Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российское многонациональное государство и модели федеративного устройства: уроки прошлого и настоящего




Россия – полиэтническое и поликонфессиональное государство, чья политика по национальному вопросу до революции строилась на железобетонных принципах царизма, тем не менее, с начала 20 века с ростом национального самосознания народов России начинается педалирование вопроса с предоставлением суверенитета народам Российской Империи, одним из путей предлагается федерализация.

Первыми из общероссийских партий, продвигавших идею федерализации, стали Социал-Революционеры (с 1906 года). РСДРП, избегая слова «федерация», провозглашали право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, а также «широкую автономию» всем народам, не конкретизируя данные популистские выражения.

Идея федерализации России была довольно популярна в программах и деятельности политических партий национальных окраин. На Закавказье это «Мусават», а с 1917 г. – Тюркская Демократическая Партия Мусаватистов-федералистов. Идею Закавказской Федеративной Демократической республики в составе организованной на федеральных началах России после свержения самодержавия продвигала Армянская Революционная Партия Дашнакцутюн. В Грузии определенное влияние имела Партия социалистов-федералистов Грузии.

Украинская Демократическо-Радикальная Партия требовала автономно-федеративного устройства России, а в 1908 году её преемница – Товарищество Украинских Прогрессистов. Те же взгляды - Украинская Партия Социалистов-Революционеров. Самая значительная социалистическая организация Белоруссии – Белорусская Социалистическая Громада выдвигала требования образования Российской федеративной демократической республики.

После февральской революции о национальном вопросе заговорили с большей частотой. На I съезде Советов в июне 1917 Ленин объявляет, что его партия выступает за союз независимых народов, опустив слово «федерация». Придя к власти, и изучив опыт национальной политики царизма, большевики решили придать власти наднациональный характер. На 3 Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года провозглашается создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), в основе национально-государственный принцип построения федерации. Признавались, однако, только образования, организованные как Советские республики, все вопросы входа и выхода в федерации решал Съезд Советов. Но «федерация» имела декларативный характер, так как у субъектов не было представительства в федеральном центре, не было разграничения компетенций. Речь шла о создании унитарного государства.

 

Большевики впервые заговорили о создании именно федерации, так как чтобы удержать народы России в рамках советской системы, нужно было удовлетворить интересы национальных патриотов. Большая часть России уже вступила в третью фазу национального движения.

Вторая программа партии РКП (Б) от марта 1919 года определила место и роль федерации в системе власти большевиков, говорилось, какую федерацию большевики приемлют: только федерация, организованная по советскому типу, представляющая собой переходный этап на пути к полному единству и слиянию всех наций в одну.

Большевики не объясняют, что означает федерация советского типа и оставляют за собой право в будущем дать трактовку этому понятию. Вторым важным моментом является то, что федерация-это не устойчивая форма политического устройства, а лишь переход на пути к полному единству.

2 Всесоюзный съезд Советов (январь-февраль 1924 года), приняв новую Конституцию закрепил за Союзом некоторые неотъемлемые права, закрепив и суверенные права республик: право на выход из федерации, если нет возражений других республик, право вносить коррективы в свои конституции, но с учетом конституции СССР, право изменять границы с согласия республики.

5 принципов обычной федерации:

· Единство основ государственного строя

· отсутствие внутренних границ

· разграничение компетенций между центром и республиками

· запрет на выход из федерации

· запрет на изменение статуса субъекта в одностороннем порядке, заключение сепаратных договоров отдельно от центра

Советская федерация со своими принципами:

· Основополагающий принцип – система советов при руководящей роли Компарти

2. Формирование на национальной основе

3. Все субъекты равноправны

4. Право добровольного входа и выхода из состава

5. Принципы демократического централизма распространялись на всё общество: выполнялись указы центра, меньшинство было подчинено большинству

В Европе, например, федерации создаются на административно-территориальном принципе, а не национальном, запрещен выход из состава. Наша федерация вдобавок ещё и асимметрична и разноэтажна.

В Конституции в итоге так и не упоминается слово «федерация» - вместо этого «союзное государство». Что же скрепляло советскую федерацию?

· ВКП (б) конечно

· Общественные организации

· Единая Красная Армия

· Службы безопасности (ОГПУ)

· Союзные и союзно-республиканские наркоматы

1922-1936 гг. - воплощение в жизнь плана автономизации Сталина. Дальнейший процесс национального строительства в СССР, финальной точкой которого стало принятие Конституции СССР 1936г., был отмечен усилением унитаристских тенденций. Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция 1936г. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР.

Сверхцентрализация сохранялась до самого конца СССР, при этом отдельные мероприятия по децентрализации наносили урон выстроенной Сталиным вертикали власти, при этом закладывая под Союз бомбу замедленного действия. Игнорирование национального вопроса в период застоя, подавление в период гласности + педалирование национального вопроса в СССР – федерации только на бумаге, где у народов не было никаких суверенных прав – всё это привело к распаду СССР.

Новому руководству необходимо как-то сохранить единство страны, и тут оно начинает не вполне адекватные действия. Ельцин предлагает всем автономным республикам России суверенитета столько, сколько они смогут поглотить!

31 Марта 1992 – подписание федеративного договора:

· Национальные республики получают полный суверенитет, в том числе во внешних связях, экономической и внешнеэкономической деятельности;

· Им гарантируется территориальная целостность;

· Республики объявляются хозяевами своих недр и природных богатств.

 

Конституция 1993 года только фиксирует равенство всех субъектов в отношениях с федеральным центром. Начинается Парад суверенитетов: в общей сложности было подписано 42 договора между центром и субъектами федерации. Парад суверенитетов принимает демонстративный характер. Татарстан определяет характер своих отношений с центром как ассоциированные отношения (конфедерации). Тыва позиционирует себя суверенным государством и сохраняет право на самоопределение вплоть до сецессии.

Башкирия, Якутия, Тыва, Коми заявили, что федеральные законы не действуют на их территории, если они противоречат местным законам. Эти же республики, а также Ингушетия заявили о том, что они оставляют за собой объявление ЧП на своей территории. Тыва – не только объявление ЧП, но и военного положения, а также войны и мира. В общем, все обнаглели.

К моменту прихода Путина к власти федерация превратилась в аморфную конфедерацию => необходимо принять меры и применить административный ресурс.

Послание ФС: период распада государственности преодолеть удалось, дезинтеграция остановлена, но не преодолена. Выяснилось, что свыше 3,5 тысяч актов противоречили Конституции РФ. 4/5 сразу же были отменены. При анализе 42 договоров 28 сразу признали недействительными.

Любые новые договоры, по указу Путина, должны утверждаться ФЗ (чтобы переговоры между центром и субъектом не происходили за спиной у других субъектов).

Административный ресурс Путина: федеральные округа, полпреды президента; новый принцип формирования Совета Федерации (теперь главы исполнительной власти субъектов входят в Государственный Совет); Общественная палата.

Попытка усиления влияния центра – сокращение числа субъектов федерации. 89 субъектов – слишком много, так как невозможно учесть интересы одного субъекта. Число субъектов сократилось с 89 до 83, теперь к ним добавились Крым и Севастополь => 85 субъектов. Были ликвидировали 6 АО. Соединение АО с другим субъектом федерации: более слабый субъект присоединяется к более сильному => нагрузка на центр по финансированию перекладывается на сильный субъект. Принцип хорош для корпорации, но ведь здесь целые народы => перераспределение экономического потенциала и увеличение экономической базы слабых субъектов не произошло.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...