Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межправительственные международные организации.




Кроме государств важнейшим субъектом геополитики явля­ются международные организации. Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотруд­ничества ее членов, созданную на добровольной основе для совмест­ного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава.

Наиболее фундаментальный критерий классификации между­народных организацийхарактер членства. По этому критерию выделяют межправительственные международные организации (МПО), создаваемые государствами па основе договоров, и неправительст­венные (МНПО), объединяющие негосударственные институты и граждан ряда государств.

Международные организации — явление историческое и динамич­но развивающееся. Причины появления международных организаций:

Ø наличие значительного числа суверенных государств;

Ø интенсификация контактов между ними;

Ø обеспокоенно­сть проблемами, возникающими в результате этих контактов;

Ø осо­знание необходимости создания международных институтов для систематического регулирования отношений между государствами.

Первыми международными организациями в современном понима­нии были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почто­вый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Между­народный Красный Крест (1860 - е гг.) и др.

С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций па мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окон­чания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй по­ловины 40-х годов XX века и до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих раз­личные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти 20 тыс. разнообразных неправительственных международных орга­низаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.

Основными причинами увеличения количества межправительственных и неправительственных международных ор­ганизаций были:

Ø тяга народов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне;

Ø осознание опасности эскалации международных конфликтов и не­обходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования;

Ø потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем;

Ø стремление государств, которые обрели независимость после рас­пада колониальной системы, к усилению своего влияния на миро­вую политику.

Вместе с тем окончание холодной войны сопровождалось распа­дом ряда организаций бывшего социалистического содружества — Организации Варшавского договора, Совета экономической взаимо­помощи и др.

Армия.

Теоретически армия не является независимым геополити­ческим актором. Она, как известно, подчиняется политической власти, правительству данной страны. Армия, наряду с полици­ей и жандармерией, на деле осуществляет в случае необходи­мости «легитимное физическое насилие». Это положение при­знается международным правом.

В демократических странах армия находится на службе го­сударства и подчиняется правительству. В недемократических странах для армии характерна особая позиция в политической жизни страны. В таких странах армия не­редко действует автономно, конкурируя с гражданскими инсти­тутами. История знает немало примеров того, как армия своими действиями выходит далеко за теоретические рамки ее прерога­тив, каковыми являются защита территории страны и поддер­жание общественного порядка в случае возникновения серьез­ных общественных волнений. В некоторых ситуациях армия способна выходить из-под контроля власти и превращаться тем самым в активного, а иногда и доминирующего, геополитичес­кого актора. Автономные действия армии в послевоенные годыне раз имели место во многих странах Африки, Азии иЛатинской Америки.

Вразвивающихся странах армия играет чаще всего решаю­щую роль в развитии политических событий. Это выражается, например, в том, что главы государств многих стран Азии и Аф­рики являются выходцами из армии. Да и сами правительства в таких случаях формируются из числа военных лиц. Такие прав­ления в политической науке получили наименование хунты[1]. Господствующее положение военных в политической власти — свидетельство слабости «гражданского общества» и самой демо­кратии, а также того, что у этой власти нет достаточной народ­ной поддержки. А потому такая власть неизбежно, рано или поздно, теряет право на свое существование.

Церкви.

Церкви являются фундаментальными социальными и поли­тическими структурами, оказывающими существенное влияние на общественное развитие. Понятно, что церковь как социо­культурная структура является и геополитическим актором, ибо она не может быть безразличной к вопросам определения судеб общественного развития. Более того, нередко церковь прямо участвует в конкретной реализации определенного характера развития мира.

Церкви как один из полюсов политической власти активно взаимодействуют с мирскими структурами, такими как, напри­мер, государство или политические партии. На основе такого взаимодействия церкви прямо или косвенно неизбежно оказы­ваются втянутыми в геополитическую динамику общественного развития.

Церкви могут выступать как сила, способствующая поддер­жанию социального и политического status quo, или, наоборот, как актор, дестабилизирующий социально-политическую ситу­ацию в стране, возглавляя протестное движение. В этом, вто­ром, случае церкви становятся угрозой для государства.

В нача­ле XXI столетия выявилось и очень важное противоречие в по­литической жизни многих государств. Учитывая большое число иммигрантов в странах Западной Европы, например, появился феномен так называемой двойной принадлежности: с одной сто­роны, все граждане страны являются частью государства, а с другой — с точки зрения вероисповедания они относятся к определенной церкви. Это приводит к усилению социокультур­ных различий в обществе, а при определенных ситуациях — к нестабильности.

Церкви являются иерархизированными структурами. В них всегда есть руководство, которое можно отождествлять со своеобразным правлением, духовенство, что можно сравнивать с администра­цией мирского правления, и верующие.

Некоторые церкви имеют единственного руководителя, дру­гие же — управляются на коллективной основе. Так, католическая и православная церкви явля­ются иерархизированными и централизованными структурами, подчиненными авторитету одного лица — Папы или патриарха. В исламском мире, наоборот, не существует одного авторитета. К тому же этот мир разделен на суннитов и шиитов, организа­ция которых существенно различается между собой. Буддист­ские образования также являются иерархизированными в том, что касается руководства верующими и духовенства. Индуист­ская вера характеризуется иерархией населения, которая осу­ществляется за пределами дихотомии духовенства и верующих.

Духовенство являет собой своеобразную касту в большинстве обществ и государств и выполняет важную социальную, куль­турную и политическую роли. При этом духовенство выполняет и мобилизационную роль, определяя во многом не только духов­ные и культурные, но и политические позиции не только веру­ющих, но многих других сограждан. Это означает, что духо­венство способно вносить свой вклад в реализацию геополити­ческих целей.

Верующие строго придерживают­ся правил, обычаев, ритуалов церкви и подчиняются авторитету ее духовенства. Понятно, что чем строже соблюдаются церков­ные обряды и правила, тем большей является мобилизационная готовность верующих, а в силу этого — тем большим является и влияние церкви.

Секты представляют собой своеобразные независимые цер­кви, приверженцы которой откололись от господствующей церкви. Адепты таких религиозных общин, как правило, не­многочисленны и редко получают признание властей государ­ства. Деятельность сект весьма разнообразна и не поддается обобщению. Среди них есть как толерантные, так и нетерпи­мые по отношению к другим людям образования. Есть секты, деятельность которых является открытой и гласной, есть же и такие, которые действуют негласно и отличаются строжайшей дисциплиной.

Юридические и конституционные связи между церковью и государством. В Средние века почти повсеместно Церковь и государство тесным образом были связаны между собой. Это получало свое выражение в теократии (монархия божественно­го права) и в конфессиональных или клерикальных режимах.

Клерикальные режимы провозглашают или государственную религию, или официальную религию. Государственная религия получает покровительство Основного закона страны, в соот­ветствие с которым президент (или суверен), а также и чинов­ничество должны исповедовать именно государственную рели­гию. В силу этого церковь превращается в своеобразного по­средника между публичной властью и гражданами страны.

Понятие «официальная религия» свидетельствует о том, что она признается государством, которое гарантирует ей свобод­ное функционирование. И это может иметь место и в светском государстве, где официальная церковь не только признается властью, но и действует на законном основании.

Клерикальные государства довольно многочисленны. И они существуют в различных регионах мира. Можно выделить несколько групп клерикальных государств:

Ø христианские клерикальные государства. Так, к исповедующим католицизм относятся: Ватикан, а также Арген­тина, Бельгия, Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Ирлан­дия, Эквадор, Испания, Гватемала, Италия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор и Венесуэла. Православным государством является Греция. К числу лютеранских государств относятся Скандинавские страны: Дания, Финляндия, Исландия и Норвегия. Великобритания имеет англиканскую и пресвитериан­скую церкви.

Ø мусульманские клерикальные государства— это государства, в которых большинство населения составляют мусульмане и где ислам признается государственной религией. Некоторые мусульманские государства можно определить как «исламские государства». К ним относятся: Афганистан, Са­удовская Аравия, Иран, Пакистан и Судан.

Ø клерикальные государства других конфессий: Израиль (иуда­изм), Непал (индуизм), Мьянма, Бутан и Таиланд (буддизм).

Существование государственной религии может приводить к притеснению религиозных меньшинств, что, к примеру, встречается в Китае, если говорить о католиках.

В светском государстве религиозная сфера относится к об­ласти частной жизни граждан. В целом ряде государств их свет­ский характер закреплен в конституциях страны. Это относится к Франции, Австрии, Индии, Ираке, Мексике, Португалии, Че­хии, Сирии, Турции, а также к Китаю, Северной Корее, Кубе и Вьетнаму.

Геополитическая роль церкви может реализовываться в со­гласии с государством или в противовес ему.

Религиозные представления нередко связаны с территори­альным измерением. В священных текстах упоминаются конк­ретные территории, водные бассейны, города, часть из которых имеют, что называется священный характер. И это имеет боль­шое значение для верующих и государства, где проживают эти верующие. Священные территории и места не только имеют социокультурное значение,но и в определенном смысле явля­ются важными геополитическими ставками. Жизнеописания основателей религий являют собой агиографию[2], на основании которой выстраивается отношение к той или иной конкретной территории или к тем или иным священным местам.

Геополитические проекты церквей не всегда связаны с ос­новополагающими для них текстами. На протяжении длитель­ного времени церковь и государство теснейшим образом связа­ны между собой. Европейская колонизация, мусульманская экспансия могут быть примером геополитических проявлений в согласованной деятельности церкви и государства. При этом церковь стремится не к овладению теми или иными территори­ями. Она ставит задачу оказывать духовное влияние на населе­ние не только своей, но и других стран.

Геополитический проект церкви может включать в себя за­дачу изменения границ государства, если последнее является клерикальным. Национальные церкви, выступая, например, с националистических позиций, могут становиться своеобраз­ной поддержкой империалистических проектов государства.

Геополитическое измерение приобретают и сами религиоз­ные конфликты, которые спорадически возникают между раз­личными конфессиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...