Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеративный договор и парад суверенитетов в РФ в 1990е гг.




2001 год – послание Путина ФС. Характеристика национальной политики Ельцина: федеративные отношения не развиты и не достроены, нет полноценной федерации, есть децентрализованное государство. Заслуга в развитии центробежных тенденций принадлежит Ельцину. В лучших традициях большевизма для укрепления своего имиджа ставил на национальную политику. Июль 1992 г. – в Казани Ельцин произнес историческую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете поглотить/унести».

Почему Казань?

• Татарстан никогда не был удовлетворен своим статусом в СССР => подъем национального самосознания татарского этноса после распада Союза;

• Татары занимают второе по численности место после русских;

• Татары составляют больше половины мусульманского населения России.

30 августа 1990 – Татарстан принимает декларацию о государственном суверенитете + в одностороннем порядке провозглашает союзный статус. В создавшейся ситуации 6.12.1990 создается рабочая группа: раздел полномочий между субъектами и центром. Считается, что не нужен федеративный договор – либо закон, либо соглашение о разделе полномочий. Но республики понятное дело против. Решение: республики за федеративный договор. Башкирия даже за подписание прямого межправительственного договора между ней и РФ.

31 Марта 1992 – подписание федеративного договора:

• Национальные республики получают полный суверенитет, в том числе во внешних связях, экономической и внешнеэкономической деятельности;

• Им гарантируется территориальная целостность;

• Республики объявляются хозяевами своих недр и природных богатств.

Края и области не получили таких суверенных прав, они получили полномочия самостоятельно вести дела от имени государства. Татарстан и Чечня не подписали договор; к тому же с Ингушетией они не участвовали в референдуме по принятию конституции 1993 г. Ельцин начинает покупать лояльность, раздавая суверенитет. До 1994 г. Татарстан, Башкирия и Якутия не платили взносов в федеральный бюджет. К середине 1990-х гг. в консолидированном бюджете РФ доля бюджетов субъектов превысила 50%.В преддверии событий октября 1993 г. Ельцин, чтобы обеспечить себе поддержку республик создает Совет глав республик, а также обещает в ближайшее время расширить права национальных республик. 1993 г. – Нижегородский областной совет официально заявил о готовности провозгласить независимость своей области и выразить недоверие федеральному правительству, если не будет пересмотрен вопрос об отчислениях субъектов федерации в пользу центра. Субъекты федерации достаточно произвольно платили в федеральный бюджет: Свердловская область перечисляла 51% своих доходов в центр, а вот Татарстан – 14%, Башкирия – 26%. Татарстан от всей нефти оставлял себе 30%, Башкирия – 15%, Тюменская область (основной производитель по России) – 1%. Группа глав краев и областей накануне принятия конституции предъявили Ельцину ультиматум:

• Ликвидация привилегий национальных республик;

• Официальное провозглашение равенства всех субъектов;

• Создание субъектов исключительно по административно-территориальному принципу.

В конституции было удовлетворено только одно требование субъектов (провозглашение равенства всех субъектов). 1994 г. – окончание трехлетнего марафона переговоров центра и республики Татарстан. Был подписан договор, в котором говорилось о суверенитете Татарстана и о двойном гражданстве, получил право на создание своего национального банка, на объявление политической амнистии, а также юрисдикцию над своими природными ресурсами. Он носил компромиссный характер: центр рассматривал Татарстан как субъект федерации, а Татарстан позиционировал себя в качестве суверенного государства и субъекта международного права.На базе соглашения 1994 года Татарстана в 90-е гг. заключил около 50 соглашений с иностранными государствами. Договор между Казанью и Анкарой – прямой международный договор.Для маскировки – договор типа между городами, а реальные акторы - Турция и Татарстан. 1999 г. – подписание союзного договора РФ и Беларуси. Парламент Татарстана официально потребовал включить себя в этот договор вне рамок РФ, но уже не удовлетворили их! Парад суверенитетов: в общей сложности было подписано 42 договора между центром и субъектами федерации.Парад суверенитетов принимает демонстративный характер. Татарстан определяет характер своих отношений с центром как ассоциированные отношения (конфедерации). Тыва позиционирует себя суверенным государством и сохраняет право на самоопределение вплоть до сецессии. Башкирия, Якутия, Тыва, Коми заявили, что федеральные законы не действуют на их территории, если они противоречат местным законам. Эти же республики, а также Ингушетия заявили о том, что они оставляют за собой объявление ЧП на своей территории. Тыва – не только объявление ЧП, но и военного положения, а также войны и мира. За несколько месяцев до вступления Путина в должность Президента парад суверенитетов набрал обороты на уровне белой горячки:

• Тыва: единственный официальный государственный язык – тувинский.

• Якутия: якутский и английский.

• Саратовская область: законы центра не действуют, если референдум жителей примет такое решение.

• В Ингушетии было разрешено многоженство.

• Калмыкия: рубль – иностранная валюта (начали чеканить свою) + в аттестате введена графа о том, что выпускник умеет играть в шахматы.

• Президент Якутии взял на себя обязанности главнокомандующего.

К моменту прихода Путина к власти федерация превратилась в аморфную конфедерацию => необходимо принять меры и применить административный ресурс.

Послание ФС: период распада государственности преодолеть удалось, дезинтеграция остановлена, но не преодолена.Выяснилось, что свыше 3,5 тысяч актов противоречили Конституции РФ. 4/5 сразу же были отменены. При анализе 42 договоров 28 сразу признали недействительными. Любые новые договоры, по указу Путина, должны утверждаться ФЗ (чтобы переговоры между центром и субъектом не происходили за спиной у других субъектов). 2003 г. – Закон об общих принципах законодательной и исполнительной власти в субъектах. Переутверждение всех договоров с субъектами в течение 2 лет (т.е. до 2005 г.), теперь договоры могут заключаться только на 10 лет (ранее были бессрочными), субъектам федерации (Якутия, Тыва, Татарстан и Башкирия) было предложено внести коррективы в свои конституции и убрать положения о суверенитете и двойном гражданстве. Республики пытались лавировать: Башкирия заменила суверенитет на государственность. 2010 г. – поправка в закон 2003: Институты президентства должны быть ликвидированы во всех субъектах. Рамзан Кадыров показал пример (президент – глава субъекта); Северный Кавказ и Бурятия вскоре последовали его примеру. Татарстан пока отказывается (01.01.2015 г. – истекает срок, предоставленный на проведение данных изменений). МантимирШамиев (первый президент Татарстана, теперь – советник президента) осенью прошлого года заявил, что Татарстан не откажется от института президентства и не будет выполнять федеральный закон (аргумент: в других субъектах президент – глава исполнительной власти, а в Татарстане – глава государства). Административный ресурс Путина: федеральные округа, полпреды президента; новый принцип формирования Совета Федерации (теперь главы исполнительной власти субъектов входят в Государственный Совет); Общественная палата. Попытка усиления влияния центра – сокращение числа субъектов федерации. 89 субъектов – слишком много, так как невозможно учесть интересы одного субъекта. Число субъектов сократилось с 89 до 83, теперь к ним добавились Крым и Севастополь =>85 субъектов. Были ликвидировали 6 АО. Соединение АО с другим субъектом федерации: более слабый субъект присоединяется к более сильному =>нагрузка на центр по финансированию перекладывается на сильный субъект. Принцип хорош для корпорации, но ведь здесь целые народы => перераспределение экономического потенциала и увеличение экономической базы слабых субъектов не произошло.

Основная проблема, стоящая перед вертикалью власти: экономический рост.

Продолжается политика патернализма – подачек из федерального центра, при этом ситуация не улучшается – усугубляется. Нет экономической базы для федеративных отношений. 2005 г.: из 83 субъектов только 19 были донорами бюджета. Сегодня – только 10. Без федеральных дотаций (на основе «самоокупаемости») существуют 4 субъекта: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО.Экономических основ федеративного строя становится всё меньше и меньше. О прогрессе можно говорить, если темпы роста как минимум 4% в год. ≤ 3% – кризисное развитие. Сегодня – 1,8% по России. Перспектива в лучшем случае к 2017 выйти 2,8%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...