не просто об огне как природной стихии. Речь идет о том, что все сущее, зримое и незримое имеет свой логосный характер. Освещающий все огонь раскрывает сущность всего сущего и людей. Логос взывает к тому, что должно быть с осмыслено. Но в каком бы единстве люди не находились с логосом, который правит всем сущим, они себя от него постоянно отделяют. Причастность человеческого существования божественному позволяет именовать нам все сущее, распределять его. Само противопоставление деятельного начала (разума, бога, логос) и страдательного (материи) беспочвенно в сущности своей (ибо бог неотделим от материи). Однако, такого рода разделение имеет определенную смысловую нагрузку. Ибо здесь на первый план выходит деятельная практическая природа самого бытия. Бог есть «творческий огонь». Это имеет фундаментальную онтологическую значимость. В самом понимании бытия деятельное, практическое измерение становится ведущим; деятельное как творящее, как вечное. Бог не только творческий огонь, он разум (логос) мира, семя космоса в целом и источник семян отдельных вещей. Это упорядочивающее начало, стоики называют не только богом, но также и природой, судьбой или необходимостью. Разумное начало познано стоиками как деятельное в природе. Таким образом, утверждалась божественность разума, деятельного начала, божественная природа космоса. Бог стоиков не имеет ничего общего с личностным, персональным богом. Существуя в начале сам по себе, он всю сущность обращает через воздух в воду, и как в поросли содержится семя, так и бог, сеятельный разум мира, пребывает таковым во влажности, приспосабливая к себе вещество для следующего становления, а затем он порождает четыре основы – огонь, воду, воздух и землю. То есть принцип образования космического порядка это слагание стихий в единый гармоничный космос. Речь идет об обретении космического звучания, т. е. достигается полная явленность вещей в их взаимном напряжении. Природа включает в себя огненную, светоносную стихию, которая всем правит, организует, образует единый космос. Все подчиняется единому космическому порядку. Все возникает из огня и все по прошествии «мирового года» превращается в огонь, погибает в огне. После каждого космического пожара, происходит палингенесис (palingenesiV) -восхождение и воскрешение многообразного космоса, его переход из свернутого в развернутое состояние. Космос приходит из огня, чтобы снова стать огнем. Стоики сохраняют понимание природы как никогда не заходящей, восходящей, вечно длящейся и самораскрывающейся; но у них уже присутствует элемент катастрофичности. Речь идет о мировом пожаре, разрушении единой гармонии космофизического порядка. Природа обретает саморазрушающую, уничтожающую силу. Логос есть то внутреннее в природе всех вещей, что их объединяет в единый космос, а не разъединяет. Марк Аврелий в своем трактате «Наедине с собой» написанном на греческом языке, мыслил космос как собирание своего тела в единый неповторимый лик.
Начало у греков - это то, что всем правит, а не то, из чего все произошло. Зевс правитель огня (правит) как высший из богов - он распределитель огненной стихии. Зевс - есть космическая судьба. Он в космосе достиг высшего предназначения. С этим связано понятие провидение. Это внутренне присуще вещам и миру. Если бытие как jusiV и логос не разделимы, то одно раскрывается через другое. Если они различаются то что-то в бытии нарушилось, произошло, сдвинулось. Противопоставление бытия и природы намечается уже у Гераклита. Потом будут говорить о бытии и мышлении, субъекте и объекте. Человек имеет божественную космическую природу, его душа есть особое тело, «теплая и огненная пневма»[20]. Душа как дыхание огневидное и искусническое есть чувствилище божественного, космического. У стоиков речь идет о действии природы, космического начала в человеке. Человек в этом смысле есть существо космическое, космофизическое. Душа - это теплое дыхание, которое нас одушевляет и которым мы движемся - говорят Зенон Китийский, Антипатр (в книге «О душе») и Посидоний. В этом смысле душевное есть принцип распорядительной активности собственно человеческой космической сущности. Другими словами, душевное есть онтологическая характеристика, фундаментальная расположенность собственно метафизической сущности самой физической существенности.
Логика Человек сохраняет свое предназначение если он имеет логосную меру и согласие, соответствие логосу. Мудрость заключается в том, чтобы выяснять причастность нашей мысли божественному (ее логосной природе). Логос – это максимальная напряженность бытия, максимальная бытийность. Бытие там, где это слово, а потому оно прочитываемо знающим умом, умом взрастившим в себе семя «предрасположенности к знанию». Знающий муж апатичен, совершенен, бесстрастен. Только когда есть соответствие, согласие логосу, есть «каталепсис», «katalepsis», живой образ, есть постигающее представление (логосная природа языка). «Это те, что возникают от существующего и запечатлевают и отпечатлевают существующее, как оно есть» (Диоген Лаэрций). Таким образом, сама истина для стоиков есть тело, она есть продукт каталептического представления (каталептическая фантазия). Предположение о том, что есть полное соответствие между реальным присутствием предмета и полным очевидности представлением ведет к признанию, приятию, согласованию, что и удостоверяет истину. Здесь положено некое единство постигающего мышления и бытия. Есть некий предмет, который вместе с тем мыслится так, что мышление, делающее свое одобрение устанавливает согласие, согласование познающего с содержанием познаваемого. Нечто есть истинное, ибо черпает свою силу в одобрении сознания.
Согласно Аэцию, «стоики говорят: когда человек рождается, он имеет главенствующую часть души, сходную с листом (папируса), хорошо обработанным для того чтобы на нем писать. На нем и записывается каждая из мыслей. Первый способ записи - через ощущения»[21]. Секст Эмпирик сообщает: « стоики говорят, что из ощущаемого и мыслимого лишь некоторая часть истинна, но ощущаемое истинно не непосредственно, а оно истинно лишь посредством своего отношения к соответствующим ему мыслям». Представление есть отпечаток предмета в душе (по Зенону и Клеанфу), подобно отпечатку перстня на воске. Хрисипп, считая эту аналогию неудачной видел в представлении «изменения в душе». Акт познания - происходит: 1) из наличного предмета, 2) запечатлевает этот предмет через изменение, произведенное им в душе и 3) вызывает согласие познающего. Стоицизм обращает внимание на активность познающего в акте познания. Поскольку согласие обусловлено волей, поскольку познание есть волевой акт. Вместе с деятельностью познающего, ведущей к формированию понятий ума (ennoia), волевой акт, включенный в познавательный процесс, образует нередуцируемый момент этого процесса, возвышающий понятие над простым восприятием. Разумная деятельность отлична от восприятия в том отношении, что она включает еще и логическое постижение - (бытие связанно всего лишь с мыслительной активностью, речь идет о «реальности истощенного бытия», ибо бытие это всегда тело. Наиболее характерная черта логики стоицизма - ее обращение к языку. Стоики разделяют ее на диалектику, учащую правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов, риторику, учащую хорошо говорить при помощи связных рассуждений. Диалектика разделяется на собственно логику, предметом которой является мысль или «обозначаемое», и грамматику, предмет которой слово (звук) или «обозначающее». Слово правильно обозначает мысль и истинным образом обозначает предмет или референт, тогда как мысль адекватно соотносится с предметом. Диалектика как наука об обозначаемом (мысли) трактует как о содержании мысли, так и о формах мышления — категориях, понятиях суждениях, силлогизме, логических ошибках и софизмах. Диалектика как грамматика изучает средства словесного выражения мысли, т. е. части речи, грамматические формы, а заодно физиологию звука, теорию поэзии и музыку. Пожалуй наибольший интерес в стоической логике представляет учение об обозначаемом как словесно выраженном (lekton). Исходным текстом является здесь изложение Секста Эмпирика (Против ученых, VIII, 11-12): стоики говорят, «что три (элемента) соединяются вместе: обозначаемое, обозначающее и предмет, причем обозначающее есть слово, как например, «Дион». Обозначаемое есть сама вещь, выявляемая словом, и мы ее воспринимаем как установившуюся в нашем разуме, варвары же не понимают ее, хотя и слышат (слово). Предмет же есть находящееся вне, как, например, сам Дион. Из этих (элементов) два телесны, именно слышимый звук и предмет, одно же бестелесно, именно, обозначаемая вещь и словесно выраженное. Таким образом, лектон есть словесно оформленное содержание, мысль - понятие или представление. Специфика «лектон» в том, что оно не существует вне словесного (звукового, письменного, вообще знакового) оформления, но и само слово вне «лектон» - пустой звук. Таким образом, можно считать, что стоическое учение о «лектон» есть первый вариант теории значения слов и выражений человеческого языка. С эпохи эллинизма (стоя) возникает знак через фиксацию как орудие для обозначения, посредством которого представление фиксируется и перенаправляется с одного предмета на другой. Обозначение уже не есть указывание в смысле приведения к явленности. В эпоху подъема греческого мира знак понимался из указывания, создавался указыванием и ради него самого. Разнообразными способами, раскрывая или скрывая, указывание приводит нечто к явленности, позволяет воспринять являющееся и пропустить через себя (проработать) воспринятое. Отношение указывания к указываемому никогда не развертываемое в чистом виде из себя самого и своего источника, превращается с течением времени в договорно устанавливаемое отношение между знаком и его обозначаемым. Превращение знака из указывания в обозначение покоится в изменении существа истины.
Неоплатонизм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|