Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели и задачи развития системы управления

    конверсией оборонного комплекса

 

Для однозначного понимания дальнейшего изложения дадим основные понятия и определения, имеющие концептуальное значение / 56/.

Под конверсией военного производства следует понимать процесс переориентации деятельности оборонных предприятий, НИИ и КБ на выпуск продукции гражданского назначения, обеспечиваемой на основе полного или частичного снятия военных заказов и осуществления комплекса социально-экономических, научно-технических и организационных мер по перепрофилированию оборонного комплекса.

Глубина конверсии определяется относительной долей снимаемых объемов военного производства и высвобождаемых производственных мощностей оборонных предприятий.

Масштабы конверсии определяются степенью распространенности конверсии в сфере военного производства, выражающейся в том или ином охвате оборонных предприятий, НИИ и КБ процессами  переориентации их деятельности на гражданские нужды.

Конверсируемое предприятие - это оборонное или сопряженное с ним производство, на котором в соответствии с принятым на государственном уровне решением сокращается или полностью прекращается разработка или производство вооружения и военной техники.

Логическая структура процесса конверсии оборонного комплекса включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы ее проведения (рис. 2.1) /50 /:

принятие политического решения о проведении конверсии;

разработка новой военной доктрины;

сокращение численности вооруженных сил, совершенствование их структуры и оснащенности;

сокращение объемов производства вооружения и военной техники в соответствии с новыми заявками государственных заказчиков;

разработка общей концепции конверсии с указанием ее целей, задач, путей и сроков осуществления (с учетом предыдущих этапов, экономического состояния страны и ее военной промышленности);

разработка государственной программы конверсии военного производства;

создание правовой, организационной, материально-технической, финансовой и социальной баз конверсии;

осуществление принятой программы конверсии на государственном, региональном и местном уровнях;

анализ хода и результатов конверсии на каждом из уровней с целью корректировки разработанных планов, устранения возникающих трудностей, диспропорций, негативных социальных и других последствий.

Для практической реализации этих этапов конверсии необходима согласованная деятельность центральных органов, отраслевых и региональных центров конверсии по сбору, обработке, накоплению и анализу соответствующей информации.

Исходя из логики предложенной концептуальной модели конверсии военного производства, сформулируем основное содержание концепции.

 

   Основные цели, задачи и принципы конверсии

 

Стратегической целью конверсии военного производства является преобразование оборонного сектора экономики России и связанных с ней социально-экономических отношений, обеспечивающее укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны.

Основными целями конверсии военного производства на среднесрочную перспективу являются /52 /:

сохранение и эффективное использование в новых условиях научно - производственного, кадрового и инновационного потенциалов оборонных отраслей промышленности;

продуктивное использование научно-производственного потенциала оборонного комплекса для модернизации и реконструкции гражданского сектора экономики;

максимально эффективное использование научного, производственного и технологического потенциала оборонного комплекса для развития экспортной базы и импортозамещения.

Достижение перечисленных выше целей требует решения следующих задач:

планирование конверсионных мероприятий с использованием методов программно-целевого планирования и управления;

эффективное использование кредитов;

организация и проведение экспертизы конверсионных проектов и программ;

привлечение республиканских и муниципальных средств для финансирования конверсионных проектов;

привлечение коммерческих (в т.ч. зарубежных) инвестиций и кредитов на основе государственных гарантий;

приоритетное финансирование проектов и программ, предусматривающих конверсию только в область высоких технологий и с использованием техники и технологий двойного применения;

обеспечение государственного контроля за сохранением реконверсионной и мобилизационной способности предприятий любых форм собственности, выполняющих оборонные заказы;

сохранение государственного контроля и поддержки развития "критических" с точки зрения обороноспособности технологий на предприятиях любых форм собственности;

совершенствование действующих и разработка новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конверсии военного производства;

создание системы информационного обеспечения конверсии, ориентированной как на нужды конверсируемых предприятий, так и на интересы потенциальных заказчиков и инвесторов конверсионных программ и проектов.

Целевыми задачами конверсии военного производства являются резкое увеличение выпуска непродовольственных товаров народного потребления и производственного оборудования, необходимого для решения задач обеспечения продовольствием, одеждой и жильем, подъема здравоохранения, поддержания нормальной среды обитания; обеспечение научно-технического процесса в ключевых отраслях промышленности за счет форсирования развития наукоемких производств, таких как электроника, вычислительная техника, средства связи, авиационная и космическая техника, разработка новых материалов и технологий, включая время -, ресурсо- и энергосберегающие; обеспечение потребностей Вооруженных Сил в мирное и военное время.

 

   Основные принципы и направления конверсии

                    оборонного комплекса

 

Основными принципами, определяющими стратегию и тактику осуществления конверсии на всех уровнях управления (федерация, регион, предприятие) являются / 56 /:

согласованность принимаемых решений по разоружению с готовностью военного производства осуществить их в установленные сроки при сохранении необходимого оборонного потенциала без дезорганизации производства и социальных издержек;

сбалансированность процессов разоружения и конверсии военного производства по ресурсам и срокам;

сочетание при реализации мероприятий по конверсии военного производства методов государственного регулирования и рыночных преобразований;

ориентация конверсируемых предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций на разработку и производство наукоемкой и технически сложной гражданской продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках;

ответственность государства за социально-экономические последствия конверсии военного производства;

сочетание государственной поддержки с мобилизацией свободных кредитных ресурсов в народном хозяйстве;

конструктивно-технологическая общность снимаемой военной и планируемой гражданской продукции;

поддержание мобилизационного потенциала конверсируемых предприятий.

Основными приоритетными направлениями конверсии, учитывая возможность предприятий, НИИ и КБ оборонного комплекса и в целях максимального сохранения ранее сложившегося потенциала, являются:

развитие гражданской авиации;

возрождение Российского Флота;

развитие производства оборудования для ТЭК;

развитие производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства;

развитие производства машин и оборудования для лесопромышленного комплекса;

создание и развитие производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК;

создание и развитие производства технологического оборудования для легкой промышленности;

создание и развитие производства технологического оборудования для торговли и общественного питания;

развитие производства и насыщение рынка высококачественными товарами длительного пользования;

развитие средств связи и информатики;

развитие оборудования для экологии;

развитие производства современной медицинской техники и оборудования для лечебных учреждений;

развитие производства продукции гражданского назначения на предприятиях Минатома России.

Развитие конверсии в условиях рынка требует предварительного решения ряда конкретных проблем /4, 50, 80/:

разработки концепции новой государственной промышленной политики и объявления государственных приоритетов с размерами их финансового обеспечения;

разработки концепции приватизации и акционирования оборонных предприятий;

разработки концепции государственной инвестиционной политики;

разработки концепции внешнеэкономической деятельности и военно-технического сотрудничества;

информационного обеспечения анализа и прогноза конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований) в целях эффективного использования высвобождаемого потенциала конверсии и максимального удовлетворения потребностей населения.

Общая технология формирования государственных и

             региональных программ конверсии

 

Разработка и корректировка государственной программы конверсии оборонной промышленности РФ исходят из / 5, 6, 19, 32, 58/:

учета фактически состоявшихся и прогнозируемых внешнеполитических решений в области разоружения, программы разработки и производства вооружения и военной техники (даются оценки приоритетам среди сохраняемых направлений военного производства и НИОКР, уточняется номенклатура военных заказов и расходы на их реализацию);

дифференцированного подхода к различным по приоритетности направлениям разработки и производства гражданской продукции промышленного назначения и непродовольственных товаров народного потребления (при этом производится инвентаризация высвобождаемых из сферы военного производства и НИОКР ресурсов, выявляются наиболее эффективные сферы возможного их применения в народном хозяйстве. Данная работа проводится органами государственного управления конверсией РФ, конверсируемыми предприятиями на основе информации о снятии военных заказов. На основе реализации принципов маркетинга, анализа структуры высвобождаемых кадровых, материально-технических, информационных ресурсов вырабатываются приоритетные задачи конверсии для последующей проработки с платежеспособными заказчиками и включения в сферу деятельности оборонного комплекса);

отбора наиболее эффективных конверсионных проектов для их включения в состав программы и практической реализации.

В итоге проведения аналитической работы формируются государственные и региональные программы конверсии, прорабатываются их цели, целевые задачи и целевые показатели. На основе сопоставления показателей затрат и результатов проводятся расчеты экономической эффективности программ. По тем из них, которые ориентированы на достижение социального эффекта (медицина, экология, и др.) оценка эффективности рассчитывается путем сопоставления необходимых затрат и результатов в виде снижения заболеваемости населения, количества работников тяжелого ручного и малоквалифицированного труда и др.

Наряду с государственными и региональными программами процессы конверсии на уровне предприятий регламентируются разрабатываемыми коллективами планами, определяющими номенклатуру и объемы альтернативной гражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и производственного потенциалов.

        Механизм управления реализацией конверсии

 

На уровне государственного управления экономикой России, регионов, отдельных оборонных предприятий, НИИ и КБ должен быть создан эффективный организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей конверсии. Основными направлениями деятельности органов государственного и регионального управления конверсией являются:

организация разработки, принятия и реализации государственных и региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ и КБ;

участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся деятельности оборонных предприятий и организаций, находящихся на территории России;

отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании программ создания и производства военной техники, содействие обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного значения, определение минимально необходимого уровня производственных мощностей предприятий, используемых для производства вооружения и военной техники;

проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях;

формирование региональных банков и фондов содействия конверсии, координация деятельности конверсируемых предприятий;

анализ рыночной конъюнктуры в регионах, содействие разработке программ конверсии на уровне отдельных предприятий.

Главными экономическими рычагами управления в условиях рынка являются различные формы государственной и организационной поддержки:

прямое целевое финансирование;

государственное льготное кредитование;

дифференцированное налогообложение.

      

         Нормативно-правовое обеспечение конверсии

 

Необходимым условием реализации государственных и региональных программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/:

права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;

порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции;

формы государственной поддержки производственно-технологической и финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций (в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний), создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным направлениям;

правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;

экономическое стимулирование выполнения государственных и региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения, приоритетного материально-технического обеспечения.

           

                    Социальная поддержка конверсии

 

Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:

трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации работников;

недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых предприятий;

переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на производство гражданской продукции.

Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.

Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного комплекса.

     Мероприятия, необходимые для эффективной

                        реализации конверсии

 

1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок проведения конкурса на получение заказа.

2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России. Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин, страхование инвестиций).

Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной гражданской продукции (по отдельным спискам).

3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.

4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной промышленности до 1997г.

5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.

6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов федерации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...