Экономические геополитические акторы.
К числу новых геополитических акторов в условиях глобализации по праву относятся транснациональные корпорации (ТНК). Абсолютное большинство крупнейших ТНК современного мира имеют американское, европейское и японское происхождение. Например, США являются родиной 162 ТНК, страны Европейского Союза — 155, Япония — 126, Швейцария и Южная Корея — по 13, Канада — 6, Бразилия и Австралия — по 5. На все остальные страны приходится лишь 11 ТНК. По своей экономической мощи ТНК не просто сопоставимы с целым рядом государств, но и превосходят многие из них. Так, по объему производимой продукции японская корпорация «Мицубиси» уступает только 21 стране мира. Согласно уже не раз приводившимся в деловой прессе данным, из 100 крупнейших экономических субъектов мира (государства и ТНК) более половины (51) принадлежат к числу последних. Те же источники утверждают, что на 200 крупнейших ТНК приходится четверть всего объема мировой торговли. Без транснациональных корпораций глобализация почти немыслима — полагают современные исследователи. В ТНК глобальная экономика обретает свою институциональную форму. Последняя включает реорганизацию структур и стратегий ТНК. Эта реорганизация проходит через слияния корпораций и их приобретения, в частности в секторах высоких технологий, по всему свету. Так, в конце ЧЧ века ТНК осуществляли около 3/4 мировых обменов производственными благами. Значительная часть обменов была связана с коммерцией, которую они вели со своими филиалами, или эти последние торговали между собой. По данным конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), более 60% инвестиционных потоков приходится на 109 мегасделок (более чем на 1 млрд. долл. каждая). Большинство из них было заключено между 100 наиболее крупными компаниями мира.
Экспансия ТНК означала беспрецедентную концентрацию экономической мощи, так как она развивалась параллельно с ростом олигополистических[3] структур в основных секторах производства, услуг, и особенно финансов. Следует отметить, что 100 наиболее крупных транснациональных предприятий мира имеют активы за границей общей стоимостью в 1,8 трлн. долл., осуществляя продажи за границей в 2,1 трлн. долл. Никогда прежде феномен слияния и приобретения между крупными предприятиями не был таким большим и быстрым. Конференция ООН по торговле и развитию считает, что постепенно и достаточно интенсивно создается мировой рынок предприятий. Целые сектора экономики развивающихся стран переходят под контроль крупных ТНК. Эти корпорации располагают значительными экономическими ресурсами и стремятся влиять на действия публичных властей. При этом сопоставление результатов их деловой активности с ВВП государств не всегда проясняет общую ситуацию, так как правительства и руководители этих предприятий преследуют в своей деятельности не одни и те же цели. Получается так, что ТНК все чаще становятся прямыми конкурентами государств. При этом решающее влияние на проводимую той или иной ТНК политику оказывает ее руководство, в большинстве своем представленное гражданами страны, где находится головная компания. Это позволяет говорить о том, что чаще всего ТНК является, по сути дела, продолжением государства, в котором находится руководство данной корпорации, а потому экономическое влияние вольно или невольно дополняется влиянием политическим. А геополитические вопросы в таком влиянии играют далеко не последнюю роль. Международные финансовые институты как геополитические акторы. Развитие международного сотрудничества в послевоенные годы сопровождалось становлением финансовых и валютных институтов, сформированных на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Тогда было предусмотрено создание двух международных валютно-финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). После того как США в 1971 г. прекратили свободный обмен доллара на золото, Бреттон-Вудская система формально прекратила свое существование.
Однако МВФ и МБРР продолжают функционировать и даже расширяться как глобальные экономические организации. Были созданы Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), Международная ассоциация развития (MAP) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, 1988) как филиалы МБРР. Все пять организаций тесно связаны между собой. Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами трех филиалов — только члены МБРР Формально данные организации имеют статус специализированных учреждений ООН. Однако они полностью независимы в своих решениях (в том числе и от ООН). Эти институты формально являются частью системы ООН, но фактически подчиняются различным мандатам и процедурам МВФ и МБРР. Они насчитывают около 15 тыс. человек (13 тыс. — в МББР и 2 тыс. — в МВФ). Эти организации имеют разные мандаты, охватывающие экономическую, социальную, политическую и культурную области. В настоящее время все указанные финансовые институты являются активными проводниками в жизнь идей глобализации и свободной торговли. Значительное место в их деятельности занимают политические вопросы. Оказывая финансовую помощь, и МВФ, и МБРР задают четкие параметры экономического развития, что предопределяет и внутреннюю, и внешнюю политику государств. Поэтому финансовые структуры оказываются прямыми участниками политических процессов, преобразуя политическое пространство не только отдельных стран, но и целых регионов. Мафиозные организации. Мафия является подпольным участником финансовой деятельности, уголовно наказуемой во всех странах. Она включает в себя самые разные структуры, начиная с итальянских мафиозных образований и включая китайские триады, японские структуры, объединенные в движении «Якудза», итало-американские мафиозные группы, преступные сообщества в нашей стране, турецкую мафию, албано-косоварские группы. К этому же типу структур относятся и организованные группы колумбийских наркобаронов.
Мафия получает свои доходы от подпольной экономики. Она стремится установить контроль над теми рынками и видами деятельности, которые являются наиболее рентабельными. Это относится к следующим видам деятельности: продажа оружия, производство и торговля наркотиками, торговля людьми и проституция, рэкет, воровство, убийства и т.д. Строго говоря, мафиозные структуры не являются геополитическими: они не ставят цель завоевания территории. Однако они стремятся устанавливать свое влияние не только в конкретных местах своей непосредственной деятельности, но и добиваются того, чтобы воздействовать в нужном для себя направлении и на государственные решения. А это неизбежно придает самому факту существования мафиозных структур геополитическое измерение. СМИ и геополитика. Средства массовой информации относительно недавно превратились в активного геополитического актора. Эти участники геополитического процесса редко являются независимыми. Чаще всего они находятся под контролем более сильного актора - экономического (промышленные или финансовые группы) или политического (государство, партия или церковь). Эффект от деятельности СМИ во многом определяется той степенью свободы прессы, которая утвердилась в той или иной стране. В демократических странах свобода прессы и выражения мнения является общим правилом. Тем более что по мере развития современных средств коммуникации, контроль за деятельностью средств массовой информации становится все менее эффективным. Любой гражданин в демократических странах имеет возможность получать самую разнообразную информацию не только в печатных или аудиовизуальных СМИ, но и в сети Интернет, контроль за деятельностью которой установить практически невозможно.
Геополитическая роль СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, могут оказывать существенную поддержку проводимой в данной стране политики, что, безусловно, можно определить как элемент геополитики. С другой же стороны, СМИ могут поддерживать, оживлять разного рода территориальные представления и настроения, которые в силу этого получают распространение в широких слоях населения. Такая способность СМИ определяется тем, что они являются весьма эффективным средством формирования общественного мнения. И уже в силу этого они становятся нередко инструментом геополитических акторов: государств, церквей, неправительственных организаций, ТНК и т.д. Распространение той или иной идеологии, что является также одной из задач СМИ, осуществляется при помощи газет, радио, телевидения, аудио- и видеокассет, дисков и сети Интернет. В длительной перспективе СМИ являются прямыми участниками выработки разного рода геополитических представлений и пространственной практики. В режиме текущего времени они используются для пропаганды или оправдания проводимой в стране политики, объяснения необходимости и оправданности того или иного политического выбора. И в этом случае они выступают как некое средство связи между участниками политической жизни, с одной стороны, и населением — с другой. Геополитическая роль СМИ особенно наглядно проявилась в последние годы. После крушения СССР и мировой социалистической системы в 1989 г. не без прямого участия СМИ прошла целая волна разного рода «бархатных» и «оранжевых» революций в ряде стран. Это проявилось в событиях конца 1980-х гг. в ГДР, Венгрии, Чехословакии, странах Прибалтики и в других странах Восточной Европы. В этих событиях значительную роль сыграло телевидение, которое не только наглядно демонстрировало недостатки и пороки той политической организации, которая была создана в бывших социалистических странах, но и наглядно показывало преимущества другого, капиталистического строя. Не случайно в ряде стран принимались решения о запрете спутниковых телевизионных антенн (Румыния — до 1989 г., Афганистан — в период правления движения Талибан, Иран — со средины 1990-х гг., Китай — с 2006 г.). Нужно сказать, что влияние СМИ является в большей мере политическим, чем геополитическим (в территориальном смысле этого термина). Однако, как это подтверждает пример бывшей ГДР, СМИ активно содействовали эволюции геополитической ситуации в этой стране, утверждая в сознании немцев идею возрождения единой страны, восстановления территориального единства Германии на основе территориальных представлений населения двух Германий. В печати не раз звучали утверждения о том, что геноцид народа тутси в Руанде во многом стал следствием пропаганды расизма СМИ на протяжении ряда лет до 1994 г., когда кровавая бойня состоялась.
Однако СМИ играют не только дестабилизирующую роль. Они способны вносить значительный вклад в стабилизацию политической обстановки в стране. Все зависит от тех целей, которые перед ними ставят главные геополитические акторы в стране. В целях «стабилизации» политической ситуации СМИ могут использоваться и в далеко недемократических целях. Соперничество между СМИ является одним из векторов влияния на мировое сообщество ведущих государств. В центре этого соперничества находится телевидение. Пример тому, соперничество между телевизионными каналами CNN и el-Jesira при освещении событий на Ближнем Востоке. Не удивительно, что во Франции заговорили о том, что необходимо в ответ на развитие такого соперничества создать CNN французской версии с тем, чтобы давать более объективную информацию. Можно полагать, что такого рода соперничество будет усиливаться с течением времени и с расширением технических возможностей СМИ. Нет сомнения, что в ходе этого соперничества будут находить отражение и геополитические представления и подходы. Вооруженные группы. В послевоенные годы активными геополитическими акторами стали разнообразные («повстанческие» или «партизанские») вооруженные группы и движения. Нередко они представляют собой своеобразные политические структуры, полагающие, что вооруженные действия являются для них единственным средством достижения политических целей. Такого рода рассуждения берут истоки, прежде всего в недемократических странах, где действуют запреты на деятельность тех или иных политических сил, например партий коммунистов и курдов в Турции. Вооруженные группы, как показала недавняя история, могут возникать и в демократических странах, где политические руководители указанных групп приходят к выводу о том, что в условиях демократии они не смогут получить массовую поддержку населения. Наконец, вооруженные группы неизбежно возникают в странах, территория которых оккупируется иностранными войсками. Здесь террористическая, как ее чаще всего называют, деятельность превращается в одну из форм освободительного движения. Вооруженные группы, или герильясы[4] являются участниками конфликтов низкой интенсивности. Однако если они структурированы как настоящие армейские подразделения, то конфликты могут достигать высокой степени интенсивности. Некоторые вооруженные группы являются порождением политических партий и используются для борьбы с другими политическими партиями или иными вооруженными структурами. Примером вооруженных формирований, созданных по инициативе политической партии, до недавнего времени была Северная Ирландия, где существует глубокий раскол между католиками и протестантами. Правда, в 2007 г. католическая Шинн фейн приняла решение отказаться от вооруженной борьбы. Движение за независимость страны басков, которое возглавляет партия Ботасуна, также ведет борьбу, опираясь на вооруженное крыло. Вооруженные группы могут возникать в итоге раскола в политических организациях определенного народа. В таких случаях, как правило, существует крыло политической организации, выступающее за жесткие, решительные действия, в том числе военные действия, и крыло той же организации, делающее ставку на политические решения. В таком случае, вряд ли есть основание говорить о «партийности» вооруженных формирований. Примером такой ситуации являются события в Косово, где изначально лидер Демократического союза Косово (ДСК) Ибрагим Ругова выступал за политическое разрешение косовской проблемы. Однако параллельно в рамках общего движения за независимость этого края в 1997 г. возникла Освободительная армия Косова (OAK), которую И. Ругова сначала назвал «детищем сербских секретных служб». Правда, в последующем ДСК во многом опиралась на OAK, которая в 1999 г. насчитывала 30 тыс. человек. Народные ополчения, которые чаще всего называют милицией, являют собой вооруженные формирования, создающиеся в низовых структурах общества для укрепления регулярной армии. Это означает, что подобные структуры создаются не государством. Создателями таких групп могут выступать политические партии, как это имеет место в Ливане, или этнические, конфессиональные или иные социальные группы, которые по разным причинам могут принять решение о создании вооруженного формирования. Частные вооруженные формирования не представляют ни государство, ни политические партии, ни народы. Они создаются и действуют во имя частных интересов - индивидуальных, клановых, родоплеменных, экономических, мафиозных и т.п. Такие формирования создаются в тех странах, где является ослабленной власть государства. Примером таких формирований может быть Ливан. Появился даже термин «ливанизация» политической жизни определенной страны, которым обозначается ситуация известной беспомощности государственной власти[5]. В первой половине XX в. в Китае, как известно, возникла Освободительная армия, которая вела борьбу за освобождение страны и последующее ее преобразование на путях социалистического строительства. То же самое можно сказать об участниках гражданских войн (Ливан, Афганистан), а также о гангстерских образованиях, ведущих по сути боевые действия в городах (Лос-Анджелес). Частные вооруженные формирования активно действуют во многих странах Африки: Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея-Биссау, Конго, Бурунди и т.д. В послевоенные годы некоторые государства, не имея собственных вооруженных сил, прибегают к услугам наемников, которые формируются специализированными частными обществами, среди которых наибольшую известность получили Executive Outcomes или Sandline International. Эти общества входят в Частную военную компанию. Данные структуры поставляют солдат для проведения разного рода операций в странах Африки или Латинской Америки. Частные армии формируются из числа бывших работников секретных служб и бывших военных. Их отличает ориентация только на финансовые вопросы. Они, как правило, далеки от любой идеологии. Появление вооруженных групп, как правило, связано с возникновением безвыходной политической или экономической ситуации в стране. С политической точки зрения вооруженные группы возникают, как уже отмечалось, в случае оккупации страны или недостатка демократии. Но и в демократических странах, как показывает опыт политического развития Великобритании (Северная Ирландия), Франции (Корсика) или Испания (Страна басков) могут также возникать вооруженные формирования. С экономической точкизрения вооруженные формирования и террористические действия, как полагают иногда, являются следствием бедности и нищеты. Идля такого рода утверждений есть основания. Однако очень часто во главе вооруженных формирований и движений оказываются представители потенциальных правящих классов, которые не могут в силу разных причин подняться на вершину социальной иерархии. Кроме того, в составе террористических формирований есть немало достаточно обеспеченных людей. Милитаризованные движения возникают и действуют в большинстве случаев на основе определенных идеологических проектов или установок. Так, некоторые направления деятельности вооруженных формирований опираются на марксизм и ставят перед собой задачу на основе вооруженной борьбы создать условия для совершения революции. Примером вооруженной борьбы при опоре на марксистскую риторику является вооруженное движение в Колумбии. Подобным же образом, но на иной идейной (либеральной и антикоммунистической) основе строили свою деятельность вооруженные формирования Унита в Анголе и контрас, противостоявшие силам, входившим в Сандинистский фронт национального освобождения, в Никарагуа. Нужно сказать, что вооруженные формирования создаются и на основе религиозной идеологии. Так, существует движение, выступающее с позиций второго пришествия Христа, или мессианские движения, подобные Inca Rey du Dentier lumineux в Перу. К этой же категории относится вооруженное движение Alice Lakwena, руководящей Holy spirit Movement, которая в Уганде бросила безоружных людей против армии. К этой же категории нужно отнести и вооруженные формирования исламских фундаменталистов, которые заявили о себе во многих странах. Они решительно ведут борьбу со всеми «неверными», не останавливаясь ни перед чем. В некоторых странах возникают иногда вооруженные движения, которые отстаивают свою идентичность. Эти движения возникают как следствие убеждения людей в том, что их права, в частности право на самоопределение, не признаны, ущемлены. Подобные движения имеют место в Курдистане (Турция), Косово, Восточном Тиморе, Испании и т.д. Существуют и неидеологические. Это такие движения, которые стремятся только к овладению властью (Либерия, Сьерра-Леоне). И еще. С легкой руки адмирала П. Лакоста и К. Рофе выделяют «дегенеративных» герильясов (партизан). К ним относят те вооруженные группы, которые в ходе борьбы соскальзывают на преступную деятельность. Пример тому — вооруженная борьба на Филиппинах. Вооруженные действия - это дорогое дело. И их осуществление предполагает получение немалых финансовых ресурсов. Это неизбежно подталкивает руководителей военных формирований к активному участию в экономической деятельности. Чаще всего эта деятельность находится либо на грани с преступной деятельностью, либо просто превращается в таковую, т.е. мафиозную.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|