Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство как главный актор геополитики.




Главным актором мировой политики является государство. Оно — основной субъект международного права, а его политика определяет характер международных отношений, оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень благосостояния граждан, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование дру­гих субъектов мировой политики в значительной степени зависит от отношения к ним со стороны государств.

В современном мире идет стремительный процесс возникновения новых государств. С начала XX века их количество увеличилось бо­лее чем в три раза и в настоящее время превышает 190. В 60-х годах XX века рост числа государств был следствием прежде всего круше­ния колониальных империй, а в 1990-х во многом обусловлен дезинтег­рацией тоталитарных государств. Согласно прогнозам, тенденция образования новых государств сохранится.

Государство — единственный субъект мировой политики, который обладает суверенитетом. Категория «национально-государственный суверенитет» имеет два аспекта — внутренний и внешний. Первый аспект означает свободу выбора каждым народом своего пути эконо­мического развития, политического режима, наличие у государства собственного гражданского и уголовного законодательства. Второй аспект предполагает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.

При переходе к постиндустриализмуизменяется содержание суве­ренитета государств. Он трансформируется из абсолютного, способно­го отрицать общечеловеческие ценности и интересы, в просвещенный, основывающийся на принципах равноправия и самоопределения на­родов, уважения прав личности как высшей социальной ценности.

Просвещенный суверенитет государств допускает возможность демократического ограничения. Если раньше рекомендации мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмеша­тельство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимо­зависимого мира решение отдельных проблем, в первую очередь военных и экологических, предполагает учет интересов других госу­дарств. Например, требования одного государства к другому о недо­пущении выбросов в атмосферу вредных веществ предприятиями или загрязнения рек промышленными стоками не могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела или покушение на суверенитет.

В связи с развитием информационных технологий, возникнове­нием мирового коммуникационного сообщества и прогрессирующей проницаемостью границ государственные структуры теряют часть властных полномочий. Государству, включенному в процесс глобали­зации, сложнее контролировать национальную экономику, особенно финансовую систему как ее наиболее мобильный компонент, о чем свидетельствуют финансовые кризисы минувшего десятилетия.

В современных условиях возможности государств ограничиваются, с одной стороны, деятельностью других участников мировой политики - неправительственных организаций, транснациональных кор­пораций и т. д., с другойвыходом на международную арену внут­ригосударственных регионов, которые устанавливают между собой прямые торговые, культурные и иные отношения, нередко конкури­руя с государством. Тем не менее, именно государство представляет и олицетворяет суверенитет народа, являющегося, согласно конститу­циям многих стран, основным и единственным источником власти.

Являясь формально юридически равными с точки зрения междуна­родного права, государства различаются по своей территории, числен­ности населения, природным ресурсам, экономическому и военному потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету и т. д. Эти различия резюмируются в неравенстве государств по своей мощи, включающей вышеперечисленные факторы и обстоятельства.

В науке утверждается новая трактовка мощи государства, учиты­вающая реалиии постиндустриализма. Согласно этой трактовке:

Ø снижается значение традиционных компонентов национальной мощи — территории, природных ресурсов и численности населе­ния, — являвшихся объектом острого соперничества в рамках предшествующей индустриальной эпохи;

Ø основными источниками национальной мощи, включая ее воен­ный компонент, становятся способность экономики к технологи­ческим нововведениям и качество человеческого материала.

С учетом новых параметров национальной мощи начала утрачивать смысл распространенная в период холодной войны классификация государств на сверхдержавы (США и СССР), великие державы (Ки­тай, Великобритания, Франция, Германия), средние государства (Ита­лия, Испания и др.), малыегосударства (Бельгия, Голландия и др.) и микрогосударства (Лихтенштейн, Люксембург, Андорра и т. д.).

Государство обладает тремя важными характеристиками: структурой, авторитетом и терри­торией.

В качестве структуры государство представляет собой сово­купность институтов, включая правление (правительство) и ад­министрацию. Государство характеризуется наличием персона­ла, бюджета и разного рода функций, которые оно выполняет, обеспечивая руководство обществом.

Государство как структура наделена, как правило, легитим­ным авторитетом, в том числе оно обладает монополией на фи­зическое насилие на своей территории. Столица является тем местом, где фактически реализуется этот авторитет. И она сим­волизирует этот авторитет. В рамках геополитического подхода понятие «авторитет» в определенной мере связано с другим не менее важным понятием — «суверенитет», который является, пожалуй, наивысшим выражением авторитета.

Народ и государство. Как утверждал М. Вебер, госу­дарство является «группой политического господства институ­ционального характера». Понятие «группа господ­ства» является общим и отражает очень разные реаль­ности. Так, государство нередко отождествляется со всей совокупностью населения, проживающего на его террито­рии. Это означает, что в категорию «государство» включаются все граждане данной страны.

Однако часто государство определяется как порождение нации. И концепция «государ­ство-нация» «превратилась в прототип организации полити­ческих обществ».

В любом государстве определенная часть граждан оказывается по отношению к государству в маргинальном по­ложении - меньшинства, иностранные граждане или люди, не имеющие гражданства (апатриды). В некоторых странах разрыв между государством и гражданами иногда до­стигает весьма больших размеров, когда власть оказывается в руках узкой группы населения, например определенного этно­са, политической партии, церкви или иной структуры. В такой ситуации легитимность государства и власти становится далеко небесспорным вопросом. Именно по этой линии проявляется фундаментальное различие между демократическим и автори­тарным государством.

Правление. Правление берет на себя ответственность за судьбу госу­дарства, хотя оно не наделено не­прерывностью своего существования (так как избирается), что, наоборот, присуще государству. Правление, будучи исполнительной властью, дей­ствует во имя государства, но не замещает его, ибо поли­тическая организация демократического общества предполага­ет соблюдение принципа разделения властей на исполнитель­ную, законодательную и судебную.

Теоретически правление представляет собой население госу­дарства. Однако всенародное голосование, даже если оно проводится в полном соответствии с демократическими правилами, приводит к власти ту или иную политическую силу, которая весь народ не представляет. И значит, правление пред­ставляет интересы только части общества. Подлинно демократические государства в большей мере, чем любые другие формы правления, способны эффективно представлять интересы большинства населения.

Суверенитет и «невмешательство». На своей собственной территории государство является су­вереном. Оно не подчиняется никакой другой власти. Однако в современных условиях суверенитет государства является в зна­чительной мере ограниченным. В политической науке небезос­новательно заговорили об эре ограниченного суверенитета.

Суверенитет является юридическим принципом, признанным меж­дународным сообществом. Статья 2 Хартии ООН гарантирует принцип равного суверенитета всем государствам — членам данной организации, а также невмеша­тельство во внутренние дела этих государств. Такой подход ха­рактерен для международных отношений, сложившихся и раз­вивающихся на основе Вестфальских договоров (1648).

Однако суверенитет — не только юридический вопрос. Он определенным образом характеризует средства, которыми распо­лагает государство. Некоторые государства обладают большими возможностями для маневра в поле международных отношений. Речь идет о ведущих мировых державах во главе с США. Они оказываются способными прямо или косвенно влиять на поли­тику других государств. Для большинства же государств суверенитет не выходит за пределы теоретической концепции: они не обладают достаточными средствами для проведения не­зависимой политики. Некоторые политологи акторов междуна­родной жизни делят на «первичных» и «вторичных». Первые обладают реальным суверенитетом, вторые же — нет.

Суверенитет получает свое выражение в концепции между­народного права, определяемой понятием «невмешательство во внутренние дела». Согласно этой концепции, ни одно государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела другого госу­дарства. Однако этот принцип, который вытекает из суверените­та, имеет свои границы. В современных условиях абсолютное невмешательство, как, например, абсолютная свобода, является фикцией. Государства и остальные геополитические акторы могут оказывать воздействие или даже противодей­ствовать другим государствам. Речь в данном случае может идти о так называемых трансгосударственных акторах (церкви, пред­приятия, СМИ) или трансгосударственных феноменах (например, экологи­ческих), которые действуют по своим законам и под­час вопреки юридической концепции суверенитета.

Таким образом, государства и правления безусловно являют­ся активными геополитическими акторами, но не единственны­ми и не неоспоримыми. Время, когда государства и правления были монополистами на сцене международной политики, оста­лось в прошлом. И это призвана учитывать геополитика.

Пространство власти. Суверенитет государства ограничен географически, по­скольку реализуется в рамках территории, очерченной границами. И потому границы являются важным элементом планетарной юридической сети. Но это вовсе не оз­начает, что за пределами своих границ государство не оказыва­ет влияния. За пределами своей территории в определенных ситуациях государство может действовать на законной основе, подкрепленной соответствующими межгосударственными до­говоренностями.

Влияние государства может приобретать всемирный харак­тер, если оно осуществляется через ООН. Вне всякого сомнения, государства — члены Совета Безопасности ООН оказывают все­мирное влияние на мировую политику.

Государства могут опираться на возможности крупных международных институтов, в частности Всемирный банк или Международный валютный фонд. Актив­ную роль в мировой политике в послевоенные годы играют межправительственные организации, через которые ведущие державы оказывают влияние на процессы мирового развития. Решающее значение в силе влияния играет эко­номическое и военное могущество государства, оценка которого является важнейшим объектом международных отношений.

Поэтому географическое пространство власти государства, в рамках которого осуществляется его способность к действию и контролю над развитием мировой политики, не совпадает с границами суверенитета данного государства. И в геополитике выделяют сильные и слабые, стабильные и нестабильные госу­дарства, государства, оказывающие всемирное или региональное влияние.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...