Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная культура как фактор обеспечения информационной безопасности российского государства.




Информационная безопасность общества, государства и личности будет прочной и надежной тогда, когда она опирается на такие ценностные основания, как информационная цивилизованность, информационная культурность. Современная историческая обстановка свидетельствует о том, что сложившиеся параметры информационной безопасности, стереотипы и привычки в этой сфере в значительной степени не соответствуют задачам обеспечения глобальной безопасности. Традиционные системы обычно фиксируют внимание на уже сформировавшихся, выросших до значительных масштабов и осязаемых всеми угрозах. Бороться же с такими угрозами весьма сложно, их преодоление требует огромных материальных затрат, создает морально-нравственное напряжение, сопровождается очень болезненными явлениями. Сложившаяся инерция ведет к дальнейшему расширению комплекса угроз, создающего катастрофическую тенденцию в общей эволюции мировой цивилизации. (СМ. Сноску 95)

Применительно к информационной безопасности Российской Федерации речь идет в первую очередь о сохранении ценностно-ментальных оснований ее цивилизационного развития, о способности информационных возможностей развития общества отвечать на вызовы XXI века, противодействовать угрозам традиционного и актуального содержания. Не успев почувствовать все преимущества индустриально-технологической цивилизационности, Россия стоит перед необходимостью учета информационных вызовов в своем развитии - совершенно новых по характеру и своим последствиям. Сама информационность в российском обществе является нетрадиционной и совершенно новой формой социальности, «заземляющей» жизнедеятельность личности и социальных групп на потребности более цивилизованного развития.

Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к новой всемирной промышленной революции, нисколь

-------

Сноска 95. См.: Скворцов Л:В. Информационная культура как условие выживания человечества. - В кн.: Проблемы глобальной безопасности. - М.: ИНИОН. - 1995. - С. 20.

-----------

ко не уступающей революциям прошлого по своему значению и воздействию на общество. Основной чертой новой революции является то, что она основывается на информации как концентрации человеческих знаний. Уже сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми ее другими формами и компонентами. Именно по этому слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные коммуникационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического, технологического, социокультурного развития. Технологическая революция породила проблемы социального порядка, привела к изменениям во взглядах на общество, на перспективы его развития и способы его воспроизводства.

Основная особенность информационного общества, появление проектов которого, во многом, спровоцировано развитием коммуникационных технологий - переход от «жестких» к мягким социальным технологиям. Политическое значение средств массовой коммуникации в современном мире очевидно, и его уже не могут игнорировать даже немногие сохранившиеся традиционные режимы. Власть силы изжила себя и можно согласиться с Полом Кеннеди в его оценке причин крушения советского режима. «Неспособность советского режима управлять распространением идей и образов через новые виды коммуникаций или предупредить это распространение способствовала в какой-то мере падению этого режима» (СМ. Сноску 96). Что касается либеральной демократии, то ее история тесно переплетена с историей прессы. Газеты очень рано стали инструментом партийной политики и активно использовались в пропагандистских целях уже в прошлом столетии. Та же участь постигла в дальнейшем телевидение, радио, кино и так называемые электронные средства коммуникации.

Как свидетельствует практика последних лет, средства массовой коммуникации способны социализировать, «заземлять» политические стратегии и тактические замыслы, делая их доступными и понятными большинству населения, легитимизируя политический процесс в целом. Посредством средств массовой коммуникации, с одной стороны, политика становится более прозрачной и предсказуемой, а с другой стороны в политический процесс включается все большая часть населения. Средства массовой коммуникации, тем самым, выступают важнейшим источником и фактором политичес

-------

Сноска 96. Кеннеди П. Готовясь к XXI веку // Иностранная литература. - 1994 -№ 5. - С. 235.

----------

кой социализации личности, стимулятором групповой политической активности.

Развитие коммуникационных технологий, получившее в социологической литературе название «взрыва коммуникаций», сближение их на основе парадигмы глобальных информационных технологий, как общемирового стандарта, значительно облегчило производство и распространение информации, привело к формированию глобального информационного пространства и, как следствие, к формированию «всемирного индивида», как продукта социализации. В этом плане подавляющее большинство специалистов фиксируют факт не только ускоренной социализации личности посредством развития информационных систем, но и появления в процессе социализации личности института (средств массовой коммуникации), который давно уже превратился реально в четвертую ветвь власти. И если ранее, применяя это выражение, мы акцентировали внимание на том, что это так называемая четвертая власть, то ныне должны констатировать статус этой власти наравне с известными ее ветвями - законодательной, исполнительной, судебной.

Формирование нового общества в России и других посттоталитарных государствах ныне более проблематично, ибо осуществляется в открытых для информационных воздействий условиях, а, следовательно, подвергнутых возможной потере социокультурного суверенитета, утрате специфически-национальных черт образа жизни, стиля поведения граждан, их ментальности. Практика показывает, что расшатать или даже развалить национальную культуру, заменить её продуктами другой национальной идеологии и массовой психологии (на что всегда претендовала западная массовая культура) в условиях открытых коммуникационных систем совсем не трудно. Скорее наоборот, это легко сделать содержанием информационной агрессии против вероятного противника, организацией против него психологической войны.

Еще С.Лем в свое время заметил, что человечество раскололось на «группу избранных» (англоязычных), на второй сорт (использующих латиницу) и всех прочих. Засилье американизмов и англицизмов в последнее время ставит под угрозу существование языка, как средства культурной и национальной идентификации. Кроме этого, для закрытых ранее обществ существует и другая опасность, а именно снижение уровня потребляемой информации, неподготовленность к разрешению проблемы выбора средств и каналов коммуникации, возможность увлечения такими её составляющими,

как развлекательная и игровая информация. Это наблюдается в современной России, информационное поле которой засеяно далеко не теми «семенами», которые необходимы личности, обществу и государству.

В настоящее время произошло и продолжает свое действие усиление и обогащение взаимосвязи информатизации и политики в государствах, ставших открытыми для других информационных систем. Так, например, для подавляющего большинства посттоталитарных государств такая взаимосвязь характерна вполне закономерной информатизацией политики и политизацией всей системы информационного воздействия. К этому побуждает смена социально-экономического и политического строя, внешний протекционизм этого процесса со стороны цивилизационно продвинутых государств, привыкших абсолютизировать свои «демократические» черты и признаки, идеологическая поляризация общественной жизни и всего политического спектра социальных отношений, смена ценностных ориентаций и духовных приоритетов в индивидуальном и социально-групповом поведении.

Как правило политизация информационного воздействия приводит к усилению социальной нестабильности, идеологизации группового и личностного поведения, к нарушениям в конечном счете нормальной социализации личности. Чрезвычайно политизированная личность - нормальное явление для ненормальных отношений, свидетельство определенного уровня социальной патологии.

Вполне очевидным явлением для России является неоднозначность воздействия средств массовой коммуникации на процесс обеспечения национальной и военной безопасности российского государства. С одной стороны, и это общепризнанно, одним из потенциалов оборонной мощи государства является информационный (и как следствие коммуникационный) потенциал, значение которого особо подчеркнуто в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (СМ. Сноску 97).

С другой стороны, современное состояние оборонной мощи государства, боевой мощи его военной организации неизбежно и постоянно подрывается негативным компонентом информационного воздействия на военнослужащих. Исследования последних лет показывают, что одним из факторов деформации воинских отношений, в том числе их деградации на ценностном уровне, является

-------

Сноска 97. См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года.

----------

информационное воздействие, не соответствующее интересам безопасности общества, государства и личности.

Ослаблено воздействие по линии национально-государственной идеологии, которое было традиционно для русского воинства и соответствовало российской социальности и ментальности. Наблюдается коммерционализация воинских отношений на всех уровнях военной организации, что ослабляет патриотическую ценность воинской службы. Эти процессы требуют достаточно тонкого анализа и исследования с целью их профессионального преодоления.

Если быть последовательным приверженцем укрепления информационной безопасности России, то необходимо признать усиление зависимости реализации политических интересов военнослужащих от всей системы информационного воздействия, будь то компоненты системы, создаваемой в военной организации государства, или компоненты всей информационной организации общества в целом. Следует отметить, что с точки зрения информатизации и построения системы коммуникаций военная организация не является достаточно автономным институтом социализации. Скорее наоборот, информационные возможности военной организации в российском обществе целиком и полностью зависят от степени развитости и возможностей влияния средств и каналов системы массовой коммуникации всего общества, в том числе и гражданского общества, как основной его компоненты. (СМ. Сноску 98)

Если прежние цивилизации духовно опирались на веру в вечные основания жизни, то XXI столетие войдет в историю человечества как век создания на планете, так сказать, капсулы сохранения бытия. Если сохранение жизни становится осознанной задачей самого человека, то эта тенденция требует формирования такого образа жизни, который был бы основан на новой, космической, нравственности и на цикличном использовании сырьевых и энергетических ресурсов. А сделать это невозможно без всеобщего освоения принципов информационной культуры.

Последние события в информационном мире российского государства свидетельствуют о том, что именно вопросы информационной культуры выходят на первый план в решении задач формирования общественного мнения, вообще в определении роли средств массовой информации в социально-изменяющемся обществе. В происходящем сегодня конфликте телекомпании НТВ с Газ

-------

Сноска 98. См.: Борисов А. В. Средства массовой коммуникации как источник политической социализации военнослужащих: Автореферат дис.... канд. филос. наук. - М. - 2000. - С. 4.

------------

пром-медиа и одновременно с российским обществом и властью очень зримо и обнаженно «торчат уши» информационного хамства и бескультурья, характерного для отечественных журналистов и управленцев средствами массовой информации и коммуникации.

Как известно, представители телекомпании НТВ всегда открыто претендовали на то, чтобы быть наиболее последовательными и независимыми от государства выразителями интересов российского населения, его наиболее либеральной части, тесно связанной с радикальными реформаторами общественной жизни. Однако, независимость от государства и позиция минимума государственного вмешательства в социальные процессы - не единственное, что определяет либерализм как социальную позицию работников информационного цеха. Необходима как воздух независимость и от собственной администрации - еще более глубокий показатель либерализма средств массовой информации и их роли как представителя свободы слова. Именно по этой части либеральной демократии работники телекомпании НТВ оказались слабы. Фактически непредвзятое мнение свидетельствует о том, что творческий и административный персонал (отнюдь не коллектив) телекомпании НТВ во главе с Е.Киселевым вошел в вопиющее противоречие с тем, что он проповедовал все годы существования своей компании. Все они молчаливо признают - они получили именно тот рынок и ту демократию, ценности которой утверждали в своих телепередачах.

Странно со стороны руководства телекомпании звучит необходимость вмешательства Президента России в разрешение ситуации. Мягко говоря, это противоречит либеральной позиции минимума вмешательства государства, на чем держалась творческая команда НТВ. Лицемерны и неубедительны заявления творческих работников компании о возможности работать только под руководством Е.Киселева. Сложно доказать однозначно его бесспорную популярность среди тележурналистов, да и по части информационного менеджмента он оказался явным банкротом. Следовательно, в требованиях преобладают мотивы отнюдь не творческого содержания.

Наконец, эта странно понятая телекомпанией НТВ либеральная демократия, с митингами протеста, пикетами, бесцеремонным манипулированием каналом информации и т.п. Что этим доказывается? Что у телекомпании НТВ есть собственная аудитория, или это самая народная телекомпания российского государства? Очевидно, что избранные тележурналистами способы защиты свободы слова соответствуют не творческим, а неким другим интересам медиа-сообщества, а каким - всем известно.

Вернемся к исходному тезису - конфликт телекомпании НТВ с обществом и властью разрешается самими тележурналистами исключительно нецивилизованными и бескультурными способами и средствами. Они доказали всему обществу свой необольшевизм как политическую позицию, когда речь идет о собственных материальных (а не творческих) интересах. Что же в этом случае можно сказать об уровне информационной культуры подавляющего большинства людей, если она напрочь отсутствует у профессиональных представителей информационного цеха? Вопрос риторический.

Вполне очевидно, что информационная культура проявляется многогранно и многоаспектно. Это и культура информационного творчества, это и культура информационной деятельности, это и культура управления информационными процессами, это и культура соблюдения «правил игры» на состязательно-информационном поле в конкурентном соперничестве с другими информационными компаниями и многое другое. Целостный пласт информационной культуры взращивается и формируется десятилетиями функционирования информационных сообществ и творческих коллективов, профессионализм которых свободен не только от давления государства, но и от административных интересов собственной компании. Это доказано опытом и традициями современных влиятельных информационных компаний.

Еще одно бурно развивающееся направление информационных опасностей - это распространение электронного контроля за жизнью, настроениями, планами граждан, политических организаций и т. д.

Усиление электронной слежки - нередкое социальное следствие прогресса информатики в экономически развитых странах. Правящие слои переходят от примитивного подслушивания телефонных разговоров, контроля переписки, использования «детекторов лжи» к тотальному компьютерному контролю, «кибернадзору» над населением.

Полная информатизация России создаст условия информационной самореализации каждой личности для раскрытия творческих возможностей и способностей в обстановке свободного доступа к любой информации, включенной в социальные коммуникации и информационные банки на базе новейших информационных технологий. В США, к примеру; существует закон, регулирующий доступ к информации и включающий следующие положения: передача информации есть общее правило, а не исключение; право на информацию является всеобщим; администрация обязана объяснить свой отказ предоставить требуемую информацию, тогда как запрос не должен быть мотивирован; лица, которым было отказано в предоставлении информации, имеют право обратиться в суд.

Кстати сказать, первый закон по защите информации был принят в США в 1906 г. К настоящему времени там имеется более 500 законодательных актов по защите информации в части ответственности за ее разглашение и за компьютерные преступления.

По мере развития и усложнения средств и методов обработки, хранения и передачи информации по каналам связи повышается

угроза потери ее конфиденциальности.

Вопрос влияния информатизации на политическую власть, ее распределение является, пожалуй, центральным в западной политической жизни. Исследователи утверждают что за счет концентрации информации, более широких возможностей ее использования происходит усиление исполнительной власти, власти государственного аппарата в сравнении с властью выборных представителей. Это подтверждается и политическими процессами в нашей стране. Использование компьютерных сетей расширяет возможности аппарата в манипулировании массами.

Практическое руководство делами страны: определение и выдерживание политического курса, хозяйственной деятельности, предвидение (прогнозирование) их последствий в крайне сложных современных условиях с определенным успехом возможно только на научной основе. Для высшего руководства, да и для всех, кто занимается вопросами управления, это теперь прежде всего вопрос правильного использования информации и рекомендаций, даваемых компетентными органами. От руководителей теперь требуется личная смелость, глубокие научные знания, прежде всего законов природы, руководства и управления, ясное видение целей и перспектив национальной политики, экономического развития, умение опираться на коллективный разум своих подчиненных и через них направлять огромные усилия государства на решение большого объема совершенно определенных и конкретных задач.

Таким образом, наличие объективной и полной информации является главным, но далеко не единственным условием успешной управленческой деятельности. Недостаточно располагать необходимой информацией, ею необходимо умело распоряжаться.

Наукой доказано, что современный квалифицированный руководитель с развитыми способностями и интеллектом способен одновременно оперировать (то есть видеть во взаимосвязи и взаимо

зависимости) более чем десятью объектами управления. Политическая, социально-хозяйственная, военно-стратегическая и другие виды обстановки содержат в себе одновременно значительно большее число элементов, требующих учета в различных творческих процессах. Поэтому нет ничего сложнее, чем руководить и управлять современными процессами, даже при наличии полной и объективной информации, и ничто не кажется со стороны таким простым, как руководящая и управленческая деятельность.

Информационная безопасность России связана также с ее включением в технологическое сотрудничество в глобальном масштабе. Концепция национальной безопасности России должна включать и концепцию информатизации российского общества, поскольку угрозы безопасности, вызванные отсутствием современных средств информационного обеспечения в области экономики, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, во много раз превышают допустимые затраты на их информатизацию.

Овладение информационными центрами способно обеспечить мгновенную и полную дезорганизацию общественной жизни. Создание единой международной информационной системы ставит страны-участницы в зависимость от обслуживающего персонала информационных центров: инженеров, программистов, операторов, наделенных всеми человеческими качествами, в том числе и недобросовестностью, неделикатностью.

Опасный момент, связанный с информацией, - чрезмерная открытость нашего общества. Сейчас создается впечатление, что в России нет никаких государственных тайн и что строже всего охраняются секреты История цивилизаций демонстрирует перед нами реальные формы коллективного выбора. Приобщаясь идеально к цивилизационному многообразию, человек в ином цивилизационном пространстве находит и возможность, а не разрушительную альтернативу своего бытия. Лишь в согласованности действий лежит сегодня возможность спасения человечества. Очевидно, однако, что такая согласованность может утвердиться, только если она оставит человеку бесконечное пространство для своих свободных проявлений.

Разрешение этого парадокса оказывается возможным постольку, поскольку информационная культура становится фактором постоянного измерения социального бытия.

Растущую опасность информационного плана для личности, общества, государства представляет также новый класс социально опасных преступлений, основанных на использовании современной

информационной техники и технологии. Основные виды этих преступлений включают махинации с электронными деньгами; компьютерное хулиганство; хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой в «безбумажном» виде, незаконное ее копирование и др.

По мнению специалистов, компьютер становится самым многообещающим орудием преступности. Ведь в развитых странах практически все денежные операции производятся через компьютерные системы и сети. Широкое распространение получили кредитные карточки, заменяющие обычные (бумажные) деньги. Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия в США, Италии и в некоторых других странах. Компании, особенно банки, всячески скрывают компьютерное воровство, поскольку опасаются падения доверия вкладчиков, акционеров, партнеров. Поэтому в официальной статистике оценок масштабов потерь почти нет. Да и жертвы часто не подозревают, что их обокрали. Эксперты полагают, что в США с помощью ЭВМ из банков похищают вчетверо больше, чем при вооруженных ограблениях, что за десять лет ежегодные потери возросли более чем в 20 раз и могут исчисляться десятками миллионов долларов, что раскрываемость подобных преступлений не более 15 процентов.

В настоящее время в России большая часть (несколько тысяч) баз данных, содержащих конфиденциальную информацию, выполнена с применением минимальных средств защиты и не обеспечивает необходимого уровня защиты информации.

Исследования по защите компьютеров проводились практически с момента их появления. Об актуальности этих исследований свидетельствует следующий пример. В 1985 г на Международном конгрессе по вопросам безопасности ЭВМ представителем голландской телекоммуникационной компании РТТ впервые был продемонстрирован перехват информации от ЭВМ. Он буквально шокировал специалистов тем, что с помощью разработанного им устройства из автомобиля, находящегося на улице, снял данные с экрана дисплея, установленного на восьмом этаже здания, расположенного примерно в ста метрах.

С распространением в России средств нелегального съема информации важная информация может стать добычей не только иностранных разведывательных служб, но и террористических организаций и даже уголовных элементов, что может привести к очень серьезным последствиям.

Бурное развитие специальных технических средств нового класса, которые способны воздействовать на психику, сознание людей и на информационно-техническую инфраструктуру общества и армии, достигло такого уровня, что их характеризуют как новый класс оружия - электронное или информационное оружие.

Информационное оружие включает различные «киберсредства» нападения на компьютерные сети, начиная с электронного шпионажа до вирусов, способных разрушать ключевые системы. К нему относятся программные средства (компьютерные вирусы, программные закладки и пр.), средства радиоэлектронной борьбы и т. д.

Применение и разработка различных видов информационного оружия осуществляется все чаще и шире. Кое-где информационный терроризм стал элементом государственной политики. Поданным ЦРУ США не менее 30 стран активно работают над компьютерными программами являющимися информационным оружием. Причем объектами для такого оружия все чаще становятся отдельные личности, социальные группы, а не только массы и государственные структуры, как это было не так давно. Иными словами, избирательность этого оружия растет. Отличительной чертой такого оружия является его дешевизна и сложность обнаружения. Система Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся современного оружия. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет противнику стать невидимым, обнаружить его очень сложно.

С другой стороны, современные военные действия - это уже не только огневое (вещественно-энергетическое), но и информационно - техническое противостояние. В военном деле наступает новый, постядерный этап, развертывается новая военно-техническая революция, переход от оружия массового поражения к высокоточному, избирательному контрсиловому и информационному оружию.

Даже поверхностное рассмотрение проблем информационной культуры и их влияния на информационную безопасность личности, общества и государства позволяют сделать некоторые обобщения в этом направлении для российского общества.

Во-первых, фактор информационности и информатизации стал настолько всеобъемлющим, что требует тесного практического сопряжения с тем, что вводит его реализацию в определенные рамки - правовые, гуманитарные, нравственные, демократические. Без этих рамок, характер которых определяется национально-государственными условиями конкретной страны, информационность постепенно генерирует антисоциальные проявления, а, следовательно, становится источником социальной и личностной опасности.

Во-вторых, надежная информационная безопасность общества, государства и личности уже невозможна без учета и целенаправленного культивирования зрелой информационной культуры на всех уровнях социальной организации. Культурное «измерение» всего процесса информатизации и информационной безопасности означает, что фактор информатизации тесно сопрягается с ценностно-ментальными основаниями, другими результатами образования и воспитания, которые смыслоопределяют и направляют возможности информатизации в социально и личностно-значимые границы реализации.

В-третьих, с точки зрения информационной культуры становится понятным, что информационность - качественно новая и еще недостаточно освоенная личностью и обществом сфера социальности и социализации, которая объективно действует со всеми вытекающими из этого последствиями. Для российского общества важно глубоко освоить эту сферу как источник социализации, исследовать особенности ее влияния на личность и социальные группы, определить последствия этого влияния и постараться сделать это влияние управляемым и регулируемым. В обратном случае процесс информатизации приобретет (и уже во многом приобрел) собственную логику, в которой интересы общества и личности, их безопасность далеко не гарантированы.

***

Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия экономических реформ и социально-политических преобразований. Принятие адекватных мер со стороны законодательных исполнительных органов власти по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан в основных сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем научно-информационного обеспечения процесса управления социально-политической сферой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...