Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы национальной политики по Конституции 1993 года




В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…».

Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации.

Российский федерализм – это форма государственного устройства, способ территориальной организации, гарантия государственной целостности. С одной стороны, это форма демократизации управления государством, децентрализации (об этом – статьи 71-73: «В ведении Российской Федерации находятся…», «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…», «Вне пределов ведения Российской Федерации…»). С другой стороны, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, не обладают верховенством на своей территории: ст.4, п.2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». У субъектов нет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке.

 

Отметим положения Конституции РФ, непосредственно связанные с правами национальностей:

o Ст. 1, п. 2: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Переплетение тенденции к национальной обособленности и к интернационализации жизни общества.

o Ст. 3, п. 1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». По Булатову, необходимо внесение корректив: «русский народ в союзе со всеми коренными народами…»

o Ст. 4, п. 1: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»

п. 2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

п. 3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

o Ст. 5, п. 3: Федеративное устройство Российской Федерации основано на

1. ее государственной целостности,

2. единстве системы государственной власти,

3. разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ,

4. равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации

В Конституции не предусмотрено право выхода из состава федерации.

o Ст. 5, п. 4: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны»

o Ст. 6, п. 1: «Гражданство Российской Федерации … является единым и равным …»

o Ст. 13, п. 5: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на … разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Комментарий Булатова: необходимо создать национальную идеологию государства для создания социальной базы (т.е. этнической базы большинства населения страны) для движения вперед!

o Ст. 14, п. 1: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»

п. 2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»

o Ст. 19, п. 2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…».

o Ст. 26, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Однако в паспорте убрали графу “национальность”!!!

п. 2: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

o Ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

o Ст. 67, п. 3 «Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия». Бу: необходимо добавить «если они не являются границами государства». Наоборот, он же говорил, что для изменения гос границ должно быть согласие субъекта, нет?

o Ст. 68, п. 1: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»; Булатов: нужно упомянуть русский народ!

п. 2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации»;

п. 3: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

o Ст. 69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Таким образом, Конституция должна стать инструментом современного общественного развития. Указы Президента не должны перевешивать положения Конституции!!!

62. Прежде чем вести речь о партийном строительстве и партийной системе современной России, необходимо кратко остановиться на истории данного вопроса в нашей стране. Первые организационно оформленные партии появились в России в 80-х гг. XIX в. К началу XX в. в России существовало более 50 политических партий. Важная особенность – все они существовали на нелегальной основе: такова была политическая система царской России того времени. Лишь революция 1905-1907 гг. вынудила правительство принять Манифест 17 октября 1905 г., где, в частности, было провозглашено право свободы создания союзов. Уже несколькими неделями спустя некоторые партии, вышедшие из подполья, приняли участие в выборах, а позже – в работе I Государственной Думы. При этом деятельность всех партий вплоть до Февральской революции 1917 г. осуществлялась под гласным надзором министерства внутренних дел. Гораздо больше свобод для партий предоставило Временное правительство. Но вскоре после Октябрьской революции 1917 г. большевики установили жесткую однопартийную систему, проводя выборы в органы государственной власти каждый раз на безальтернативной основе. Лишь в последние годы «перестройки» в СССР (1988-1989 гг.) в стране начали появляться неформальные объединения – прообраз партий. В 1990 г. государственная власть СССР официально разрешила существование других партий, помимо КПСС. После роспуска КПСС и упразднения СССР в 1991 г. возник целый ряд партий, часть из которых существует и сейчас (например, КПРФ). Первые многопартийные выборы в Государственную Думу состоялись в 1993 г, и с тех пор проводятся регулярно на той же многопартийной основе.

Подавляющее большинство политических партий, действующих в Российской Федерации, по организационной структуре относятся к массовым. Они представляют полный спектр партий по политическому темпераменту. Левой ориентации придерживаются: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Политическая партия «Родина». К центристским относят: Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Аграрная партия России, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), Российская демократическая партия «Яблоко». Правые позиции занимает Политическая партия «Союз правых сил» (СПС).

Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 г. «О политических партиях». Он содержит целый ряд требований к партии в отношении её численности, организации, названия и символики и некоторые другие. Несоответствие данной партии тем или иным требованиям Закона влечет отказ в её регистрации на территории РФ, а невыполнение требований в процессе существования партии может привести к прекращению её деятельности в соответствии с тем же Законом.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям (ст. 3, п.2): политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Закон определяет основные принципы и территориальную сферу деятельности политических партий, а также накладывает ряд ограничений на их создание. В частности, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Закон регламентирует также способы создания политической партии и порядок её регистрации, её внутреннее устройство, права и обязанности политической партии, её взаимоотношения с государством, участие партии в выборах и референдумах, порядок ликвидации партии.

Таким образом, в Российской Федерации, как в большинстве государств, существует государственно-правовое регулирование деятельности политических партий, обеспечивающее им нормальное функционирование в цивилизованных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...