Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ итогов научно-производственной деятельности    

       оборонного комплекса в 1991-1995 годах

 

Краткая характеристика оборонного комплекса России

Объективные исторические процессы сформировали новое экономическое пространство в области разработки и производства вооружения и военной техники. Оборонный комплекс СССР перестал существовать как единое целое.

На территории России осталось 67 % оборонных промышленных предприятий и 74 % научных организаций оборонного комплекса СССР. При этом годовой объем производства России от общего по СССР составлял по военной продукции 80 %, объем НИОКР по оборонной тематике - 90 %; стоимость основных фондов промышленных предприятий - 73 %, НИИ и КБ - 88 %; численность работающих на оборонных предприятиях - 72 %, в НИИ и КБ - 85 % / 4 /. 

Таким образом, основная доля военно-промышленного потенциала СССР осталась в Российской Федерации.

Важна и структура оборонного комплекса России в отраслевом разрезе, поскольку отраслевой разрез во многом предопределяет потенциальные возможности и сроки возможной "конверсируемости" предприятий и организаций, входящих в комплекс.

В Российской Федерации сосредоточено около 87% всего научно-производственного потенциала авиационной промышленности бывшего СССР и выпускалось около 82% отраслевой продукции. На ее территории расположено 124 промышленных предприятия, 103 разрабатывающих организации, на которых работало в 1991 году соответственно 990,9 и 325,8 тыс.человек. Среди них - ведущие авиастроительные заводы и опытно-конструкторские бюро, крупнейшие научно-исследовательские центры, выполняющие разработки в области авиационного материаловедения, двигателей, конструкций и оборудования. Из 18 самолетостроительных предприятий здесь находятся 14, из 6 предприятий, производящих вертолеты, - 5 / 21 /.

Российские предприятия и объединения выпускали более 78% всей авиационной и ракетной техники бывшего СССР, в том числе 92,3% самолетов истребительной авиации и 97,5% тяжелых самолетов, почти 88% авиационных двигателей, 79% агрегатов, 91,7% продукции авиационного приборостроения.

В области разработки и производства боеприпасов и спецхимии из 30 НИИ и КБ отрасли и их филиалов 27 находятся на территории Российской Федерации и лишь 3 за ее пределами. При этом на долю последних приходится чуть более 0,001% от общего объема НИОКР по разработке ВВТ. По объему боеприпасной продукции заводы России занимали 93,4%, Украины - 5,9%, Таджикистана - 0,7%, Казахстана - 0,02%. Причем только российский потенциал позволял производить комплектные боеприпасы. При возможном разрыве межгосударственных связей ни одна из республик, кроме Украины, не обеспечивает полный цикл выпуска боеприпасов.

По отрасли "промышленность вооружений" из имевшихся в СССР 145 предприятий на территории России расположено 57 промышленных предприятий и 54 НИИ и КБ. Практически 91% всей производимой отраслью номенклатуры ВВТ (включая бронетанковую технику, артиллерийское и стрелковое вооружение, патроны) приходится на Россию.

В радиопромышленности России осталось 159 промышленных предприятий из 269 и 129 научных организаций из 171, находившихся в отрасли до разделения на независимые государства. Наибольшую долю в выпуске этой продукции оборонного назначения, кроме России, имели Украина - 15,2% и Беларусь - 5,9%, а доля остальных республик составила всего лишь 8,5%. По объему НИОКР военной тематики на долю России приходилось 81,7% / 21/.

Россия после образования СНГ сохранила подавляющую часть научно-технического потенциала судостроения: 68% промышленных и 71% научных и конструкторских организаций с соответствующими производственными площадями; 68,5% основных производственных фондов в производстве и 83% - в науке; 66% численности персонала производственных и 74% - научных организаций. В то же время известное беспокойство вызывает минно-торпедное и тральное вооружение, так как его производство сконцентрировано в Казахстане. На территории России отсутствуют заводы, которые могли бы без существенной реконструкции и значительных капитальных вложений осуществлять выпуск всей номенклатуры торпед, мин, тралов, искателей и приборов управления.

Особенности продукции отрасли военной техники связи, ее значительная наукоемкость предопределили дислокацию предприятий, НИИ и КБ в центральных районах Европейской части страны, преимущественно в крупных промышленных центрах. На территории России размещено 82 предприятия (70,1%) и 70 НИИ и КБ (61,4%) этой отрасли. На Россию по данным на 01.01.92г. приходилось: 68% объема производства оборонной продукции и 89% объема НИОКР оборонной тематики; 60% численности работающих в промышленности и 75% - в науке.

Неординарная ситуация сложилась в электронной промышленности в связи с образованием СНГ. Если в целом Россия располагает преобладающей научно-технической базой (свыше 83% НИОКР), позволяющей обеспечить разработку изделий электронной техники (ИЭТ) в полном ассортименте (в том числе и для нужд гражданского производства), то в области производства отдельных позиций номенклатуры ИЭТ (например, интегральных схем) имеющиеся производственные мощности на территории России могут обеспечить только 40-50% потребностей для производства ВВТ. В этой связи электронная промышленность попала в наиболее сложное положение, предопределившее резкий спад производства этой продукции в последующие годы.

Разработка и производство боевых ракетных комплексов и комплексов космического вооружения сосредоточены на территории России и Украины. Основной объем работ по созданию ракетно-космической техники приходится на предприятия России. Конечными продуктами предприятий, расположенных на территории России, являются разработка и производство комплексов ВМФ, космических средств вооружения (за исключением космических аппаратов радиотехнической разведки), ракет-носителей среднего и тяжелого классов, стартовых комплексов, технических позиций. Здесь расположено 35 промышленных предприятий (78%) и 42 НИИ и КБ (81%) / 21/.

Таким образом, на территории России оборонный комплекс с точки зрения потенциальных возможностей позволял обеспечивать выполнение государственных задач по разработке и производству ВВТ и был представлен в наиболее завершенном виде.

Политико-экономический распад бывшего Союза, сопровождавшийся разрывом хозяйственных связей, в определенной мере нарушил функционирование оборонного комплекса России как единого целого, явился дополнительным фактором снижения его эффективности как в военном, так и в гражданском производствах.

Оборонные отрасли никогда не отличались высокими количественными показателями в масштабах промышленности в целом. Так, в 1991 году на их долю приходилось 13-14% производства всей промышленности и примерно столько же промышленно-производственных фондов.

В то же время по своим качественным параметрам (квалифицированные кадры, высокотехнологичная производственная и научная база, качественные материальные ресурсы) оборонный комплекс на 2-3 порядка превосходил потенциал гражданского машиностроения. Действовавший же порядок ценообразования резко занижал стоимостные объемы выпуска вооружений и военной техники. По данным Института экономики и прогнозирования НТП АН РФ, в конечной продукции машиностроения (суммарно оборонного комплекса и гражданского машиностроения) удельный вес инвестиционного оборудования составлял 50%, вооружений и военной техники - 31%, товаров народного потребления 19%. Но с учетом паритетов доллар/рубль (рассчитанных по видам конечной продукции машиностроения с учетом различий в техническом уровне и качестве отечественной техники и зарубежных аналогов), удельный вес инвестиционного оборудования понижается до 32%, товаров народного потребления - до 5-6%, а доля вооружений и военной техники достигает 62-63 процентов / 21 /.

Такой уровень милитаризации экономики, создающей продукцию, не способствующую удовлетворению спроса населения на товары и услуги и народного хозяйства на средства производства и в то же время гарантирующую производителям рынок сбыта, ресурсы и доходы, не соответствовал ни новым политическим задачам государства, ни его экономическим потребностям.

Кооперационные связи (включая межгосударственные) между предприятиями бывших республик должны были также строиться заново на основе новых принципов с учетом объективных процессов, сопровождающих структурную перестройку оборонного комплекса.

Существенное сокращение числа предприятий, занятых военными заказами, и формирование ядра оборонных предприятий и организаций, на которых при минимальных бюджетных расходах на финансирование оборонного заказа, будет обеспечиваться разработка и производство вооружений и военной техники, определяющих уровень безопасности государства, диктуют и иные подходы к составу и организационной структуре оборонного комплекса.

Сохраненная от бывшего Союза структура комплекса на первом этапе экономических преобразований, в период выработки системы управления конверсией и определения приоритетных направлений военного производства, возможно и была оправдана.

Однако концентрация военного производства на ограниченном круге предприятий, полное освобождение от оборонного заказа и мобилизационных мощностей значительного числа предприятий, характеризующие процесс завершения структурной перестройки, предполагают новые рамки современного оборонного комплекса, ограничивающиеся государственными научно-производственными центрами, казенными заводами, работающими на специфического заказчика, покупателя и потребителя в лице государства и вобравшими лучший научный потенциал и высокоорганизованную технологическую базу сегодняшнего оборонного комплекса.

Конверсия оборонного комплекса и соответствующая система ее управления с наибольшей вероятностью дадут успешный результат в условиях функционирования предприятий, отзывчивых на требования рынка, регулирующего занятость, спрос и каналы реализации гражданской продукции, и руководствующихся новой деловой стратегией.

 

     Анализ общей экономической ситуации и

               производственной деятельности

 

Деятельность предприятий оборонного комплекса России в 1992-94гг. складывалась под воздействием общих факторов, определяющих преобразования в экономике страны, и специфических факторов, присущих особенностям военного производства. 

Изменившееся геополитическое положение России оказало определенное влияние на ее экономику. Раздел имущества бывших союзных республик повлек для России потерю ряда важнейших морских портов, верфей, перевалочных баз, аэропортов, коммуникаций, транспортных средств и т.п. Как уже указывалось, был потерян ряд специализированных предприятий, в том числе монополистов по производству отдельных видов вооружения, а также источники некоторых сырьевых ресурсов.

Однако основной причиной крайне сложного экономического положения предприятий и организаций оборонного комплекса бесспорно является резкое сокращение оборонной программы. В 1992 году расходы государства на закупки вооружения и военной техники были сокращены по сравнению с 1991 годом на 68 процентов. Это повлекло за собой снятие военных заказов без предварительного уведомления при отсутствии организационной, материальной и финансовой базы для адекватной замены гражданской продукцией.

Общеизвестно, что либерализация экономики и мероприятия по финансовой стабилизации обычно сопровождаются падением производства. Однако важно отметить, что в 1992 году пятая часть общего спада российского производства (11-12% в течение года) была вызвана свертыванием выпуска военной продукции и сопровождающими его процессами.

Огромные сложности конверсионных процессов и потеря рынков сбыта и в пределах России, и в странах СНГ, поставили для многих предприятий на первый план вопрос выживаемости, отодвинув стратегические проблемы.

В результате при общем спаде производства промышленной продукции в России в 1992 году по сравнению с 1991г. в 8,4 %, в оборонных отраслях промышленности он составил 19,5%, в том числе военной - 45-50% / 70 /.

Эти негативные тенденции в последующие годы фактически приобрели устойчивый характер.

В 1994 году по сравнению с 1991 годом государственный оборонный заказ предприятий оборонного комплекса сократился по различным оценкам от 5 до 7 раз. К концу 1994 года только половина из них была занята выполнением оборонного заказа, причем с различным уровнем использования производственных мощностей. Остальные предприятия несли бремя либо содержания мобилизационных мощностей, не снятых в установленном порядке, либо поддержания производственных мощностей военных производств в виду полной неопределенности с перспективой их дальнейшего использования.

В 1992- 1994 годах наблюдается устойчивое снижение удельного веса военной продукции, которое с 1988 года отмечалось лишь как тенденция.

Так, если в 1988-1990 годах выпуск военной продукции составлял около 60% общего объема производства в оборонных отраслях промышленности, то в 1991 году он определился в обратной пропорции; в 1992 году - военной продукции выпускалось 25,8%, гражданской 74,2%, 1993 году - соответственно, 28,5% и 71,5%. В 1994 году удельный вес военной продукции несколько повысился и составил 32%, однако отнюдь не за счет увеличения ее физического объема, а за счет резкого снижения общего объема производства, в том числе небывалого сокращения производства гражданской продукции /58, 70,92/.

Так, общий объем производства промышленной продукции в оборонных отраслях снижался по сравнению с предыдущим годом: в 1992 году (как уже указывалось) - на 19,5%, в 1993 году - на 19,6%, в 1994 году - на 38,6% / 57, 70 /.

Охарактеризовав общую картину производства промышленной продукции в оборонном комплексе, необходимо обратить внимание на анализ динамики выпуска гражданской и военной продукции за этот период (табл.1.1 - 1.6, рис.1.1) /70 /.

Наибольший спад производства произошел в электронной промышленности, промышленности средств связи и боеприпасной отрасли, т.е. отраслях наименее приспособленных к конкурентному рынку гражданской продукции.

Уровень государственного оборонного заказа в части производства и разработки вооружения и военной техники, по оценке специалистов, находится в настоящее время ниже минимального, необходимого для сохранения имеющихся мощностей. Это уже привело к утрате отдельных уникальных производств, прежде всего в боеприпасной отрасли, спецхимии, авиационной и бронетанковой технике, зенитным ракетным комплексам и ракетам. В связи с низкими объемами выпуска финальных изделий вооружения и военной техники резко обострился вопрос поставки комплектующих изделий, так как их выпуск в потребных количествах становится экономически невыгодным.


Таблица 1.1

 

Объемы производства оборонных отраслей промышленности

(в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

 

 

Объем производства в % к предыдущему году

Отрасли 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. (оценка)
Авиационная промышленность 82.1 81.7 52.4 70.0
Промышленность вооружений 86.1 82.1 63.2 80.0
Отрасль боеприпасов 66.9 81.9 63.7 78.0
Ракетно-космической техники 93.0 97.3 71.9 95.0
Судостроительная промышленность 91.3 81.3 76.4 80.0
Радиопромышленность 79.7 95.1 62.0 62.0
Промышленность средств связи 81.7 76.0 56.3 58.0
Электронная промышленность 72.6 - 55.8 70.0
Итого по ООП 80.5 80.4 61.4 78.0

Рис. 1.1. Удельный вес продукции по отраслям ОК в 1995 году (оценка)

 

Таблица 1.2

Объем военной и гражданской продукции ОК в сопоставимых ценах относительно предыдущего года в процентах

 

Объем продукции ОК относительно предыдущего года в процентах                     

1992г.

1993г.

1994г.

1995г. (оценка)

ВП ГП ВП ГП ВП ГП ВП ГП
55,7 96,7 65,7 85,9 60,0 61,5 80,0 75,0

 


 

Таблица 1.3

 

Динамика объемов производства в оборонном комплексе

 

  1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. (оценка)
Гражданская продукция 100 99,6 85,6 52,6 40
Военная продукция 100 49,5 32,5 19,9 18
Всего 100 80,4 64,6 39,2 30

 

Таблица 1.4

 

Объемы промышленного производства в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

 

  1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. (оценка)
Оборонный комплекс 103,8 80,5 80,4 61,4 88,0
Народное хозяйство 88,7 91,6 85,0 79,1 80,0

 

Таблица 1.5

 

Динамика удельного веса военной и гражданской продукции

 

  1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. (оценка)
Гражданская продукция 61,7 74,2 71,5 68,1 70
Военная продукция 38,3 25,8 28,5 31,9 30

 

Таблица 1.6

 

Динамика производства НТНП в % к предыдущему году (по отпускным ценам)

 

  1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. (оценка)
Оборонный комплекс 114,4 96,2 95,2 54,7 69,0
Народное хозяйство 99,0 85,0 88,9 67,0 70,0

 


Объемы заказов 1992-1993 годов от минимально допустимого уровня производства составляли: по танкам - 27%, по ПТУРам - 37%, по легким и тяжелым самолетам, соответственно, 21% и 42%, по вертолетам - 13% / 21/.

Таким образом, период конца 1993- 1994 год  явился, судя по общим показателям, кризисным для предприятий оборонного комплекса. Во-первых, с начала 1994 года появилась тенденция сближения темпов спада производства гражданской и военной продукции. Во-вторых, впервые падение производства гражданской продукции в оборонном комплексе превысило падение производства по промышленности в целом.  

Главной причиной столь большого падения объемов производства народнохозяйственной продукции явилось отсутствие платежеспособного спроса со стороны отраслей-потребителей гражданской продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, а также со стороны населения. Так, в результате общего кризиса неплатежеспособности, а также ограниченных инвестиционных возможностей предприятий легкой промышленности, АПК, транспорта и ряда других потребителей выпуск соответствующей продукции в 1994г. упал по сравнению с 1993г.: оборудования для легкой промышленности - на 60%, для перерабатывающих отраслей АПК - на 38%, для торговли и общественного питания - на 40%, грузовых вагонов - на 52%. И эта ситуация складывалась несмотря на весьма высокие потребности в такой продукции. Что касается товаров народного потребления, то их выпуск снизился на предприятиях оборонного комплекса почти наполовину, в наибольшей степени отразив отсутствие платежеспособного спроса со стороны населения вследствие низкой конкурентоспособности товаров.

Среди других причин можно отметить:

несовершенство системы управления конверсией военного производства;

медленную адаптацию предприятий оборонного комплекса к требованиям рыночной экономики и в силу этого недостаточную эффективностью воздействия рыночных регуляторов;

несовершенство налоговой системы;

высокая процентная ставка за кредиты и неудовлетворительное функционирование банковской системы.

Следовательно, в 1993-1994 годах основные причины продолжающегося спада производства смещаются в область финансовых взаимоотношений между основными экономическими контрагентами: государством, предприятиями, банками.

Экономические факторы, определяющие спад производства, были усилены явлениями политического кризиса. Постепенно отказывали организационно-экономические рычаги управления экономикой оборонных предприятий, слабо еще ориентирующихся в условиях рынка в связи со спецификой и неопределенностью перспектив, с неизбежными негативными последствиями для их деятельности. Потеря управляемости хозяйственными и социальными процессами обостряла ситуацию.

Министерства, утратив знание того, что надо делать, свой авторитет и влияние на ситуацию, не смогли четко определить конкретные пути и методы реализации своих новых задач и функций, вытекающих из рыночной концепции экономического пространства.

Особо следует выделить острый платежный кризис. Резко возросла взаимная задолженность предприятий и задержка в оплате поставленной продукции. При хронической нехватке платежных средств предприятия сдерживали поставки, нарушали договорные отношения, неся соответствующие санкции.

              Трудовые ресурсы и оплата труда

Анализ данных показал, что практически во всех отраслях среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП) в 1991-1994 годах постоянно сокращалась. Изменение численности ППП в целом по оборонному комплексу в 1991-1995гг. представлено в табл. 1.7 и рис.1.2, а в табл. 1.8, 1.9 приведены темпы снижения и изменения структуры численности ППП по отраслям / 70/.

Происходит отток специалистов с военных производств в гражданские. Однако общая тенденция уменьшения численности в оборонных отраслях промышленности сохраняется. Численность ППП в оборонном комплексе в 1992 году составила 22,7% от численности ППП в промышленности России, по данным за 1994 год этот показатель снизился примерно до 20%.

За 1992-1994 годы из оборонного комплекса было высвобождено 1,5 млн.человек; не было создано свыше 400 тыс. дополнительных рабочих мест. Экономическая ситуация в оборонном комплексе приводит к хроническому оттоку высококвалифицированных кадров из этой сферы экономики, что вызывает особую угрозу перспективам научно-технического потенциала, так как восполнение их в последующие годы представляется, по нашему мнению, проблематичным. Заметное падение квалификационного потенциала уже сейчас сказывается на возможностях воспроизводства изделий той сложности, которой выпускались ранее. Более того, эксперты отмечают, что в ряде случаев предприятия не могут обеспечить даже производство запчастей к тем видам вооружений, которые они выпускали ранее.

Частично проблемы социального характера на самих предприятиях решаются путем перераспределения численности персонала между производством вооружения и военной техники и гражданской продукции. 

Анализ причин сокращения численности персонала в оборонных отраслях промышленности показывает, что наряду с главной причиной -резким уменьшением объемов производства оборонной продукции, весомым фактором этого устойчивого процесса является достаточно низкий уровеньзаработной платы в оборонном комплексе.


 

   

 

 

 

 

Таблица 1.7

   

 

 

 

 

 

Количество работающих в оборонном комплексе, тыс.чел.

 
     

 

 

 

 

Наименование 1990 1991

1992

1993

1994

1995 (оценка)

всего 6526,0 5830,0

4870,0

4091,7

3408,0

2932,0

на промышленных предприятиях 5207,0 4671,0

3990,0

3323,0

2729,0

2340,0

в НИИ и КБ 1319,0 1159,0

875,0

754,0

666,0

592,0

прочие - -

5,0

14,7

13,0

-

                         

 

Рис. 1.2. Численность ППП оборонного комплекса, тыс. чел.


 

Таблица 1.8

 

Темпы снижения (роста) численности в ОК (в %)

к соответствующему периоду предыдущего года

 

   

Темпы роста (падения) численности, %

Отрасль

Всего

в том числе занятых в производстве продукции

п/п      

оборонной

гражданской

 
    1993 г. 1994 г. 1993 г. 1994 г. 1993 г.

1994 г.

  АП 91 85 74 79 101

88

  ПВ 90 87 83 84 95

89

  РКТ 89 86 84 86 93

87

  СП 89 87 80 94 97

84

  РП 85 84 74 84 97

85

  ПСС 83 81 75 92 87

75

  ЭП 81 76 66 70 86

78

  БиСХ 89 82 82 89 92

80

Всего по ОК

88 84 77 84 94

84

                 

 

Таблица 1.9

 

Структура численности ППП (в %)

 

 

Удел. вес численности персонала, занятого в производстве

Отрасли

  ОП     ГП  

 

1994 г. 1993 г. 1992 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г.
1. АП 30 31 38 70 69 62
2. ПВ 36 37 41 64 63 59
3. РКТ 38 40 42 62 60 58
4. СП 41 39 44 59 61 56
5. РП 46 45 52 54 55 48
6. ПСС 37 32 35 63 68 65 
7. ЭП 18 19 24 82 81 76
8. БиСХ 28 25 28 72 75 72

Всего

34 33 38 66 67 62

 


Отставание от общепромышленного уровня наблюдается весь период 1992-1994 годов и составляет 30- 40%

 В ряде отраслей уровень заработной платы еще более низок, чем в целом по оборонному комплексу. Наименьший уровень зарплаты наблюдается на предприятиях промышленности вооружений, промышленности средств связи. Наибольший уровень зарплаты на предприятиях судостроительной промышленности.

Одна из предпосылок этого - снижение объемов производства, вызываемое остановками предприятий и отдельных производств. В 1994 году в декабре, например, не работали 8 предприятий, в том числе 3 - в промышленности вооружений, 5 - в электронной промышленности. Количество предприятий, в которых останавливались отдельные производства в декабре 1994 года по сравнению с декабрем 1993 года увеличилось с 376 до 461, т.е. практически каждое четвертое предприятие комплекса. Скрытая безработица в 1994 году охватила более 30% численности персонала.

                       Финансовое состояние

Избыточность производственных мощностей военного производства, созданных в период "холодной войны", и ограниченные финансовые возможности страны, предопределившие значительное сокращение расходов на национальную оборону в течение последних лет без адекватных вложений средств в специфические расходы по перепрофилированию производств и мощностей, явились предпосылками крайне неустойчивого финансового положения большинства предприятий оборонного комплекса.

Снятие военных заказов без заблаговременного оповещения, а также деформации в планировании показателей государственного оборонного заказа, проявившиеся в нарушении соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры заказываемых работ и изделий, привели к тому, что объем производства военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям бюджета на эти цели.

В 1994 году выпуск военной продукции по сравнению с 1993 годом уменьшился более чем на 40%, а бюджетные ассигнования, выделяемые государственным заказчикам этой продукции, были уменьшены почти на 70% / 70 /. 

Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не могла быть выкуплена, а затраты на нее, соответственно, компенсированы предприятиям, явилось отвлечение собственных оборотных средств и использование на кабальных условиях кредитов коммерческих банков. Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны - запасы невостребованной продукции, с другой -запасы товарно-материальных ценностей, не могущих в силу своей специфики быть использованными в гражданском производстве, и огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в виду ненужности последней не имело экономического смысла.

 Остатки товарно-материальных ценностей, образовавшихся в результате сокращения военных заказов и подлежащие списанию в связи с невозможностью их использования в народном хозяйстве, составляли значительный удельный вес в общей сумме остатков товарно-материальных ценностей, образовавшихся в результате конверсии:

в промышленности ракетно-космической техники их удельный вес в 1992 году составлял 39,7%, в радиопромышленности - 68,0%, в электронной промышленности - 28,0% / 70/. 

Всего такие товарно-материальные ценности оценивались на сумму около 60 млрд.рублей..

Определенную роль по списанию незавершенного военного производства взяло на себя государство, понимая, что фактор внезапности принимаемых решений предопределил инертность производства. За счет государственного бюджета были списаны затраты по окончательно снимаемым с производства военным изделиям на сумму 30 млрд. рублей.

Кроме того, предприятиям разрешалось произвести дооценку товарно-материальных ценностей военного производства, находящих применение в гражданском производстве, на дату их использования с направлением средств на пополнение собственных оборотных активов. Это в некоторой мере компенсировало предприятиям единовременные финансовые потери от сокращенных военных заказов, но не решило проблем финансового положения на ближайшую перспективу.

Взаимные неплатежи и вопросы наличности, длительные сроки поступления плановых средств и другие общие для народного хозяйства 1993-94 годов финансовые проблемы усугублялись спецификой оборонной промышленности и науки. Так, в отличие от промышленных предприятий других отраслей, получивших свободу установления цен на свои товары, цена продукции военного заказа была ограничена рентабельностью в 25%. Это практически лишило оборонные предприятия возможности наращивать прибыль за счет ценового фактора и увеличивать заработную плату, как это делали другие. Этим в значительной мере предопределен почти самый низкий среди всех отраслей промышленности уровень заработной платы на предприятиях оборонной промышленности.

Еще более усугубляло ситуацию то обстоятельство, что порядок применения предоплаты при расчетах за отгруженную продукцию на предприятиях, работающих на военного заказчика, практически не осуществим из-за отсутствия средств. Государственный бюджет, являющийся основным источником расходов на эту продукцию, в силу известных трудностей формирования и исполнения, не может досрочно оплачивать поставки. Это является и главной причиной крайне незначительных объемов авансирования работ с длительным циклом производства, что приводит к дополнительным финансовым трудностям.

Лавина взаимных неплатежей, провоцируемая обесценением оборотных средств, охватила не только финансовые потоки по линии государственного заказчика, но и взаимоотношения с предприятиями смежниками, а также с финансовой системой.

Традиционно регулируемая в условиях административной системы посредством общего зачета и погашения взаимной задолженности предприятий (министерств), просроченная задолженность обернулась в реформируемой экономике глубочайшим платежным кризисом.

Серьезных санкций к неплательщикам своевременно применено не было, в результате расплачиваться за полученную продукцию стало просто экономически невыгодно, так как размеры штрафов в несколько раз были меньше нормы банковского процента. Это провоцировало практически произвольное повышение цен на материально-технические и энергетические ресурсы, которое не могло быть, в силу отмеченных ранее причин, адекватно компенсироваться в ценах на готовую продукцию военного назначения.

Особой остроты платежный кризис достиг в 1994 году. За этот год кредиторская задолженность предприятий оборонных отраслей промышленности возросла в 3,6 раза, дебиторская - в 4,4 раза. При этом доля задолженности государственных заказчиков оборонной продукции была несколько снижена: с 43 % в 1993 году до 36% в 1994 году.

Анализ структуры кредиторской задолженности показывает, что продолжает расти задолженность за товарно-материальные ценности (ее доля увеличилась с 36% до 41%.), а также бюджету (с 14% до 24%) / 8 /.

Доля задолженности по заработной плате перед рабочими и служащими несколько уменьшилась (с 10,5% до 9%). Однако по-прежнему финансовое положение не позволяет всем предприятиям своевременно рассчитываться с работниками. Задержки достигают от 3 до 6 месяцев. Наряду с крайне низким уровнем заработной платы, задержки в ее выплате еще более усугубляют тенденцию по оттоку квалифицированных рабочих, специалистов и научных работников в другие сферы экономики.

В 1993-1994гг. диспропорции в военном производстве еще более тяжким бременем легли на финансы предприятий. Опасная тактика доведения до предприятий государственного оборонного заказа в объемах, значительно превышающих финансовые возможности государства, привела к тому, что предприятия были ориентированы на выпуск оборонной продукции в количестве, заведомо не могущем быть оплаченным государственными заказчиками.

Получив заказ, не подкрепленный финансами, большинство предприятий вынуждены были не только сделаться должниками коммерческих банков на кабальных условиях по ссудам для оплаты материалов и комплектующих изделий (сумма взятых ссуд оценивается в 300 млрд.рублей), но и отвлекать отнюдь не лишние средства с гражданских производств, что поставило их практически на грань банкротства.

В 1994 году государственный заказ был откорректирован с учетом выделенных в бюджете средств лишь в сентябре-октябре. В результате корректировки объем государственного оборонного заказа был снижен почти наполовину, треть номенклатуры снята полностью, а по остальной были проведены уточнения в сторону сокращения. Однако к этому времени часть продукции, снятой с производства, уже была наработан

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...