Концепция государственного управления
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
экз. №
На правах рукописи
Астахов Андрей Андреевич
УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
20.01.07 - Военная экономика
Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
Научные консультанты: Член-корреспондент РАН доктор исторических наук профессор А.А.Кокошин Член-корреспондент АВН
доктор экономических наук снс В.В.Бандурин
Москва - 1995 СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.................................................................................... 15 1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности оборонного комплекса в 1993-1995гг.......................................... 16 1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной промышленности в условиях проведения жесткой финансово- кредитной политики........................................................................ 55 1.3. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям.. 69 ВЫВОДЫ........................................................................................ 86
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90 2.1. Основные цели и задачи развития системы управления конверсией оборонного комплекса.................................................. 90 2.2. Структура системы управления конверсией оборонного комплекса и основные функции ее субъектов................................ 102 2.3. Методический подход к оценке эффективности функционирования системы управления конверсией.................... 111 2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией в условиях политики финансовой стабилизации.................................................................................. 119 ВЫВОДЫ......................................................................................... 128
КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА...................... 132 3.1. Финансово-кредитные методы управления развитием оборонного комплекса..................................................................... 133 3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в оборонном комплексе....................................................................... 136 3.3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в оборонном комплексе....................................................................... 151 3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ................................................................... 156 3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников финансирования развития оборонного комплекса.......................... 168 ВЫВОДЫ........................................................................................... 180 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА................. 185 4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения научно-производственного потенциала оборонного комплекса.... 185 4.2. Организационные и институциональные преобразования в оборонном комплексе....................................................................... 196 4.2.1. Финансово - промышленные группы...................................... 200 4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка малого бизнеса................................................................................. 206 4.3. Повышение роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых предприятий...................................................................................... 217 ВЫВОДЫ........................................................................................ 225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 228 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования ФПГ.................................................................................................... 242 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного комплекса России............................................................................. 252
ВВЕДЕНИЕ Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является органической составной частью экономики страны, выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:
экономическое обеспечение оборонной безопасности; обеспечение ускорения научно-технического прогресса; обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной продукцией гражданского назначения. Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы и которые в основном сказались на результатах его деятельности в современный период. Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг., является конверсия военного производства и перевод экономики страны на рыночные отношения. Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на 19,5%, численности ВС на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/. Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства. Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.
Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков. Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-экономических проблем. Однако при планировании конверсии необходимо было учесть отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было. Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6, 56, 77, 91/. Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних органов государственного управления, связанных с планированием и обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались ликвидированными. От методов административно-командного управления стали переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их реализации. Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной экономике. Характерными особенностями работы законодательных органов государственного управления по подготовке и введению в действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т.д. Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва многие программы вооружения и конверсии. Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ, выражающихся в правительственной политике либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики.
Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации, осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно последовательной и взвешенной. Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей. В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства. Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и накопления, к дезориентации предприятий. Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы, повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в период 1991-1995гг.: В области политико-правовой среды: курс на разоружение и конверсию военного производства; курс на переход к рыночной экономике; процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного комплекса; кризис исполнительной власти; ликвидация системы централизованного планирования; В области экономической среды: резкое сокращение ассигнований на ВВТ; общий спад производства; распад хозяйственных связей; непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и кредитного механизмов; инфляция. В области социальной среды: падение уровня жизни работников ОК; дифференциация доходов; проблемы занятости. Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап развития. Оборонный комплекс России - это целостная организационно-экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок, производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный компонент экономики народного хозяйства страны. Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40% всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров и ученых. Для России более рациональное в современных условиях использование такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности. Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность общественного производства. Целью диссертации является решение научной проблемы разработки теоретических и методологических основ совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях рыночных преобразований. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики; анализ соответствия существующей системы управления конверсией оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям; разработка методологических основ развития системы управления конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ; разработка концепции финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства ВВТ; разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе; разработка предложений по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ; разработка предложений по выбору внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России; разработка концепции государственного управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации; разработка предложений по совершенствованию государственного управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и институциональных преобразований; разработка предложений по повышению роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых предприятий. М е т о д ы и с с л е д о в а н и я. Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на методологии военно-экономического и финансового анализа, включают системный анализ и синтез, методы исследования операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|