Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложения по совершенствованию налоговой политики

                         в оборонном комплексе

Как уже отмечалось, милитаризованность советской экономики относится к одному из истоков переживаемого страной глубокого социально-экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, наращивание военных расходов сужало возможности расширенного воспроизводства, порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные антагонизмы.

На наш взгляд, это несколько упрощенное понимание влияния военных расходов на экономические процессы, без должной увязки их структуры с научно-производственным потенциалом промышленности и его ролью в индустриальном развитии экономики. Проблему эффективности этих расходов необходимо рассматривать с точки зрения минимизации затрат (материальных, трудовых, финансовых) при поддержании необходимого, определенного военной доктриной, уровня обороноспособности страны.

Согласование политических целей с имеющимися финансово-экономическими возможностями составляет основу механизма хозяйствования в сфере государственного регулирования военной экономики - специфической части национального хозяйства.

До недавних пор оборонная промышленность - основное производственное звено военной экономики определяла масштабы производства вооружения и военной техники. В современной экономической ситуации резко возросло влияние сферы распределения на военную экономику. Именно здесь предопределяется часть государственных ресурсов, направляемых на военные цели, следовательно, именно здесь устанавливаются конкретные границы загрузки оборонным заказом предприятий-производителей.

В общем механизме распределения важнейшее место занимает финансовая система и прежде всего ее центральное звено - федеральный бюджет. Военные финансы, являясь частью государственных финансов, представляют собой систему экономических отношений, складывающихся при формировании и использовании государственных фондов денежных средств в целях экономического обеспечения военных функций государства. До определенного этапа военный бюджет разрабатывался и исполнялся в значительной мере независимо от общего состояния в финансовой сфере. Практически обеспечивалась приоритетность бюджетного финансирования военных расходов.

Начало радикальной экономической реформы, протекавшее в исключительно неблагоприятных условиях, отмечено ограничением дефицита бюджета прежде всего на основе сокращения расходов государства, в том числе и военных.

Этот фактор, а также активная антиинфляционная политика государства предопределили ограничительный характер методов государственного регулирования военной экономики, носящий административный характер. Так, были введены параметры цен на изделия военной техники: регламентирован фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость военной продукции, установлен предельный уровень рентабельности военных изделий.

Однако развитие рыночных отношений в условиях набирающего силу процесса акционирования и приватизации объективно требует сужения сферы административного регулирования и расширения финансово-экономических и, в частности, налоговых методов регулирования экономики предприятий, включая оборонный сектор промышленности и науки.

Традиционный для капитализма метод "высокоприбыльных военных контрактов", основанный на теории благотворного влияния мер государственного регулирования военной экономики на социально-экономическое развитие страны как средства борьбы с экономическим кризисом, безработицей и падением промышленного производства, оказывается неприемлемым для нашей экономики не по каким-либо политико-теоретическим обоснованиям, а прежде всего из-за ограниченности бюджетных ресурсов для реализации высоких прибылей военных заказов.

Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых инструментов обеспечивает баланс целей, интересов и возможностей государства по координируемому использованию в оборонном секторе экономики как государственных средств, так и средств других инвесторов.

Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительственной концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает и всю экономику в целом во всем многообразии ее форм, и отдельные отрасли и сферы влияния.

Как известно, в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.

В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений;

замена одних способов или форм обложения другими;

дифференциация ставок налога;

изменение налоговых льгот и скидок;

их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

изменение сфер распространения налогов.

Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода налоги оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.

Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. В ситуации депрессивного производства необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию. Этот вывод, широко распространенный среди ученых экономистов, крайне тяжело пробивает себе дорогу в практических решениях.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство должно создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Именно к таким отраслям и относится оборонная промышленность.

Основным инструментом налогового регулирования выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы можно рассматривать с широкой и узкой точек зрения. Они могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных групп.

В узком смысле, из всего перечня налоговых льгот обычно выделяют самостоятельные группы - налоговые скидки и налоговые кредиты.

Налоговые скидки представляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. Наиболее распространенные - инвестиционные. Так, с 1 января 1993 года (а для конверсионных предприятий на полгода раньше) законодательством введена льгота по прибыли (в виде исключения из облагаемой суммы), направляемой на производственное и непроизводственное строительство. Однако практика показала, что в условиях высоких инфляционных ожиданий эта льгота не дала практических результатов и не оживила инвестиционную активность предприятий.

В отличие от обычных скидок, налоговый кредит представляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогооблагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.

Положительный опыт использования инвестиционного налогового кредита в целях конверсии военных производств накоплен в Нижегородской области. Специфика этого региона заключается в преимущественной ориентации промышленных предприятий на выпуск продукции оборонного назначения. Поэтому все кризисные явления оборонной промышленности проявились здесь с очевидной остротой. Для преодоления этих негативных явлений и финансовой поддержки предприятий оборонного комплекса на правительственном уровне были приняты решения о предоставлении предприятиям оборонных отраслей промышленности области начиная с 1993 года инвестиционного налогового кредита и направлении этих средств на осуществление конверсионных программ предприятий в дополнение к льготным централизованным кредитам. Финансирование конверсионных программ велось за счет этого источника в объемах, определенных налоговыми кредитными соглашениями, заключенными предприятиями и организациями с государственными налоговыми инспекциями, в пределах общей суммы, определенной Минфином России.

Создание инвестиционно-финансового механизма с использованием налогового кредита показало высокую эффективность данного вида налогового регулирования для конверсионных целей. По прогнозным оценкам (подтвержденным уже в отчетном периоде), завершение программ конверсии, осуществляемых за счет налогового кредита, даст следующие результаты:

рост численности персонала, занятого на выпуске продукции с 47 тыс.человек в 1994 году до 68 тыс.человек в 1996 году;

прибыль, полученная за счет реализации конверсионных программ, увеличится с 27,3 млрд.рублей в 1994 году до 53,7 млрд.рублей (в сопоставимых ценах) в 1996 году.

Таким образом, предоставление такого рода льгот полностью соответствует необходимости селективного подхода к государственной поддержке предприятий и решает одновременно ряд проблем:

наибольшую сумму налогового кредита получают высокоэффективные и прибыльные предприятия;

предприятия заинтересованы своевременно и в полном объеме исчислять налоги, так как они законным образом возвращаются предприятиям и идут на их техническое переоснащение;

оборонные предприятия получают стимул к качественной работе, так как увеличение прибыли за счет модернизации производства ведет в свою очередь к увеличению налогов, которые вновь возвращаются к ним в виде увеличенной суммы кредита.

Увеличивая или уменьшая размер налоговых скидок и кредитов, государство регулирует масштабы и темпы накопления капитала, сообразуясь с реальными экономическими тенденциями в стране.

Своеобразной формой налоговой скидки, преследующей цели стимулирования роста инвестиций и ускорения процесса обновления активной части основных производственных фондов, выступает ускоренная амортизация.

Эта скрытая форма субсидирования предприятий формально допустима с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Однако она не получила широкого распространения в силу различных бюрократических и процедурных препонов.

Проектом Налогового кодекса предусматривается иной подход к амортизации; будет разрешена нелинейная и более быстрая по сравнению с действующими правилами амортизация. Предполагается, что в течение первых лет можно будет списывать большую часть стоимости приобретенного оборудования, а это в известной мере нейтрализует действие инфляционных факторов.

Это тем более важно, что вопрос источников финансирования капитальных вложений в оборонные отрасли не потерял актуальности, хотя у отдельных экспертов имеется мнение, что сокращение оборонного заказа по количеству и номенклатуре выпускаемых изделий высвободило огромные производственные мощности и создания новых не потребуется, по крайней мере, в ближайшие годы. Однако у этого процесса есть другая сторона. Специалистами подсчитано, что недогрузка производственных мощностей вызывает необходимость переналадки производств, что требует дополнительных средств едва ли не равных затратам на выпуск в размерах проектной мощности.

Аналогичны расходы, связанные с новым территориальным сосредоточением производства однотипных видов техники на ограниченном круге предприятий. Требуются затраты на проектирование и доработку технологического процесса. В условиях существующего сложного положения возможности прямого бюджетного финансирования государством расходов капитального характера весьма ограничены. Вместе с тем эти мероприятия являются ключевым моментом в перестройке оборонных предприятий и в формировании оптимальной структуры производства, и амортизационные отчисления как источник финансирования этих затрат могли бы играть не последнюю роль.

Необходимо в дальнейшем либерализировать порядок переноса убытков на будущие периоды. Сегодня они списываются равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Более рационально предусматривать, что убытки можно списывать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать. Если же нет, то они будут переноситься на следующие годы.

Говоря о налоговом регулировании, нельзя снимать со счетов до настоящего времени не решенную проблему источника пополнениясобственных оборотных средств. Инициировать направление прибыли на эту цель в условиях низкорентабельного производства предприятий оборонного комплекса могло быть освобождение этой части прибыли от налогообложения. Нельзя не отметить, что на съезде товаропроизводителей России в сентябре 1994 года введение этой нормы было едва ли ни основным требованием в области совершенствования налогообложения.

Наконец, еще один важный момент по налогу на прибыль. Сегодня региональные власти самостоятельно определяют ставку налога на прибыль, которая относится к поступлениям в их бюджет. В этом смысле их полномочия необходимо расширять. Целесообразно налог формально разделить на два налога - федеральный налог на прибыль предприятий ирегиональный налог на прибыль предприятий. Первый должен уплачиваться по единой ставке и правилам по всей России, а по второму круг плательщиков, льготы, ставки и ряд других моментов регламентируется регионами. При этом общий уровень изъятия по этим налогам должен быть ограничен. Такие права особенно важны для регионов концентрации оборонных предприятий.

Варианты дальнейшего совершенствования налогообложения прибыли очень разнообразны. Весьма привлекательным представляется в перспективе механизм обложения налогом на прибыль только корпоративных (акционированных) фирм. Предприятия же мелкого и среднего бизнеса подлежат налогообложению доходов на декларативной основе.

Проект Налогового кодекса предусматривает интересный новый для России механизм консолидации налогоплательщиков. Это может серьезно изменить подход предприятий к экономической деятельности, главным образом - к инвестициям.

Консолидация означает, что в качестве единого налогоплательщика может рассматриваться их группа, состоящая из материнской кампании и одного или нескольких дочерних предприятий. Они смогут, например, при налогообложении прибыли, подавать консолидированный баланс и консолидированно уплачивать этот налог. Все операции внутри группы могут рассматриваться как внутризаводской оборот и выводиться из-под налогообложения. Возникает возможность погашать убытки одного предприятия за счет прибыли другого, а не переносить на будущее, как это делается сегодня. Можно будет централизованно покупать оборудование и передавать его без налогового сопровождения, так же передавать финансовые ресурсы в рамках группы.

Если указанное положение войдет в силу, возможна, на наш взгляд, отмена инвестиционной льготы, которая позволяет в настоящее время выводить из-под налогообложения до 50 процентов прибыли, направляемой на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, однако как уже указывалось, она малоэффективна. Новый механизм справедливее этой льготы, которой сегодня могут воспользоваться только стабильно работающие предприятия с большим объемом прибыли. Мелкий бизнес, новые производства воспользоваться ею практически не могут.

Как известно, в конце 1991 года в российское налоговое законодательство были внесены существенные новшества, которые в корне изменили структуру доходов бюджета. В созданной налоговой системе упор был сделан на новый для нашей экономики налог - налог на добавленную стоимость.

Этот налог в условиях инфляции обеспечивает рост поступлений в бюджет в меру роста цен и тем самым облегчает его сбалансирование.

  Основные отличительные черты этого налога состоят в следующем:

в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;

облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах предприятий отдельно, в составе цены товара;

обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, которая соответствует стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком;

налогообложение построено на системе компенсации, когда предприниматель из всей суммы начисленного за определенный период налога вычитает суммы оплаченного им ранее налога, открыто выставленного поставщиком в своих счетах.

Практика взимания НДС выдвинула на первый план ряд проблем, которые ждут своего решения. Одна из них связана с вопросами оптимизации налоговых ставок, обеспечивающих сохранение за этим налогом ведущего места в доходных источниках бюджета при максимальной нейтральности его по отношению к ценам и минимальном количестве налоговых льгот.

Применительно к российским условиям хозяйствования, возможные предельные границы колебания ставок НДС, по расчетам специалистов, могут варьироваться в размере от 14 до 22 %, а оптимальная ставка должна составлять 18% с учетом действующих ныне пропорций распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Таким образом, речь идет о снижении ставки НДС.

Кроме того, применительно к деятельности предприятий оборонного комплекса, обеспечивающей поставки продукции для федеральных государственных нужд за счет финансирования из средств федерального бюджета (прямо или опосредованно - через государственных заказчиков, которым выделяются бюджетные средства), следовало бы в рамках специального тематического исследования проанализировать движение денежных потоков этого налога, имея в виду изучение механизма образования "добавленной стоимости" и ее возврат в бюджет.

Как известно, высокотехнологичная продукция оборонных предприятий в значительной мере изготавливается в течение длительного производственного цикла, что требует ее авансирования со стороны потребителей. Однако, согласно действующим правилам, суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступившие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до осуществления поставки товара или выполнения работ.

В условиях крайне ограниченных возможностей заказчиков по авансированию производства и хронического недостатка собственных оборотных средств для осуществления закупок сырья и материалов такой порядок резко сужает экономические возможности предприятий по минимизации затрат. Целесообразно в период хронической неплатежеспособности, который переживает сейчас экономика, средства, получаемые в порядке авансирования производственного процесса, исключить из объектов обложения налогом на добавленную стоимость.

Остро стоит необходимость изменения подходов к уплате оборонными предприятиями налога на имущество. Огромные производственные помещения, уникальное дорогостоящее оборудование оказалось либо незадействованным в производственном процессе, либо загруженном частично. Происходит значительное удорожание продукции как за счет условно-постоянных расходов, так и за счет налога на имущество.

По-существу, расходы по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования, ранее загруженного производством военной продукции, а в настоящее время не используемого ни в военных производствах, ни в конверсионных и не отнесенного к мобилизационным мощностям, являются убытками предприятий и подлежат компенсации государством в соответствии с Законом о конверсии оборонной промышленности.

Было бы справедливым уточнить перечень имущества юридических лиц, не подлежащего налогообложению на определенный срок (например, на 3 года), включив в него основные фонды, не отнесенные в установленном порядке к мобилизационным мощностям, но высвобожденные из военного производства в связи с сокращением государственного оборонного заказа.

Эта льгота не будет носить индивидуального характера, так как касается в той или иной мере более тысячи предприятий и организаций российской экономики.

Не меняя общей стратегии в области налоговой политики, и не вызывая крупного перемещения финансовых средств, несовместимого с достижением макроэкономической стабильности, в целях сохранения научно-производственного и кадрового потенциала оборонной промышленности необходимы неординарные подходы к методам налогового регулирования предприятий, осуществляющих конверсию военного производства.

В этой связи заслуживает серьезного внимания эксперимент по созданию территориально-производственных безналоговых зон на базе трех предприятий оборонного комплекса Нижегородской области.

Данный безналоговый режим предполагает полное освобождение от некоторых налогов вновь создаваемых предприятий, разворачивающих исключительно производственную деятельность на неиспользуемой производственной базе оборонного предприятия. При этом указанные налоговые льготы могут распространяться на производственную деятельность самого базового предприятия либо в полном объеме, либо в той его части, которая признана перспективной и конкурентоспособной.

Основной идеей создания таких зон является узаконенная на заранее оговоренный срок и на заранее оговоренных условиях безналоговая производственная деятельность на территории низкоэффективных оборонных предприятий за счет загрузки не используемых помещений, корпусов, технологических комплексов и отдельных видов оборудования сторонними участниками зон.

Необходимость создания таких зон на базе отдельных предприятий оборонного комплекса вытекает из сложившейся на них по объективным и субъективным причинам экономической ситуации.

К объективным причинам, как уже неоднократно указывалось, относятся резкое уменьшение государственных оборонных заказов, задержки в оплате уже выполненных предприятиями военных заказов, общий кризис неплатежей и задержки с оплатой продукции предприятиями-смежниками, издержки процесса реформирования отношений собственности, объективно снижающие управляемость предприятиями, высокий уровень износа основных фондов (46% по нижегородским оборонным предприятиям).         

К субъективным можно отнести следующие причины: отсутствие рыночного опыта у руководителей оборонных предприятий, их неумение организовать приток заказов и инвестиций извне, иждивенческие настроения в расчете на государственную поддержку.

В условиях, когда государство не имеет возможности оказать предприятиям сколько-нибудь действенную помощь в традиционных формах, предусматривающих огромные прямые затраты без гарантированной отдачи, подобный эксперимент вполне оправдан.

Создание этих зон не потребует от государства значительных прямых затрат (в противовес дорогостоящим классическим зонам свободного предпринимательства), поскольку торможение фискальных потоков все равно менее обременительно для бюджета, чем альтернативные этому прямые финансовые вливания. Кроме того, реальные расчеты показали, что предложенные к участию в проекте оборонные предприятия почти ничего не платят в бюджет в виде налогов. Следует помнить также о выигрыше на пробеге средств: традиционная схема взимания и аккумулирования налоговых потоков с их дальнейшим возвратом на предприятия в виде оплаты госзаказа и централизованных инвестиций предполагает определенные инфляционные потери.

Наряду с необходимостью, существуют и предпосылки создания таких зон, вызванные спецификой оборонных предприятий:

низкий уровень использования существующего научного, производственного и кадрового потенциала предприятий оборонного комплекса (уровень загрузки оборудования на предприятиях области менее 60%);

традиционно высокий уровень автономности производственной деятельности (защищенный внешний периметр, охрана, пропускной режим, транспортная инфраструктура);

сформировавшийся замкнутый цикл решения любых кадровых, опытно-конструкторских и производственных задач.

Таким образом, использование нетрадиционного механизма предоставления налоговых льгот позволяет решить основные проблемы оборонного предприятия:

создать механизм государственной поддержки предприятий оборонного комплекса, направленный на раскрытие внутренних возможностей предприятий и региона, и не требующий значительных прямых затрат;

структурно перестроить производства под действием рыночных приоритетов;

сохранить и загрузить трудовые и технологические ресурсы предприятия, избежать безработицы;

изыскать дополнительные финансовые резервы и привлечь негосударственные инвестиции.

Опыт и практика показывают, что налоги не являются чисто экономическими проблемами, в значительной мере налоговая политика связана с политическими вопросами, разрешение которых весьма трудно. Существуют периоды, когда финансовая система и ее неотъемлемая часть - налоги, способны поставить под угрозу желание и способность предприятий работать в интересах государства. Нынешняя ситуация в России такова, что требует нетрадиционной перестройки взаимоотношений государства с предприятиями оборонного комплекса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...