Нации как геополитические акторы
Можно выделить два подхода, получивших свое выражение как в теории, так и на практике при определении нации: один из них связан с тем, что нация рассматривается как некий «продукт», созданный при непосредственном участии в его «производстве» государства ( конструктивистская концепция ), второй же подход строится на убежденности в том, что нация возникает до появления государства и существует вне прямой связи с ним (примордиалистская концепция). В политической науке существует две концепции нации, которые, по сути дела, являются антагонистическими. Одна из них, нередко называемая «французской», основывается на признании факта добровольности включения в нее составляющих ее членов, а другая, которую иногда называют «немецкой», — представляет собой биологическую или культурную концепцию. Первая концепция может быть определена как «гражданская» концепция нации, вторая — как «этническая», или этнокультурная концепция. Первая концепция формировалась по праву народа на землю, вторая — по праву крови. Нужно сказать, что обе эти концепции имеют политическую составляющую, которая связана с конкретным политическим проектом легитимации, или, наоборот, опротестования границ между государствами. Так называемая «немецкая» концепция нации берет начало во второй половине XVIII в. Ее появление на свет связано с именами немецких мыслителей Гердера [6] (конец XVIII в.), а потом Фихте [7] (начало XIX в.). Так, Гердер утверждал, что характер всякой нации определяется такими факторами, как природная среда, климат и физическая география, — факторами, формирующими и стиль жизни, и трудовые привычки, и предпочтения, и творческие наклонности людей. Превыше всего Гердер ставил фактор языка, в нем он видел воплощение характерных для народа традиций и его исторической памяти. Каждой нации, по Гердеру, присущ свой Volksgeist, что находит свое выражение в песнях, мифах и легендах и является для данного народа источником всех и всяких форм творчества. Национализм Гердера следует понимать как своего рода культурализм, где на первый план выдвигаются национальные традиции и коллективная память, но никак не государственность.
Не удивительно, что данная концепция нации способствовала пробуждению национального сознания немцев и составляла содержание движения пангерманизма [8], а также многочисленных националистических движений в XIX и XX вв. В соответствии с этой концепцией нация рассматривается как некое «естественное», или органическое, сообщество, которое уходит корнями в древность и будет существовать, пока существует человечество. Нация, по Гердеру, — это объективное сообщество, состоящее из членов одной и той же группы. Группа, в зависимости от конкретной ситуации, может определяться на основе единого языка, крови, расы или рождения. Но какой бы вариант ни выбирался для определения группы, принадлежность людей к той или иной нации является предопределенной заранее: она определяется, по сути дела, фактом рождения. А потому принадлежность к нации не может быть утраченной, не может отрицаться. Так, проживающие во Франции эльзасцы в соответствии с этой концепцией относятся к немецкой нации, подобно тому, как объявлялись немцами жители чешских Судетов. В таком подходе, едва ли не основной характеристикой той или иной национальной группы выступает культура, которая находит свое выражение в языке и с помощью языка. Не удивительно, что «немецкую» концепцию нации характеризуют как концепцию биологическую или культурную. Нация в таком подходе представляет собой группу, отношения в которой основаны на сходстве и эмоциональной близости, что позволяет ее рассматривать как расширенную форму семейного сообщества.
«Немецкая» концепция нации была тесно связана с романтизмом, получившим распространение в Европе с конца XVIII в. как реакция на рационализм Просвещения. Идея «национального гения», «души народов» навязывалась людям, которые воспринимали ее как некий возврат к мифологическому прошлому, к темным силам души и природы. Совсем другой подход представляет собой французская концепция нации, которую чаще всего связывают с именем Эрнеста Ренана (1823-1892). 11 марта 1882 г. Э. Ренан, выступая в Сорбонне, сформулировал «элективную», «политическую» или «гражданскую» концепцию нации, корни которой восходят к временам Французской революции 1789 г. Эта концепция направлена против этнокультурных концепций нации. Э. Ренан, в частности, отказывается от понятия «раса». Это связано с тем, что, по Ренану, ни одно государство и ни одна нация не могут рассматриваться как «расово» и «этнографически» гомогенные. Все они были образованы на основе постоянного смешения разных социальных групп, которые проживали, сменяя друг друга, на данной территории. Так, население Франции сформировалось на основе слияния галльских, романских, германских народов, а также иммиграционных движений, пополнявших население страны еще со времен античности. «Истина заключается в том, — пишет Ренан, — что не существует чистой расы и что стремление основать политику на этнографическом анализе означает лишь то, что она будет основываться на химере». И Германия в данном случае не является исключением. А потому «мы не имеем права обращаться с людьми таким образом, чтобы ощупывать их череп, а потом брать их за горло, говоря им: «Ты наша кровь, ты нам принадлежишь!». Общность языка, по Э. Ренану, не является основанием нации: «Язык призывает к объединению, но не принуждает к нему». Так, США и Великобритания имеют один и тот же язык, но представляют собой две различные нации. То же самое можно сказать об Испании и Аргентине, или Колумбии, Португалии и Бразилии, Франции и Квебеке и т.д. И наоборот, Швейцария имеет три или даже четыре основных языка, однако она не перестает представлять одну нацию. Это означает, согласно Ренану, что «в человеке есть нечто большее, чем язык: это воля. Воля Швейцарии заключается в том, что она остается единой, несмотря на разнообразие идиом, и это более важный факт, нежели сходство, нередко достигаемое на основе принуждения».
То же самое можно сказать и о критерии религии. Религия играет существенную роль в объединении людей. Но реальность такова, что государства и нации в большинстве случаев являются многоконфессиональными. Наконец, география тоже не является единственным объяснительным фактором формирования нации и государства. Это так потому, что границы являются феноменом политическим. Они складывались исторически в результате острого соперничества политических центров за право контроля периферии и расширения ее пространств, а понятие «естественных границ» государства или нации не имеет смысла. Для Э. Ренана нация является результатом исторического развития. Нация — это «душа, духовный принцип», которая вписывается одновременно в прошлое (осознание общего прошлого) и настоящее. Она предполагает «выстраданное совместно» прошлое и «желание жить совместно» в настоящем. «Человек, — утверждает Э. Ренан, — не является рабом ни своей расы, ни своего языка, ни своей религии, ни курса течения рек, ни направления цепей гор. Большое объединение людей, здравых умом и горячим сердцем, созданное моральным сознанием, называется нацией. В силу того, что это моральное сознание подтверждает свою силу жертвами, которых требует отказ от индивида в пользу сообщества, оно является легитимным и имеет право на существование. Если сомнения возникают на ее границах, проконсультируйтесь у спорящих между собой групп населения». Как видим, во французской концепции нации принадлежность к ней является добровольной, есть результат выбора (избирательная, или элективная, концепция). И если различие в культуре находится в сердцевине национальной идентичности, то эта культура является не чем-то данным от рождения, а приобретенным исторически наследием.
Справедливости ради, нужно сказать, что избирательная (элективная) концепция нации присуща не только французской традиции, но и, например, американской. То же самое относится и к «немецкой» концепции нации: элементы ее встречаются и в XIX в. и позднее во многих движениях и идеологиях националистического толка. Так, в той же Франции национализм Аксьон франсэз, который исповедовал М. Баррес[9], а потом Ш. Моррас[10], основывается на аналогичном немецкому пониманию нации основании. Различие заключается лишь в том, что Моррас делал акцент на католицизме как конститутивном элементе французской нации в прошлом и настоящем, а Баррес рассматривал национализм как «принятие детерминизма». Нельзя сказать, что идеи Барреса или Морраса остались в прошлом. В настоящее время именно на этнокультурной и эксклюзивной концепции основывается понимание нации лидера крайне правой партии во Франции — Национального фронта — Жан-Мари ле Пена. Историческое прошлое нередко получает свое выражение в мифологии. А предназначение мифа заключается в том, что он не описывает то, что есть, или то, что было. Миф призван придавать смысл и легитимность тому, что есть, или тому, что хотели бы иметь, т.е. государствам-нациям, которые есть или существование которых желали бы видеть. Концепция нации в геополитике выполняет важную роль. Она обосновывает существование самого государства, а также его легитимность. С точки зрения геополитики нацию можно определить как народ, сформулировавший свой геополитический проект и желающий обрести свою государственность. А потому, как справедливо отмечает С. Розьер, нация отличается от народа тем, что, помимо осознания своего собственного существования, она еще к тому же вооружена геополитическим проектом. Национализм. Геополитическое осознание нации неразрывно связано с национализмом. Национализм как выражение «экзальтации национального чувства» составляет основу политической доктрины, опирающейся на принцип превосходства определенной нации как внутри государства, так и вне его. В силу этого национализм становится своеобразным мотором геополитической динамики, в рамках которой на одном из центральных мест оказывается проблематика территории и пространства. Нужно сказать, что национализм не следует рассматривать как дестабилизирующий фактор. С его помощью может осуществляться и осуществляется геополитическая, по своей сути, задача объединения народа (народов) своей страны для решения жизненно важных вопросов на основе преодоления существующих в каждом обществе социокультурных разделений.
В теории национализма можно выделить два подхода: инструменталистский (конструктививсткий) и примордиалистский. В рамках первого подхода нация интерпретируется как результат деятельности элит общества. Это означает, что нации могут быть созданы искусственно. Сторонники примордиалистского подхода настаивают на «стихийном», «естественном» характере становления нации. Есть и иные подходы. Мы выделяем эти два подхода потому, что в них наглядно выявляется связь между государством и народом, проживающем в нем. Эта связь выражается еще и в том, что люди, проживающие в данном государстве, являются одновременно и гражданами страны, а потому они наделены некими гражданскими и политическими прерогативами. Гражданин является неразрывной частью государства. И в то же время он является частью нации. Двойственность понятия «нация» очевидна. Так, член того или иного национального меньшинства является гражданином государства, но не членом господствующей нации. Государство-нация. Созданием государства, как правило, завершается национальный исторический процесс. Правда, в случае, например Италии и Германии, образование в этих странах государства во многом стало результатом геополитического процесса. Нация, в свою очередь, может возникать в итоге деятельности государства по обеспечению единства народа, проживающего на его территории. Пример тому — Франция и Испания. Как известно, формирование государственности определило во многом лицо современного мира, его политическую карту. Так, политическая карта Европы сформировалась в итоге национальных движений и соперничеств на Старом континенте, происходивших в XIX в. В большинстве случаев не представляется возможным говорить о существовании государств-наций на Африканском континенте. В большинстве случаев африканские государства были созданы искусственно и представляют собой известным образом случайные объединения народов, определявшиеся фактом колониального господства. Прагматическое определение нации-государства предложил Ив Лакост: «Государство-нация может рассматриваться как такой тип государства, в котором большая часть населения относится к одной и той же нации». Но таких государств в мире не так уж много. И большая часть из них приходится на Европу. Для остального же мира государство-нация — это не более, чем идеал, к которому необходимо стремиться. Меньшинства. Понятие «меньшинство»[11] соответствует разным социальным и геополитическим реалиям. Термин «национальное меньшинство» вошел в политический словарь современности в начале XX в., еще позднее стал использоваться термин «этническое меньшинство». С точки зрения геополитики меньшинство порождает несоответствие между территориальным и социокультурным разграничениями в государстве. Строго говоря, государство-нация теоретически исключает наличие каких бы то ни было меньшинств в составе населения. Реальность же такова, что в большинстве развитых стран мира в состав населения входят и разного рода меньшинства, и иммигранты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|