Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и место национального вопроса в сценариях развала СССР




Национальный вопрос в СССР находился под контролем западных спецслужб все годы после окончания второй Мировой Войны, поскольку национальный вопрос является эффективным средством решения стратегических задач запада. Спецслужбы США понимали, что победить СССР в открытом противостоянии будет очень проблематично, если не невозможно, и решили использовать национальный вопрос для того, чтобы разложить СССР изнутри за счет национального вопроса, самого слабого звена в политике СССР. В теоретическую базу сценариев развала СССР входили: план Аллена Даллеса (директора ЦРУ), который предполагал культивирование национализма в СССР, вражды народов, ненависти к русским – самому непокорному этносу и народу на земле; директива СНБ США 1948 г. относительно политики США в отношении Прибалтики, в которой говорилось о том, что США никогда не признавали и не признают статус прибалтийских народов, как государственных образований в составе СССР, и о провозглашении права на самоопределение народов Прибалтики (тем самым ставилась задача о сокращении территории СССР за счет отсечения национальных окраин); и Государственный закон США № 8690 1959 г. о государственном суверенитете порабощенных народов СССР, в котором перечисляются все народы СССР, кроме русского, которые, по мнению США, находятся в статусе порабощенных народов, и ставится задача по их освобождению.

В ходе Хельсинского процесса тактика запада меняется: был подписан Акт о нерушимости границ послевоенной Европы, то есть американцы де-факто признали Прибалтику в составе СССР. Но взамен они потребовали поднять тему прав человека в СССР, которая всегда являлась благодатной почвой для разжигания конфликтов, поскольку все республики отличаются, а значит, породить национальную ревность среди национальных республик достаточно легко, что приведет к конфликтам. Эта задача совпала с борьбой за пост Генсека: с 1978г. проводится расчистка кадров под Горбачева, в ходе которой ставится задача разрушения славянского ядра партийного руководства; снимаются с постов русские, украинские, белорусские деятели. Так, например, в 1978г. харизматический лидер белорус К.Т. Мазаров снимается с поста 1 зампреда, а 10 ноября 1982 г. происходит неожиданная смерть Брежнева, а ведь на 15 ноября было запланировано проведение пленума ЦК КПСС, в ходе которого В.В. Щербицкий должен был быть назначен 1 секретарем ЦК Компартии Украины. Последним препятствием на пути Горбачева к власти являлся военно-промышленный комплекс в лице маршала СССР Устинова. В декабре 1984 г. проводились маневры стран Варшавского договора. Устинов после данных маневров умирает от воспаления легких, а затем умирают и министры обороны Чехословакии, Венгрии, ГДР по причине «острой сердечной недостаточности», что кажется минимум странным.

В марте 1985 г. Горбачев производит себя в Генсеки КПСС. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва: Лигачёв, Рыжков, Чебриков; в Политбюро складывается «горбачёвское большинство». На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986) Горбачёв заявил о принципиальности расширения гласности. Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументы и факты»). "Гласность" была целиком использована на расшатывание национального вопроса в СССР - на Украине началась кампания пропаганды украинской культуры, начали говорить о том, что русская культура "задавила" украинскую. После назначения Горбачева в США принимается «план игры», подготовленный Збигневом Бзежинским, задача которого заключалась в постепенной децентрализация СССР посредством развертывания процессов сепаратистского движения, для чего было необходимо нанести удар по КПСС – несущей конструкции системы.

На 27 съезде КПСС Горбачев определяет курс Брежнева как «застой», проводит дискредитацию всего курса Брежнева, его сторонников, однако как можно считать застоем период, когда СССР превратился в мировую державу, достиг паритета в военных вооружениях с ведущими державами, создал единый народно-хозяйственный комплекс? Далее – проводится линия по дискредитации партийных лидеров союзных республик: бывшего 1 секретаря компартии Рашидова, перемены в руководстве Казахстана, что было очевидной ошибкой, но ошибкой преднамеренной. В декабре 1986 пролилась первая кровь – казахи требуют вернуть Д. Кунаева. Таким образом, Казахстан был лакмусовой бумажкой - раз полыхнуло, значит, в других республиках возникнут недовольства.

Американцы помогают Горбачеву в удалении из ВПК и Министерства Обороны неугодных лиц. 28 мая 1987г. состоялся полет американского спортивного самолета, приземлившегося на Красную площадь, что являлось провокацией, поводом для полной смены руководства Минобороны. Далее Горбачев использует Партию как инструмент для разрушения единства республик. В 1988г. принимается Резолюция об экономической самостоятельности республик, что приводит к нарушению единого экономического пространства (т.к. размытые этнические границы не совпадают с территориальными). Хозрасчет приводит к обособлению экономической жизни, что разрушило связанный, единый хозяйственный комплекс СССР. Всё это становится причиной конфликтов в Тбилиси, Кишиневе, Приднестровье, погромов в Душанбе, Казахстане, Киргизии и т.д. В Прибалтике в качестве разжигающего национальную рознь использовался Пакт Молотова-Риббентропа (в 1989 году Горбачев осудил Пакт как разделяющий сферы влияния с фашистами).

13 марта 1989г. СНБ США издается конфиденциальный документ, в котором определялась линия поведения американских президентов во взаимоотношениях с Горбачевым. В декабре 1989 Горбачев и Буш встречаются на Мальте, объявлено об окончании холодной войны. В марте-мае 1990 Литва, Латвия, Эстония заявляют о независимости. В июль 1990 на конференции национально-освободительных движений СССР, проходит Тбилисское воззвание к порабощенным народам империи. В создавшейся ситуации Горбачев провоцирует сепаратистские тенденции в Прибалтике. Принимается решение об ослаблении КПСС: ликвидируется статья 6 Конституции о руководящей и направляющей роли партии, создается Компартия РСФСР (создание параллельной структуры приводит к двоецентрию, ослаблению КПСС), а позже провозглашается федеративный принцип построения партий. Это провоцирует принятие соответствующего закона «Об усилении ответственности за посягательство на национальное равноправие и насильственное нарушение единства территорий СССР».

Вскоре начинается так называемый «парад суверенитетов». С мая 1988 г. по январь 1991 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы почти всех союзных и автономных республик. Горбачев проводит переговоры в Ново-Огарево о новом союзном договоре по формуле «9+1»: президент СССР и лидеры 9 союзных республик (страны Прибалтики, Молдавия, Грузия и Армения не участвовали в переговорах), предусматривающий значительное повышение роли республик, а центру назначалась не управляющая, но координирующая роль – по сути, новое объединение должно было носит характер конфедерации. Однако распад СССР был неизбежен. В июле 1991 г. был создан ГКЧП, в Москву вводятся танки, но активные действия не предпринимаются. Более того, Президент РСФСР Б.Ельцин перехватывает инициативу и берет власть в свои руки. В результате 8 декабря 1991 г. было подписано Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ, открытого для присоединения бывших членов Союза и других государств. С одной стороны, Россия вернулась в границы 17 века, а с другой, фактически произошла реализация плана Барбаросса. Национальная политика может быть мощным орудием созидания, а может довести страну до катастрофы, чем и воспользовались США, чтобы уничтожить своего злейшего врага.

 

 

59. Видение Авторхановым национального вопроса в СССР изложено в монографии “Империя Кремля. Советский тип колониализма”, которая и по сей день представляет собой исключительно актуальный труд в свете неудачной государственной политики в сфере межнациональных отношений России.В центре внимания данной работы лежит сравнительный анализ большевистской теории по национальному вопросу, и большевистской государственно-партийной практики в советских национальных республиках и областях.

Во-первых, право народов на са­моопределение есть общепризнанный принцип демо­кратии вообще, а не изобретение Ленина, во-вторых, в русское социалистическое движение этот принцип внесли не большевики и не Ленин, а меньшевики и их лидеры Плеханов и Мартов.

Право на самоопределение народов России при­знавали не только русские социал-демократы, но и партия русских эсеров в более категорической формулиров­ке:«полное и безусловное при­знание на самоопределение»

Когда почти все нерусские народы по­сле Октябрьской революции, пользуясь правом на самоопределение, вышли из империи, он их вер­нул обратно силой оружия.

Ленин провел своеобразное разделение труда между своими сторонниками в партии: русские большевики должны были про­поведовать «право нерусских народов на само­определение», а большевики нерусской нацио­нальности, наоборот, должны были писать и на­стаивать на праве нерусских народов «присоеди­ниться» к России.

Авторханов многократно критикует Ленина за использование опыта США как примера для многонационального СССР.

Поэтому он хотел идти по пути мирной, добровольной русификации. «Признание права на отделение, – писал Ленин, – уменьшает опасность распада государства»

После февральской революции 1917 года в его взглядах по национальному во­просу произошла значительная эволюция тактики в соот­ветствии с изменившимися условиями. В ней можно отметить четыре этапа: первый этап, Ленин ограничивается условным признанием права на самоопре­деление без его гарантии (со Второго съезда партии 1903 года и до Апрельской конференции 1917 го­да); второй этап, Ленин говорит о самоопре­делении с гарантией государственного отделения да­же для Украины (конец апреля до июня); третий этап начался, когда Ленин впервые выдвигает идею федерации на 1-ом съезде Советов в июне 1917 г., за­явив: «Пусть Россия будет союзом свободных рес­публик». Четвертый этап в развитии национальной поли­тики Ленина был уже этапом начала истории нового типа колониальной империи.

Когда мусульманские народы Башкирии, Та­тарии, Туркестана, Крыма и Кавказа в полном со­гласии с «Обращением» объявили почти одно­временно в первой половине 1918 г. о создании своих независимых мусульманских государств, то Ленин вернул их силой обратно в состав России.

Таким образом, программа Ленина по нацио­нально-колониальному вопросу – это не ликвида­ция больших империй, не освобождение подвласт­ных им народов, а сведение всех национальных им­перий в одну мировую советскую суперимперию с тем, чтобы осуществить вторую часть большевист­ской программы – денационализация национально­стей путем слияния всех наций – как метрополий, так и колоний – в один интернациональный гибрид в виде коммунистического человечества.

При этом Ленин до революции категорически отводил всякую мысль о федерации.

 

После завоевания вла­сти над Россией Ленин был намерен провести два эксперимента: во-первых, по­строить бесклассовое социалистическое общежитие, опираясь на прямое насилие («диктатура пролета­риата») и, во-вторых, создать из более 190 народов и народностей разных рас, языков и религий одну единую коммунистическую нацию с единым языком и единой атеистической верой.

Вся проблема с нацреспубликами сводилась к тому, чтобы их присоединение не выглядело как аннексия

Ленин хотел мирным путем добиться коммунистической интеграции нерусских народов в единую нацию с русским народом. Сталин хотел то­го же самого, но методами «диктатуры пролетариата». Ста­лин, знавший нерусские народы, хотя бы на опыте Кавказа, был убежден, что слияние наций не может быть осуществлено методом убеждения.

Мировую революцию может организовать только «еди­ная и неделимая» советская Россия. Ленин исходил из то­го, что в ее создании:

первое – национализация средств произ­водства в городе и деревне плюс сельскохозяй­ственная кооперация – уже означают основы созда­ния бесклассового общества;

второе – созданное на этой основе социалистическое общество будет пре­восходить капитализм по производительности труда и рентабельности экономики;

третье – политика сближения и слияния наций в советском государст­ве послужит доказательством того, что только при социализме можно ликвидировать шовинизм, на­ционализм и национальное угнетение.

Ленинский тип государства в виде «со­ветской демократии» обернулся уникальной в исто­рии тиранией

Если проследить историю русского и национального вопроса в советской России в 20-х годах и до середины 30-х годов, то легко придете к заключению: весь этот период ха­рактеризуется, главным образом, беспрецедентным массовым террором против национально мысля­щих русских людей и диким вандализмом, направ­ленным против национально-исторических и ду­ховно-религиозных памятников старой России.

УКРАИНА

Воссоединение Украины с Россией Авторхановым рассматривается как трагедия для украинских культуры и соц-политического строя. Он ставит под сомнение тезисы известных историков о том, что воссоединение имело прогрессивное значение.

Авторханов считает, что трагедия коммунистов-интеллектуалов на Украине, как и вдругих нацио­нальных республиках, заключалась в том, что они не только верили на слово Ленину, но и были иск­ренне убеждены, что сам Ленин верит тому, что он говорит по национальному вопросу.

А именно, что «генеральная линия» партии в национальных рес­публиках – это создание собственной националь­ной экономики, подлинной национальной культу­ры, не только по «форме», но и по «содержанию», национальной науки и техники. Сами же националы должны возглавлять партийные органы и националь­ные правительства суверенных советских респуб­лик не по назначению из Москвы, а путем свобод­ных демократических выборов на местах. Все это оказалось иллюзией.

Советские идеологи стали перед задачей изобразить покорение чужих народов совпадением интересов гос-ва с нац интересами покоряемых народов. Решили так: переиздали Ключевского, а историков покоренных народов заставили переписать историю национальностей. Так переписана сейчас история всех нерусских народов. Сама русская история тоже фальсифицирована.

Если по Покровскому и по Ленину XIX век - век завоевательных колониальных войн, то советские историки считают, что царские колониальные войны были освободительными.

Авторханов оценивает договор Молотова – Риббентропа как самый преступный во всей истории дипломатии пакт, развязавший Вторую мировую войну, как и войну против самого СССР. Партийные историки пишут о «Великой Отечественной войне», игнорируя очевидные исторические факты. Ведь не было единой «Отечественной войны», а были перераставшие одна в другую три войны СССР: одна война – завоевательная колониальная война против Финляндии и Польши и почти одновременная аннексия Советским Союзом прибалтийских стран, Северной Буковины и, считавшейся спорной территорией, Бессарабии (1939-1940); вторая война – это оборонительная война, называемая «отечественной», против Германии; третья война – завоевательная колониальная война СССР в Восточной Европе и на Балканах под лозунгом «освобождения» тамошних народов от фашизма. После победы во Второй мировой войне антигитлеровской коалиции все восточно-европейские страны из-под ига фашизма перешли под иго большевизма.

Хрущев решил вернуться к дореволюционному ленинизму – к слиянию наций. Главная задача превратить рус язв родной язык всех нерусских народов как предварительное условие создания единой коммунистической нации. Первоначально формула «советский народ» была обобщающей и служила для обозначения людей разных национальностей, живущих при общем для всех советском режиме. Прилагательное «советское» в национальном смысле – абсолютный нонсенс, а в смысле политическом – намеренная дезинформация.

Брежнев пошел еще дальше, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Впервые появилась идея о переводе школ на русский язык обучения, о создании детских садов в национальных республиках на русском языке.

Из языков, распростарненных в СССР, было сформировано 12 родственных языковых групп. Предполагалось сначала сращение языков в рамках 1 группы, а затем консолидация результатов. Пропаганда и навязывание русского языка сопровождалась унижением национальных языков, как «бесписьменных, «младописьменных» (Туркестан) или «бесперспективных» языков (Украина, Белоруссия)

Сталин решил создать одну общую коммунистическую нацию с одним общим языком.Большевики взяли курс на массовое заселение национальных республик представителями некоренных национальностей для денационализации наций.

По мнению Авторханова, в брежневскую эпоху «застоя и негативных явлений» национальные республики, наоборот, переживали возрождение национального самосознания.

Критикуя новую идею Горбачева в области нац.политики - «двуязычие» («бессмысленное требование, ибо человек мыслить может только на одном языке.»), автор на примере западных колониальных стран доказывает, что знание языка великодержавной нации спасает от сепаратизма.

Авторханов утверждает: Колониальная система классического империализма в покоренных странах интересовалась в первую очередь и главным образом материальным фактором – выкачкой из колонии материальных ценностей; советский социалистический империализм интересуется в первую очередь главным образом человеческим фактором – как привести в свою веру покоренные народы, как перековать людей, хорошо понимая, что после этого остальное приложится само собой. Не только свободу терял народ, но от внешних завоеваний он не богател, как западные народы от их колониальных грабежей, а, наоборот, становился еще беднее.

Горбачев повторил ошибку Ленина, сравнивая национальный вопрос в Российской Империи с процессом интеграции национальных меньшинств в Соединенных Штатах, забывая, что все будущие американцы были переселенцами. Авторханов иллюстрирует равенство наций в США словами что в США черных много среди высокопоставленных чиновников, послов, генералов, выдающихся спортсменов и представителей искусства.

Также автор обращает внимание, что в СССР существует не только национальный, но и русский вопрос. Национально русских никто не угнетает, но политически и социально русские так же угнетены и так же бесправны, как и другие народы.

Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)

Русско-турецкая война 1768—1774 годовознаменовалась присоединением Новороссии (ныне южная Украина), северного Кавказа и Крымского ханства, которое формально обрело независимость, но де-факто стало зависеть от России. С позицией России в отношении Крымского ханства не могла смириться Турция, которая не желая признавать независимость Крымского ханства, всячески пыталась восстановить свое политическое значение в этом регионе. 8 апреля 1783 года, после того как Крым в очередной раз был занят русской армией, Екатерина II подписывает манифест (рескрипт) "О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу". Турция была возмущена подобными действиями, но поскольку на тот момент она была не в силах вести войну, то ей пришлось временно смириться с данным политическим актом России. По итогам следующей русско-турецкой войны, закончившейся Ясским мирным договором 29 декабря 1791 года Турция окончательно признала присоединение Крыма к России. Для России присоединение Крыма имело огромное значение: с одной стороны, окончательно прекратились набеги крымских татар на русские и украинские земли, что обеспечило безопасность южный границ России и возможность колонизации южных территорий (Новороссии); с другой, присоединение Крыма дало России выход в Черное море, Россия утвердилась как черноморская держава (крупнейшая морская база в регионе – Севастополь); Выросли геополитические амбиции России на Кавказе и в Малой Азии; были и положительные последствия и для татар – на территории Крыма прекратились распри и междоусобицы, ситуация стабилизировалась, что обеспечило возможность спокойно заниматься земледелием без боязни нападения соседей. В 1784 г. была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных. Комплекс мер царского правительства по отношению к местному населению: 1) 22 февраля 1784 г. крымско-татарская знать была приравнена к российскому дворянству. 2) 18 сентября 1796 г. крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов. 3) Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. 4) В начале ХIХ в. была подтверждена личная свобода крымско-татарского крестьянства. Не вводилось крепостное право. 5)Согласно постановлению 1827 г., крымско-татарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество. 6) Подтверждалась свобода передвижения. 7) Отношения между крымской властью и зависимых от них населением провозглашались неизменными. 8) Также стремились перевести коренное население на оседлый образ жизни. Но все эти меры не смогли предотвратить эмиграции части населения в Турцию. Одной из причин эмиграции крымских татар было их обезземеливание, которое проводилось как русскими, так и татарскими помещиками при активном содействии царских чиновников. Важной причиной эмиграции явились сохранившиеся многовековые связи Крыма с Турцией. В результате эмиграции резко сократилось сельское и городское население полуострова, что негативно отразилось на экономике. В связи с этим правительство принимает меры по колонизации данных территорий. Основной чертой колонизации Крыма стало широкое градостроительство; были заложены, такие города как: Херсон, Екатеринославль, Николаев, Севастополь и т.д. Города стали быстро обрастать русскимипоселенцами в лице чиновников, офицеров и солдат, торговых и промышленных людей разного звания. Екатерина 2 распорядилась переселить сюда и старообрядцев, дозволяя им отправлять богослужение по старопечатным книгам. С 1772(после разделов Польши) началась иммиграция в Новороссию евреев из Западной России и Польши, их селили в городах и местечках в расчете на развитие торговли и ремесел. Льготы, которые предоставлялись им были невелики по сравнению с льготами других иностранцев. Дома и школы они должны были строить за свой счет, они освобождались от постоев и повинностей на 1 год, имели право содержать винокурни и нанимать себе русских работников и т.д. Правительство оставило им полное внутреннее самоуправление. Чтоб укрепить российскую государственность в приграничных районах и освоить природные богатства, Екатерина 2 принимает решение о колонизации края

(при крепостном праве нельзя было и думать о том, чтобы заселить эти окраины русскими людьми, ведь помещики никогда не отпустили бы туда своих крестьян). 22 июля 1763 Екатерина 2 издала Манифест, в котором перечислены привилегии и льготы: свободный выбор места поселения и свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей. Льготные условия переселения вызвали интенсивную колонизацию южных окраин России. Царское правительство щедро субсидировало колонистов и с 1800 по 1850 было основано 218 поселений. «Устав о колониях иностранцев в империи» -1857 предусматривал следующие положения: Ст. 4 – иностранные поселенцы состоят под попечительством в Министерстве государственных имуществ.

Ст.155- Колонистам наделяются из казны участки земли в количестве сообразном с заключенными при их поселении условиями:

(примерно по 20-30 десятин на семейство) Ст.156 – В число отводимых колонистам участков земель, полагается одна только удобная земля, все же прочие угодья, как то: реки, озера, болота, трясины, глинистые, песчаные и прочие к пашне и сенным покосам негодные места, вовсе в счет не полагаются, но отдаются в общее всего села или деревни владение.

Ст.159 – Все отведенные под поселения колонистов земли, присвоены им в вечно потомственное владение, но не в личную кого-либо, а в общественную каждой колонии собственность. Ст.162 – Построение ветряных мельниц каждому колонисту на своем участке дозволяется беспрепятственно.

Ст.166 – Дозволяется колонистам покупать и приобретать у частных лиц в собственность землю. В состав Новороссии вошли также и немцы. Они приехали из Пруссии в 1784 в числе 228 семей, заключив через своих депутатов специальный договор с правительством. Они получили следующие права: *свободу вероисповедания, * 10-летнюю льготу от всяких податей,

*освобождение от подвод, работ, постоев и военной службы, *проезд до места назначения, *определенную сумму на путевые расходы, кормовые деньги и ссуду в размере 500 рублей на семью, *семена для посева, *право заводить фабрики, заниматься торговлей, *вступать в гильдии, право приобретать по 65 десятин земли с обязательством уплачивать за нее по истечение 10 лет по 15 копеек за десятину(это очень дешево). В 80-х годах 19 века политика наиболее благоприятствования со стороны царского правительства делает резкий крен – принято решение уравнять немцев- колонистов с русским населением – ликвидировать немецкое самоуправление и конторы опекунства как административные центры, преподавание в школах переводится на русский язык, вводится воинская повинность. По Ясскому миру 1791, Россия получила Очаковскую область между Бугом и Днестром. Теперь ее предстояло оградить линией пограничных укреплений. Так возникли Тирасполь, Одесса. Одновременно с градостроительством раздавались земли помещикам, основывались казенные слободы и селения, привлекались иностранные колонисты. Среди иностранцев первое место среди колонистов Очаковской области заняли молдаване. Молдавские бояре и чиновники получали земли, основывали деревни и хутора. Среди переселенцев были армяне и болгары. Болгарские колонии имели важное влияние на развитие местной земледельческой культуры, в особенности садоводства и огородничества.

 

 

Современная Россия: многонациональное государство и цивилизация (характеристика, особенности, многонационального государства, определение цивилизации – 3 подхода, почему нам отказывают в праве называться цивилизацией. Система доказательств, что Россия цивилизация)

Цивилизация:

1) Стадия общественного развития, следующая за варварством (по Моргану и Энгельсу)

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека (синоним «культура»)

3) только материальная культура (в узком смысле)

В целом во второй половине XVIII — начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизации»:
1) унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); Белл, Тоффлер, Ростоу

3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). Данилевский, Тойнби, Шпенглер

Россия – это не только государство, но и цивилизация, которая напрямую входит в систему МО.

Западные ученые, однако, признают наличие 7-8 цивилизаций:

-западная

-исламская

-конфуцианская

-буддистская

-латиноамериканская

-африканская

-японская

-славяно-православная

Основные черты российской цивилизации

1) Полиэтничность

2) Многоконфессиональность

3) Своеобразие природно-климатического фактора (огромная территория, разнообразие климатических зон…)

4) Геополитический фактор (между Западом и Востоком), отсутствие естественных преград порождает оборонительный национализм

5) Общинность, коллективизм, соборность как форма социальной организации

6) Ведущая роль государства в определении курса развития, национальной политики

Особенности российской цивилизации:

1) Если западный колониализм начинается с экономического освоения и господства, то русский колониализм – с политического

2) Доминантой являются коллективистские, а не индивидуалистские ценности

3) Партии в России создаются «слева-направо, сверху-вниз»???, а не по классическому принципу

РФ – многонациональное государство. Коренное население России – это все народы, не имеющие своих государственных образований за пределами РФ (например, украинцы - это не коренное население, кумыки – коренное). Особенность наций, проживающих в России, в том, что все они этнические, а не политические. Каждая нация находится в своей экономической, религиозной и культурной среде. Единственное, что скрепляет их – это единое гражданство. Идея российской нации зачастую подогревает местный национализм.

Особенности национального вопроса в РФ:

- наличие двух тенденций

-асимметричность федерации (правовой статус субъектов различен, из 83 более 70 – это дотационные субъекты)

-право наций на самоопределение в РФ

-размытость национальных границ (нет компактного проживания)

-неравномерность расселения (7% населения в 29 нац. субъекте РФ на 50% территории)

-отсутствует нац. ядро, со времён большевиков русские перестали быть государствообразующим этносом, государство нежизнеспособно.

На сегодняшний день очевидно следующее:

-снижение статуса русского этноса (теперь мы не «покровитель» и не «освободитель»);

-русский этнос никогда не составлял большинство населения (всегда не более 50%, а сейчас – более 80 %). По международным стандартам мы – моноэтническое государство.

Русский этнос – это:

-самая большая разделенная нация

-носит виртуальный характер, выпал из рамок федеративных отношений, не является государствообразующим

Также налицо проявления русофобии и пренебрежительного отношения к русскому этносу как преобладающей части населения.

На сегодняшний день актуальна задача укрепления русского этноса как ядра государства, борьба с дезинтеграцией и развалом Российской Федерации, осознание того, что только большинство населения в лице русского этноса способно осуществлять решение ключевых проблем гос-ва. Современная Россия должна стать национальным государством с национально-территориальными автономиями, в которых титульное коренное население составляет свыше 50 %. Необходимо возвратить русскому этносу право быть хозяином на своей земле, поднять русское нац. самосознание, сформировать русскую нац. элиту, а это станет возможным только при формировании русской нац. идеи, которая и будет отправной точкой в формировании жизненно необходимой идеологии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...