Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Окончательно с повстанческим движением было покончено только в 1952 году.




Но теперь перед советским руководством встал вопрос - что делать с униатской церковью (к ней принадлежат 4 миллиона человек)? В этих условиях коммунисты идут на союз с РПЦ, так как в общем цели их совпадают.

Униаты были гражданами СССР, но подчинялись Папе Римскому. Униаты Иосиф Слипа и Иоанн Костельник сами выразили инициативу сотрудничать с РПЦ. Они приехали в Москву, где в НКВД им предъявили бумаги о сотрудничестве с фашистами, и сказали, что если они покаются, то преследовать их не будут. Эстонская православная церковь само распустилась и вошла в состав РПЦ. Униатская церковь приняла решение перейти в лоно РПЦ, но при условии, что все униатские священники напишут бумагу, что они добровольно переходят в РПЦ.

В 1951 году последний оплот униатов в Ужгороде в Закарпатье вошла в лоно РПЦ, и Закарпатье также вошло в ее каноническую территорию.

В деле борьбы с повстанцами сыграла большую роль Красная Армия, но в деле стабилизации – РПЦ. Она не допустила развития религиозной войны.

Перед РПЦ стояли следующие задачи:

37. Развертывание патриотического воспитания на территории национальных регионов в рамках программы советизации;

38. Возобновление внешнеполитической деятельности РПЦ;

39. Борьба с религиозными конфессиями антироссийской направленности.

Для расширения авторитета РПЦ в 1948г. в Варшаве был пышно отпразднован 500летний юбилей автокефалии РПЦ. Во внешнеполитической деятельности РПЦ выступает против экуменизма и единого совета церквей.

17 съезд партии подвёл черту советизации. Итоги советизации:

· создана политическая система, аналогичная советской

· создание социалистического сектора в экономике

· РПЦ наряду со светской властью играет большую роль в устройстве мира.

 

55. Еврейский вопрос в первые послевоенные годы: правда и вымысел.

Существуют различные оценки сталинского курса в еврейском вопросе. Одна из популярных оценок его политики в послевоенные годы сводится к тому, что сталинский курс представлял собой политику государственного антисемитизма. В качестве аргументов сторонники этой позиции приводят следующие доказательства:

80. разгром еврейских антифашистских комитетов (ЕАК) и расстрел большей части их руководства;

81. Михоэлса – руководителя ЕАК- рассматривают как политическое и совершенное, якобы, по прямому указу Сталина;

82. кампания по борьбе с псевдопатриотами и космополитами безродными опять же рассматривается как кампания антиеврейской направленности;

83. «дело врачей», получив огласку, приобрело антисемитский характер и далее уже влилось в более широкую кампанию по борьбе с космополитизмом.

В связи с этими фактами, сторонники этой позиции делают однозначный вывод о том, что Сталин – природный антисемит. Но так ли было на самом деле?

Пережив все ужасы Холокоста и потеряв в результате него 6 млн. человек, пройдя войну до победного конца, еврейская нация сплотилась и переживала бурный рост национального самосознания. Более 500 тыс. евреев принимали активное участие в ВОВ, внеся большой вклад в дело Победы. Эти факты привели к тому, что в международных структурах активно обсуждался вопрос о создании государства Израиль.

В 1947 году Громыко в своей речи на специальной сессии ООН по Палестине произнес речь, в которой выдвинул идею о создании Еврейской Автономии в Палестине и ликвидации мандата Великобритании в этом регионе. Этим самым СССР стремился (1) ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; (2) изменить соотношение сил в этом регионе; (3) и создать дружественное СССР государство, которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Однако это предложение не имело поддержки западных стран, более того, западные страны выступили против создания государства Израиль. Великобритания не хотела и боялась потерять Палестину. Другие страны были испуганы тем, что создание государства Израиль вызовет отток еврейского капитала в Израиль. Кроме того, западным странам дружественный СССР Израиль был не выгоден. Поэтому США выдвинули свой проект, смысл которого сводился к тому, что мандат Великобритании будут заменен мандатом ООН. Тем не менее, 29 ноября 1947 года Ген. Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства, и 14 мая 1948 г. – было провозглашено создание Израиля. Во главе молодого государства встали бывшие выходцы из России, которые получили здесь образование. Первым государством, с которым Израиль установил отношения в полном объеме, был СССР. Во время 1й арабо-израильской войны СССР поставлял туда образцы военной техники, освободил от военной присяги 800 российских офицеров еврейского происхождения, выразивших желание принять участие в этом конфликте, и в целом СССР не чинил препятствий к выезду евреев из СССР в Израиль.

Отношения начинают охлаждаться лишь с конца 1948 года, когда Израиль заявляет о внешнеполитической независимости. За политический просчет тут же были сняты со своих постов Молотов, Микоян и Булганин. Тут же встал вопрос о еврейских антифашистских комитетах и о том, почему советские спецслужбы не доложили о том, что Израиль идет на сближение с США. Главным вопросом к АЕК заключался в том, какой антифашистской деятельностью занимались эти комитеты через четыре года после окончания войны, когда была провозглашена победа над фашизмом. Т.е. они занимались не антифашистской деятельностью, а сионистской пропагандой.

Критики Сталина заключали, что в убийство Михоэлса - спланированное спецслужбами политическое убийство. Однако, для Сталина это убийство было невыгодно во-первых, с точки зрения внешней политики, во-вторых, Сталин расправлялся с политическими противниками через процессы, без помощи наемных убийц, в третьих, Михоэлс был мелкой политической фигурой. А ещё – он был сотрудником НКВД, видимо ими и убит из ведомственных интересов.

По инициативе советской еврейской общественности, выраженной в письме академика Капицы, началась кампания по борьбе с псевдо патриотами и космополитами безродными. Тем не менее, по результатам кампании по борьбе с космополитизмом никто не был репрессирован, т.к. эта кампания носила сугубо культурно-литературный характер: из союза писателей были сняты несколько евреев за преклонение перед Западом. Кроме того, еще при жизни Сталина 1/3 писателей-лауреатов Сталинской премии были евреи (Барто, Маршак, Казаченко), и половина всех режиссеров-лауреатов тоже были евреями (Трауберг, Ромм, Райзман).

В 1952 г. началось Дело врачей (дело о сионистском заговоре в МГБ), в котором большинство обвиняемых были связаны с еврейской международной организацией «Джойнт». Что же касается самого дела: только часть проходивших по делу была евреями. Их отпустили через 3 месяца. Один из осужденных – личный врач Сталина академик Виноградов. Возможно, это было проявлением линии на уничтожение ближайшего окружения Сталина, а также его самого.

5 марта 1953 года умер Сталин, что странно Израиль уже 1 марта сообщил о его смерти. В деле смерти Сталина погибли все участники – бригада скорой помощи, главный патологоанатом СССР Рысаков, не подписавший подсунутое заключение.

Таким образом, антисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим (перед войной еврей Литвинов был снят с поста МИД только потому что немцы не сели бы за стол переговоров с ним), ни бытовым (режиссер Каплер был репрессирован за совращение дочери Сталина). Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль.

 

 

56. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Н.С. Хрущева.

После смерти Сталина началась борьба за власть. Чтобы получить реальные рычаги власти, начинают разыгрывать карту национальной политики.

В сентябре 1953 г. к власти в стране приходит Хрущев, чье правление позднее будет названо «оттепелью». Важно отметить, что в марте 1956 года впервые в истории Советского государства в Тбилиси выводятся танки против народа, впервые подавление недовольства населения производилось военным путём. В 1959 год в городе Темиртау в Казахстане жестко подавлены столкновения русских с казахами. В 1964 году расстрел мирных рабочих в Новочеркасске. То есть, очевидно, это была не оттепель.

Придя к власти, Хрущев первым делом дистанцируется от Сталина в сфере кадровой политики. На первые посты в славянских республиках он назначает представителей титульной нации, в мусульманских республиках, напротив, первые посты занимают поочередно русский и представитель титульной нации, но во всех республиках должность второго секретаря, которых назначают из Москвы, обязательно занимают русские.

Под флагом десталинизации Хрущев проводит масштабную украинизацию, которая проявилась в том, что по личной инициативе Никиты Хрущёва, 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Уже 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». При этом не учитывалось волеизъявление населения Крыма, так как референдумы не проводились. Эти указы напрямую противоречили указу Сталина от 1948 г., по которому Севастополь получал статус отдельного административно-хозяйственный центра (город республиканского подчинения). Эта правовая коллизия была разрешена намного позже, только в Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух (наряду с Киевом) городов республиканского подчинения УССР.

Развенчание культа личности Сталина принесла Хрущеву большую поддержку среди евреев. Хрущев говорил, что Сталин хотел переселить всех евреев на дальний Восток и там уничтожить, но это чистая фальсификация. Для такого грандиозного перемещения надо было готовить транспорт как минимум, но никаких документов по этому поводу нет.

С помощью национальной политики Хрущев пытался расширить собственную социальную базу, реабилитируя репрессированные народы. Были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, депортированных еще при Сталине, хотя многие народы так и оставались депортированы (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы).

В отношении русского этноса, Хрущёв проводил политику антитрадиционализма: разрушения мироустройства русского этноса:

(1) активным ходом шло раскрестьянивание селян, путем создания агрогородов и ликвидации «неперспективных деревень». Было уничтожено 138 000 деревень, признанных неэффективными. Это больше, чем при во время ВОВ.;

(2) В армии были уволены 2, 5 млн русских, украинских, белорусских военных.;

(3) с конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. В 1954 г. Была создана организация коммунистической пропаганды. Было закрыто 10 000 храмов. Патриарх Алексий 1 пытался защитить РПЦ, даже выступил по телевизору, говорил о необходимости остановить глумление над церковью. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей.

Для того чтобы децентрализовать экономическое пространство СССР проводились реформы управления народным хозяйством. В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Появляется 141 национальное министерство, расширились права союзных республик в области законодательства, в их ведение передавали вопросы областного, краевого и административно-территориального устройства. Т.е. фактически ликвидируется созданная при Сталине вертикаль управления. В 1956 году было ликвидировано союзное министерство юстиции. Верховные суды были отнесены к компетенции союзных республик. В 1960 году ликвидировано союзное МВД.

В самой партии произошло изменение сил. Если при Сталине там господствовала национально-державная группа, то при Хрущеве к власти приходит интернационально-классовое движение. Снова берется курс на мировую революцию. Но теперь говорится о множественности способов перехода к социализму, есть и мирный путь. ООН – Хрущев – продолжатель идей Карла Маркса (инцидент с ботинком).

В национальной политике возвращаются к ленинской политике, к ее истокам. Возвращение к революционным традициям. Опять выдвигается тезис, что все нации сольются в одну и образуется интернациональная общность людей, говорящих на одном языке. Но это все Ленин говорил до 1917 года, после него таких бредовых идей он не выдвигал.

Для осуществления политики Хрущеву нужна была база, концепция, и М.А.Суслов такую разработал. Она получила название «Расцвет и сближение наций». Под расцветом подразумевалось приближение всех народов СССР к русской культуре и русскому языку, тем самым должна была создаться новая интернациональная общность. Для этих целей была затеяна реформа школьного образования, которая провозгласила свободу выбора языка обучения, что в итоге привело к сужению сфер использования национальных языков. Кроме того, во многих республиках свобода выбора языка была чисто декларативной, а на местах выбирали не национальный, а русский язык, что в итоге привело к росту национального нигилизма и антирусских настроений. Кроме того, был поднят вопрос о преподавании национальной истории в школах, что ранее было распространено только в Грузии, Армении и Нахичеванской АО. Однако при Хрущеве Министерство просвещения так и не было создано, поэтому многие начинания были пущены на самотек, и как раз в этот период и воспитываются поколения, которые и примут участие в развале СССР, так как они поучали знания по истории с националистическим уклоном.

Была так же пересмотрена концепция советского патриотизма в сторону отрицания национального самосознания (в отличие от мнения Сталина). В 1959 году на 20 съезде партии Хрущев говорит о том, что социализм полностью построен.

Таким образом, вся действия Хрущева в сфере национальной политике на начальном этапе сводились к тому, чтобы заполучить властные рычаги. Дальнейшие же действия, пускай не всегда осознано, разрушали достижения сталинской вертикальной системы государственного строительства и имели эффект бомбы замедленного действия, заложенной в основание Советского государства.

 

 

57. диалектика национального строительства СССР: от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений (1964 – 1985).

Еще на 20 съезде КПСС было объявлено о возврате к ленинскому пониманию сущности национальной политики. Вместо старой формулы «расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» вводится новая формула: «расцвет и сближение наций». На 21 съезде было провозглашено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно.

В 1961 году проходит 22 съезд КПСС, на котором обсуждались итоги, текущий план и перспективные задачи в области национальных отношений. Съезд постановил, что с национальным гнетом в СССР покончено, ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов, и что термин «национальная окраина» утратил смысл.

В качестве перспективных задач съезд провозгласил курс на «расцвет и сближение наций на пути к национальному единству», выдвинул задачу создания единой интернациональной культуры, которая бы сочетала в себе интересы центра, национальных окраин и периферии. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости обмена кадрами между союзными республиками.

Большинство документов съезда имели расплывчатые формулировки. Неудивительно, что итоговая резолюция съезда не затрагивала никаких реальных проблем национальной политики, а сама постановка вопроса – «крепить дружбу народов СССР», - сводила к банальности саму постановку нац. вопроса.

В 1964 году к власти приходит Брежнев, при котором набирает новые обороты начатая еще при Хрущеве широкомасштабная украинизация. Более 50% ключевых постов в центре занимали выходцы из Украины. Министром обороны стал Гречко, Батиций – заместитель Министра обороны СССР., Кошевой –Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, помощники Андропова в КГБ – Цвигун и Цинев. При Брежневе рассмотрение национального вопроса было передано органам госбезопасности, которые начали борьбу с «идеологическими диверсиями». Сам генсек реагировал на национальные темы только с подачи КГБ.

В 1967 году на юбилее Октябрьской революции Брежнев произносит речь в которой говорит, что СССР является «развитым и однородным социалистическим обществом». На 24 съезде было провозглашено об окончательном формировании новой общности людей – «советского народа», - имеющих единую территорию, социалистические по содержанию экономику и культуру, общенародное государство и общенародную цель – построение коммунизма, и общий язык – русский.

Стоит отметить, что не во всех республиках население владело русским: только в 6 республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан, Молдавия),более 70% населения знали русский. В таки республиках, как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Эстония - 1/3 владели русским языком, а в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении менее 1/3 знали русский, поэтому сложно говорить о такой общности людей, ведь любая общность подразумевает общение на едином языке.

В основу кадровой политики Брежнев заложил идею стабильности кадров на местах, что в дальнейшем приведет к формированию целых номенклатурных кланов в республиках. Личная преданность и беспрекословное подчинение «верху» - стали главными критериями отбора людей. КГБ сформировало зону «неприкасаемых» республик (Узбекистан, Казахстан, Украина), что фактически представляло собой новую волну коренизации в национальных окраинах. Такая политика нанесла колоссальный ущерб стране, потому что она полностью ограничивала доступ молодых талантливых кадров и свежих идей, которые бы они могли сгенерировать.

Доклады Брежнева «Об образовании СССР» 1972 и 1977 гг. в очередной раз продемонстрировали полное непонимание текущей ситуации. В докладах Генсек еще раз подтвердил, что национальный вопрос в СССР полностью решен. Советское руководство зашло в тупик, оно не решало национальные проблемы или же просто отказывалось признать факт их существования. Тем не менее, национальные проблемы все-таки были: оставался открытым вопрос о возвращении крымских татар и турок-месхетинцев, все еще не была решена проблема немцев Поволжья.

Таким образом, при Брежневе продолжилась традиция непонимания глубинных проблем и потребностей в сфере национальных отношений. Страна переживала не только экономический застой, но и застой в сфере национальных отношений, была в тупике. Впервые официально тупиковость ситуации признал Андропов, который в июле 1982 года заявил, что мы «не знаем страны, в которой живем, мы не знаем закономерностей по которым живет страна».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...