Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция финансово-кредитного управления

    РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

 

Система управления государственными финансами, постоянно совершенствующаяся под воздействием требований реальной рыночной экономики, непосредственно влияет на процессы, протекающие в оборонном комплексе.

Особенно это касается налоговых и кредитных аспектов ее функционирования. Задачи укрепления финансовой системы страны, достижения стабилизации производства и начала экономического роста не могут быть решены без реформирования налоговой системы и методов кредитного регулирования экономики.

Необходимость совершенствования этих основных рычагов экономического управления вызывается причинами / 3, 8, 19, 53, 55, 57/:

политическими (большая самостоятельность региональных и местных властей и связанное с этим перераспределение доходов и расходов между бюджетами различного уровня, необходимость демократических преобразований и, в частности, во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками);

экономическими (дальнейшее развитие рыночной экономики, появление финансового, фондового рынка, нарастание процесса интегрирования российской экономики в мировую);

правовыми (отсутствие единой законодательной или нормативной базы, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве).

Указанные причины создают основания для реформирования налоговой и кредитной системы с учетом конкретных методов использования объективно присущих им функций: фискальной и регулирующей.

   

    3. 1. Финансово-кредитные методы управления

                 развитием оборонного комплекса

Экономическое и политическое преобразования в России поставили перед ее оборонной промышленностью ряд специфических проблем, которые не могут игнорироваться при применении экономических методов управления этим сектором экономики /67, 86/:

относительно высокий уровень расходов на национальную оборону в федеральном бюджете страны (20-21%) при деформированной структуре этих расходов (расходы на закупки вооружения и военной техники и военные НИОКР составляют менее 30% всех расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил);

резкое сокращение ассигнований на материальное оснащение армии при необходимости обеспечения безопасности России;

недостаток финансовых ресурсов на развитие производственной базы оборонной индустрии и конверсию.

Приближение экономической политики к реалиям оборонной промышленности требует выработки определенных целевых приоритетов в отношении предприятий и организаций оборонного комплекса независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, как основы перспективного индустриального развития страны и потенциала структурного обновления.

Рационализация экономических методов управления, в частности основных из них - налоговых и кредитных - предполагает "очищение" их от таких форм, которые тормозят, либо деформируют рыночные отношения, развивающиеся в обществе, при унификации общих подходов к экономической среде их применения.

Предполагается, что государственная финансовая политика должна быть нацелена на создание благоприятных экономических условий для эффективного развития военных и конверсируемых производств. Имеются в виду высокое качество, своевременность разработки и производства, экономичность и экологичность военной и гражданской продукции, ее прогрессивная структура.

Финансы - надежный индикатор состояния экономики страны. В них отражаются все наиболее болезненные аспекты нынешней хозяйственной жизни: нерациональная структура производства, сложившиеся межотраслевые и территориальные диспропорции, последствия снижения эффективности деятельности отраслей материального производства.

Анализ этих процессов позволяет определить принципиально важные аспекты первоочередных мероприятий по оздоровлению финансов и денежного обращения, которые призваны способствовать повышению стимулов производства и трудовой активности.

В центре этих мероприятий должны быть финансовые взаимоотношения между бюджетной системой и основным звеном производства - предприятием, строящиеся на принципиально новой основе государственных приоритетов эффективности использования денежных ресурсов.

Перестройка финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом на базе финансовых нормативов (ставок налогов, норм амортизации), создающих равнонапряженные требования к эффективности хозяйственной деятельности в совокупности с системой финансовых льгот и санкций является принципиальной чертой финансовой стороны экономических методов управления.

Это предполагает окончательный отказ и устранение из хозяйственной практики произвольного перераспределения финансовых ресурсов, не связанного с добровольным участием предприятий в проектах отраслевого и регионального уровня.

Важнейшим инструментом экономического управления всовременных условиях выступают налоги, являющиеся методом реализации общественных интересов экономической системы в целом. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц участвовать в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов - консолидированного бюджета страны.

Основные черты налогов, позволяющие управлять экономикой предприятий, заключаются в следующем /7, 8, 22/:

в налогах воплощаются общественные народнохозяйственные требования к конечным результатам работы предприятий и организаций;

рациональное построение налоговой системы, основанное на доступных, единых и обязательных для всех ставках налогов, является сильным рычагом воздействия на эффективность производства;

налоги устанавливаются законодательно, тем самым исключается волевое вмешательство в отношения "предприятие - бюджет";

налоги стимулируют увеличение дохода (прибыли), поскольку предприятия самостоятельно определяют перспективы своего развития и планируют на основе бизнес-планов размеры остающейся в их распоряжении прибыли.

Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла быть совершенной. Сейчас имеются экономические и политические предпосылки внесения в действующую налоговую систему существенных изменений. Они, однако, не предполагают радикального преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных налогов должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов при улучшении порядка их исчисления и сбора, в целом, соответствуют условиям развития российской экономики.

Основные направления налоговой реформы сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах":

снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет отмены неэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

расширение налоговой базы за счет отмены неоправдавших себя налоговых льгот, расширение круга плательщиков и состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости";

постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

расширение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В результате проведения налоговой реформы, принятия Налогового кодекса Российской Федерации предполагается наряду с улучшением положения с формированием доходной базы бюджетов существенно снизить номинальное налоговое бремя на предприятия, что крайне важно учитывать при совершенствовании методов формировании и реализации налоговой политики в оборонном комплексе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...