Межправительственные международные организации.
Кроме государств важнейшим субъектом геополитики являются международные организации. Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. Наиболее фундаментальный критерий классификации международных организаций — характер членства. По этому критерию выделяют межправительственные международные организации (МПО), создаваемые государствами па основе договоров, и неправительственные (МНПО), объединяющие негосударственные институты и граждан ряда государств. Международные организации — явление историческое и динамично развивающееся. Причины появления международных организаций: Ø наличие значительного числа суверенных государств; Ø интенсификация контактов между ними; Ø обеспокоенность проблемами, возникающими в результате этих контактов; Ø осознание необходимости создания международных институтов для систематического регулирования отношений между государствами. Первыми международными организациями в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный Красный Крест (1860 - е гг.) и др. С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций па мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов XX века и до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти 20 тыс. разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.
Основными причинами увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были: Ø тяга народов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне; Ø осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования; Ø потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем; Ø стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику. Вместе с тем окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества — Организации Варшавского договора, Совета экономической взаимопомощи и др. Армия. Теоретически армия не является независимым геополитическим актором. Она, как известно, подчиняется политической власти, правительству данной страны. Армия, наряду с полицией и жандармерией, на деле осуществляет в случае необходимости «легитимное физическое насилие». Это положение признается международным правом. В демократических странах армия находится на службе государства и подчиняется правительству. В недемократических странах для армии характерна особая позиция в политической жизни страны. В таких странах армия нередко действует автономно, конкурируя с гражданскими институтами. История знает немало примеров того, как армия своими действиями выходит далеко за теоретические рамки ее прерогатив, каковыми являются защита территории страны и поддержание общественного порядка в случае возникновения серьезных общественных волнений. В некоторых ситуациях армия способна выходить из-под контроля власти и превращаться тем самым в активного, а иногда и доминирующего, геополитического актора. Автономные действия армии в послевоенные годыне раз имели место во многих странах Африки, Азии иЛатинской Америки.
Вразвивающихся странах армия играет чаще всего решающую роль в развитии политических событий. Это выражается, например, в том, что главы государств многих стран Азии и Африки являются выходцами из армии. Да и сами правительства в таких случаях формируются из числа военных лиц. Такие правления в политической науке получили наименование хунты[1]. Господствующее положение военных в политической власти — свидетельство слабости «гражданского общества» и самой демократии, а также того, что у этой власти нет достаточной народной поддержки. А потому такая власть неизбежно, рано или поздно, теряет право на свое существование. Церкви. Церкви являются фундаментальными социальными и политическими структурами, оказывающими существенное влияние на общественное развитие. Понятно, что церковь как социокультурная структура является и геополитическим актором, ибо она не может быть безразличной к вопросам определения судеб общественного развития. Более того, нередко церковь прямо участвует в конкретной реализации определенного характера развития мира. Церкви как один из полюсов политической власти активно взаимодействуют с мирскими структурами, такими как, например, государство или политические партии. На основе такого взаимодействия церкви прямо или косвенно неизбежно оказываются втянутыми в геополитическую динамику общественного развития. Церкви могут выступать как сила, способствующая поддержанию социального и политического status quo, или, наоборот, как актор, дестабилизирующий социально-политическую ситуацию в стране, возглавляя протестное движение. В этом, втором, случае церкви становятся угрозой для государства. В начале XXI столетия выявилось и очень важное противоречие в политической жизни многих государств. Учитывая большое число иммигрантов в странах Западной Европы, например, появился феномен так называемой двойной принадлежности: с одной стороны, все граждане страны являются частью государства, а с другой — с точки зрения вероисповедания они относятся к определенной церкви. Это приводит к усилению социокультурных различий в обществе, а при определенных ситуациях — к нестабильности.
Церкви являются иерархизированными структурами. В них всегда есть руководство, которое можно отождествлять со своеобразным правлением, духовенство, что можно сравнивать с администрацией мирского правления, и верующие. Некоторые церкви имеют единственного руководителя, другие же — управляются на коллективной основе. Так, католическая и православная церкви являются иерархизированными и централизованными структурами, подчиненными авторитету одного лица — Папы или патриарха. В исламском мире, наоборот, не существует одного авторитета. К тому же этот мир разделен на суннитов и шиитов, организация которых существенно различается между собой. Буддистские образования также являются иерархизированными в том, что касается руководства верующими и духовенства. Индуистская вера характеризуется иерархией населения, которая осуществляется за пределами дихотомии духовенства и верующих. Духовенство являет собой своеобразную касту в большинстве обществ и государств и выполняет важную социальную, культурную и политическую роли. При этом духовенство выполняет и мобилизационную роль, определяя во многом не только духовные и культурные, но и политические позиции не только верующих, но многих других сограждан. Это означает, что духовенство способно вносить свой вклад в реализацию геополитических целей. Верующие строго придерживаются правил, обычаев, ритуалов церкви и подчиняются авторитету ее духовенства. Понятно, что чем строже соблюдаются церковные обряды и правила, тем большей является мобилизационная готовность верующих, а в силу этого — тем большим является и влияние церкви.
Секты представляют собой своеобразные независимые церкви, приверженцы которой откололись от господствующей церкви. Адепты таких религиозных общин, как правило, немногочисленны и редко получают признание властей государства. Деятельность сект весьма разнообразна и не поддается обобщению. Среди них есть как толерантные, так и нетерпимые по отношению к другим людям образования. Есть секты, деятельность которых является открытой и гласной, есть же и такие, которые действуют негласно и отличаются строжайшей дисциплиной. Юридические и конституционные связи между церковью и государством. В Средние века почти повсеместно Церковь и государство тесным образом были связаны между собой. Это получало свое выражение в теократии (монархия божественного права) и в конфессиональных или клерикальных режимах. Клерикальные режимы провозглашают или государственную религию, или официальную религию. Государственная религия получает покровительство Основного закона страны, в соответствие с которым президент (или суверен), а также и чиновничество должны исповедовать именно государственную религию. В силу этого церковь превращается в своеобразного посредника между публичной властью и гражданами страны. Понятие «официальная религия» свидетельствует о том, что она признается государством, которое гарантирует ей свободное функционирование. И это может иметь место и в светском государстве, где официальная церковь не только признается властью, но и действует на законном основании. Клерикальные государства довольно многочисленны. И они существуют в различных регионах мира. Можно выделить несколько групп клерикальных государств: Ø христианские клерикальные государства. Так, к исповедующим католицизм относятся: Ватикан, а также Аргентина, Бельгия, Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Ирландия, Эквадор, Испания, Гватемала, Италия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор и Венесуэла. Православным государством является Греция. К числу лютеранских государств относятся Скандинавские страны: Дания, Финляндия, Исландия и Норвегия. Великобритания имеет англиканскую и пресвитерианскую церкви. Ø мусульманские клерикальные государства— это государства, в которых большинство населения составляют мусульмане и где ислам признается государственной религией. Некоторые мусульманские государства можно определить как «исламские государства». К ним относятся: Афганистан, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и Судан. Ø клерикальные государства других конфессий: Израиль (иудаизм), Непал (индуизм), Мьянма, Бутан и Таиланд (буддизм).
Существование государственной религии может приводить к притеснению религиозных меньшинств, что, к примеру, встречается в Китае, если говорить о католиках. В светском государстве религиозная сфера относится к области частной жизни граждан. В целом ряде государств их светский характер закреплен в конституциях страны. Это относится к Франции, Австрии, Индии, Ираке, Мексике, Португалии, Чехии, Сирии, Турции, а также к Китаю, Северной Корее, Кубе и Вьетнаму. Геополитическая роль церкви может реализовываться в согласии с государством или в противовес ему. Религиозные представления нередко связаны с территориальным измерением. В священных текстах упоминаются конкретные территории, водные бассейны, города, часть из которых имеют, что называется священный характер. И это имеет большое значение для верующих и государства, где проживают эти верующие. Священные территории и места не только имеют социокультурное значение,но и в определенном смысле являются важными геополитическими ставками. Жизнеописания основателей религий являют собой агиографию[2], на основании которой выстраивается отношение к той или иной конкретной территории или к тем или иным священным местам. Геополитические проекты церквей не всегда связаны с основополагающими для них текстами. На протяжении длительного времени церковь и государство теснейшим образом связаны между собой. Европейская колонизация, мусульманская экспансия могут быть примером геополитических проявлений в согласованной деятельности церкви и государства. При этом церковь стремится не к овладению теми или иными территориями. Она ставит задачу оказывать духовное влияние на население не только своей, но и других стран. Геополитический проект церкви может включать в себя задачу изменения границ государства, если последнее является клерикальным. Национальные церкви, выступая, например, с националистических позиций, могут становиться своеобразной поддержкой империалистических проектов государства. Геополитическое измерение приобретают и сами религиозные конфликты, которые спорадически возникают между различными конфессиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|