Принцип самоопределения и геополитика.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Самоопределение народов как принцип мировой политики восходит корнями к временам Французской революции. Французские революционеры со всей определенностью сформулировали положение о праве народов на определение политического сообщества, к которому они хотели бы принадлежать. Это означало, что народы становились ответственными за свою собственную судьбу. И уже только в силу этого они становились геополитическими акторами, во всяком случае в том, что связано с выработкой и реализацией своих территориальных политических представлений. В 1896 г. II Интернационал в Лондоне признал право наций на самоопределение. Это положение потом взял на вооружение В.И. Ленин. В 1916 г. в своей работе «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» он указал, что каждая этническая или национальная группа должна быть свободна в выборе своей политической судьбы, в выборе как типа правления, так и вхождения в то или иное государство. Он же предсказывал, что в долгосрочной перспективе произойдет слияние всех государств мира. Американский президент Т. Вильсон в 1916 г. сформулировал право народов на самоопределение. Под этим правом Вильсон понимал, что «каждый народ имеет право на выбор суверенитета, под которым он желал бы жить». По своему духу это положение исходило из признания фундаментальных политических прав (демократия и голосование). Этот принцип получил, по сути дела, квазиофициальное признание на мирной конференции в Париже в 1919 г. Концепция «прав народов» приобрела в последующем в большей мере этнически выраженное содержание. Речь шла, помимо фундаментальных прав народов, о праве на реализацию ирредентистских проектов.
Процесс реализации права на самоопределение может иметь три варианта решения. Во-первых, в случае полного успеха в его реализации народ получает независимость, выходя из состава государства, частью которого он являлся. Во-вторых, — выход из состава одного государства с последующим вхождением в состав другого государства. В-третьих, борющиеся силы получают большие права, а территория, которую они представляют, остается в составе государства. Принцип самоопределения лежал в основе перекройки карты Европы, которая была осуществлена в 1919—1920 гг., когда возникло сразу несколько суверенных государств. Причем это осуществлялось без каких бы то ни было консультаций с народами стран, которые были разделены и вновь образованы. Принцип самоопределения активно использовался после Второй мировой войны. На основе этого принципа осуществлялся процесс деколонизации в странах Африки и Азии. В настоящее время ООН насчитывает двенадцать неавтономных территорий, имеющих, право на самоопределение. Однако на практике весьма затруднительно провести разграничительную линию между колонизированным народом и народом угнетенным. Во втором случае, исходя из принципа самоопределения, народ не может претендовать на самоопределение. При этом, согласно сложившемуся в ООН подходу, на самоопределение может претендовать только тот народ, который отличается от основного населения страны. В настоящее время стремление к самоопределению получает выражение в ряде стран. Так, желание получить независимость высказывается населением Тибета, Сахары, палестинцами, жителями Квебека и т.д. Уже в начале XXI века самоопределились с помощью внешних сил Косово, Южная Осетия и Абхазия. Одним из средств выражения воли к самоопределению является референдум. Именно на основе плебисцита может быть наглядно выражена воля населения. Правда, проведение такого рода референдумов — практика достаточно редкая.
Приведем несколько примеров. В 1860 г. жители Савойи и Ниццы голосовали по поводу своей принадлежности к Франции. Такая практика имела место после Первой мировой войны. Плебисциты прошли в феврале-марте 1920 г. в Дании, на юге Восточной Пруссии (июль 1920 г.) по дальнейшей судьбе района Алленштайн и Мариенвердер. То же самое можно сказать и о плебисците по судьбе австрийского города Клагенфурт (октябрь 1920 г.), Верхней Силезии (март 1921 г.) и венгерского города Шопрон (декабрь 1921 г.). В начале XX в. были проведены два референдума по судьбе города Сарр. Проведение референдума обоюдоострое оружие. В случае проигрыша сторона, выступающая с позиций самоопределения, во многом утрачивает свою легитимность. Поэтому позиция в этом вопросе бывает весьма осторожной как со стороны властей, так и со стороны сил, борющихся за самоопределение. Показательно, что, к примеру, Китай решительно возражает по поводу возможного проведения референдума по судьбе правления в Тибете.
[1] Хунта (исп. junta — букв, собрание, объединение) — 1) исполнительный правительственный орган власти из числа военных виспаноязычных странах; 2) группа заговорщиков. [2] Агиография (гр. hagios — святой + графия от гр. grapho — пишу) — вид церковной литературы жизнеописания святых; напыщенное, неправдоподобное жизнеописание. [3] Олигополия (от греч. oligos - немногий, незначительный и греч. poleo - продаю, торгую) - термин, обозначающий одну из форм господства монополий в развитых капиталистических странах, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. [4] Герильясы (исп. guerrillas) - участники герильи, как называли партизанскую войну в Испании и странах Латинской Америки. [5] Гражданская война в Ливане, проходившая с 1975 по 1990 г. велась силами милицейских формирований, созданных на основе христианской общины Такие же формирования были созданы друзами, шиитами, суннитами, палестинцами, исповедующими ислам, а также были созданы вооруженные структуры националистическими и социалистическими группами на смешанной религиозной основе. [6] Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ и писатель-просветитель. В 1764-1769 гг. пастор в Риге, с 1776 г. в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И.В. Гете. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Был предвестником романтизма в поэзии.
[7] Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, представитель классического идеализма. В «Речах о немецкой нации» (1808)призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. [8] Пангерманизм - реакционная политическая доктрина в Германии (с конца XIX в.), проповедовавшая необходимость установления мирового господства германского империализма. Для пангерманизма характерны национализм, шовинизм, расизм. Идейно предшествовал германскому фашизму. [9] Баррес Морис (1862-1928) - французский писатель и политический мыслитель. Сторонник идеи национализма реванша: нужно освободитьсяот поражения 1870 г. и отомстить за утрату Эльзаса и Лотарингии. Для него нация это прежде всего земля и мертвые. Для того чтобы набратьсясилы, необходимо возвратиться к традициям, чувствам и предубеждениям, которые связаны с традиционной жизнью, и отказаться от всегоабстрактного и рационального. [10] Моррас Шарль (1858-1952) - сторонник идеи интегрального национализма, который руководствуется только национальными интересами. Оказал существенное влияние на представителей правых сил в межвоенный период. Идеи Морраса были одним из источников политических воззрений генерала де Голля в его молодые годы. [11] Меньшинство имеет несколько значений: 1. Менее половины какой-либо совокупности. 2. Социально значимая часть населения, отличающаяся по национальности, религиозным и другим признакам от доминирующего большинства. 3. Часть населения, которая независимо от ее численности подвергается дискриминации. [12] Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и genos — развитие) — процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|