Предложения по выбору внебюджетных источников
финансирования развития оборонного комплекса
Как уже неоднократно отмечалось, конверсия требует системного, целенаправленного вложения значительных финансовых средств. Необходимость совершенствования системы финансирования процесса конверсии отмечена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и получила свое развитие в комплексе с другими проблемами в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". В частности, для организационно-финансового обеспечения конверсии предусматривается создание Государственного фонда конверсии оборонной промышленности. Не случайно упор делается на фонд как консолидированный источник, предназначенный для реализации целей конверсии и имеющий строго определенное назначение. В условиях острой недостаточности бюджетных средств на эту цель, концентрация в Государственном фонде конверсии внебюджетных источников позволит обеспечить непрерывность финансирования программ, явится необходимым связующим звеном всех мероприятий по стабилизации положения в оборонном комплексе и его развитию. В качестве основных внебюджетных источников финансирования работ по конверсии оборонного комплекса могут рассматриваться финансовые ресурсы двух уровней: централизованные (объединяемые в фонде) и децентрализованные. К децентрализованным внебюджетным источникам относятся собственные средства предприятий и организаций, независимо от формы собственности, привлекаемые для реализации собственных конверсионных программ, основными из которых являются амортизационные отчисления и прибыль (доход) в части, оставляемой в распоряжении предприятия и в части льготируемой в соответствии с действующим налоговым законодательством при направлении на производственное развитие.
К децентрализованным ресурсам могут быть отнесены кредиты коммерческих банков, привлекаемые непосредственно предприятиями и организациями под залоговые и иные гарантии. Трудности финансово-экономического характера не позволяют предприятиям в настоящее время осуществить масштабные мероприятия по перепрофилированию оборонного сектора экономики за счет собственных сил и средств. Внебюджетные средства в традиционной трактовке с точки зрения финансовой науки определяются как денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет. Однако институциональные преобразования экономики России потребовали расширенного толкования этого термина с позиций наличия в экономической среде иных форм собственности, включая частную. Это нашло отражение в термине внебюджетные источники, включающем денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством. Вместе с тем бюджетная политика последних лет предусматривает жесткую централизацию именно в федеральном бюджете нетрадиционных источников его пополнения. Предполагается, что не найдено более эффективного механизма контроля со стороны общества за деятельностью органов власти и управления, чем государственный бюджет. Бюджет как единый централизованный фонд государства представляет наиболее полную информацию об источниках и направлениях расходования средств и обеспечивает эффективное управление ресурсами. Это предопределило резкое сужение перечня внебюджетных источников, в частности за счет доходов от продажи и использования принадлежащего государству имущества, которые учитываются в доходной части бюджета.
К таким доходам относятся / 18, 70 /: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности (дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности); доходы от продажи государственной и муниципальной собственности (поступлений от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, от продажи акций, раскрепляемых из федеральной собственности, продажи не завершенных строительством объектов). Отдельно следует сказать о доходах от продажи объектов федеральной собственности, направление которых определяется законами и указами, не регулирующими в целом вопросы бюджетной политики, но тем не менее учитывается при расчете бюджетных средств, направляемых на аналогичные цели. Так, это касается: 1) выручки от реализации излишней военной техники и военного имущества; 2) выручки от реализации продуктов утилизации высвобождаемых военно-технических средств. Средства первого источника направляются на обустройство военнослужащих, выводимых с территорий сопредельных государств, включая строительство жилья для них. Направление второго источника - затраты на утилизацию военно-технических средств согласно международным договорам по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений (как известно, это очень дорогостоящее мероприятие не покрывается средствами бюджета полностью). Таким образом, использование для целей конверсии указанных внебюджетных по определению, но бюджетных по существу источников, предполагает разработку нормативно-правовых актов законодательного и правительственного уровня, предусматривающих закрепление за ними нового направления целевого использования и централизованную систему управления ими. В этой связи создание Государственного фонда конверсии оборонного комплекса (Конверсфонда) могло бы переориентировать финансовые потоки в направлении обеспечения задач, стоящих перед оборонной промышленностью по конверсии военных производств в народнохозяйственных интересах. Конверсфонд целесообразно формировать за счет пяти принципиально различных видов источников.
Первый - собственно бюджетные средства, направляемые на цели, связанные с конверсией военного производства. Речь идет о затратах на компенсацию конверсионным предприятиям потерь прибыли, связанной с продолжающимся процессом расширенной конверсии и перепрофилированием производства с военной продукции на гражданскую. Указанные компенсационные средства имеют целевую направленность и предоставляются на пополнение фонда потребления, частичное возмещение затрат предприятиям на содержание объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе градообразующих предприятий, сохранение уникального стендового оборудования, списание остатков незавершенного производства и товарно-материальных ценностей, вызванное снятием военных заказов. Характер предоставления и направление использования этих средств носит явно дотационный характер, поэтому включение их в Конверсфонд, как это предлагается идеологами этого фонда, на наш взгляд нецелесообразно. Иные финансовые взаимоотношения возникают при финансировании из бюджета на возвратной основе инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности. Кредитные принципы предоставления этих средств позволяют органически увязать действующий порядок финансирования с функциями Конверсфонда. Второй вид источников касается частичного перераспределения доходов от принадлежащего государству имущества. К ним относятся: средства, выплачиваемые акционерными обществами, образованными на базе предприятий оборонного комплекса, в виде дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, в размере 30 процентов от их общей суммы; пакетов акций предприятий, закрепленных в федеральной собственности на срок до 3-х лет, по специально разработанным спискам, и дивидендов по акциям предприятий, закрепленным в федеральной собственности на срок до 3-х лет. Третий вид источников предполагает введение целевых платежей, приравненных по механизму взимания к налоговым платежам. Это - уже функционировавшие в 1992-1993 годах отчисления в отраслевые фонды конверсии за счет отчислений от реализации товарной продукции в размере 3% ее себестоимости, и включаемых в себестоимость продукции предприятий оборонного комплекса.
Как альтернатива этому обязательному источнику (в виду трудностей его законодательного введения в связи с отсутствием в проекте Налогового кодекса Российской Федерации) могут быть отчисления в таком же размере на добровольной основе. Этот вид источников связан с изменением целевого направления отдельных платежей. В частности, предлагается часть отчислений в отраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий и организаций независимо от форм собственности (относимых на себестоимость продукции в размере 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции) направлять в Конверсфонд на финансирование научно-исследовательских работ по программам конверсии. Конкретный размер этих ресурсов может быть определен на основе изучения фактической структуры использования средств централизованного фонда НИОКР путем "отсечения" средств, направляемых на НИОКР конверсионного направления. Целесообразно также аккумулировать в фонде средства, направляемые конверсируемыми предприятиями в счет погашения и платы за пользование целевыми государственными льготными кредитами, выделенными на осуществление конверсионных программ. Четвертый. Направление в фонд части валютной выручки от реализации за рубежом конверсионной продукции, а также от экспорта вооружения и военной техники, не включенного в государственный оборонный заказ. Пятый вид источников не связан с изменением финансовых потоков государственных средств и является чисто рыночным инвестиционным ресурсом: взносы российских предприятий, организаций, банков, финансовых компаний и иных структур, а также физических лиц; взносы региональных инвестиционных и финансовых структур; взносы иностранных государственных, межгосударственных и частных инвестиционных институтов. Величина привлечения этих источников в значительной степени зависит от инвестиционного климата в стране. Для реального увеличения инвестиций необходима законодательная база, обеспечивающая инвестиционную активность и надежную защиту вкладываемых отечественными и иностранными инвесторами средств. В частности, весьма злободневен сейчас вопрос создания законодательных основ действенной системы залоговых гарантий, трастового управления залоговыми активами.
Аккумулируемые в Конверсфонде ресурсы должны использоваться исключительно на инвестиции в оборонную, ракетно-космическую и атомную отрасли промышленности и направляться на: финансирование конверсионных программ и проектов, вошедших в Государственную программу конверсии оборонной промышленности; паритетное финансирование экономически эффективных конверсионных программ и проектов, не вошедших в Государственную программу конверсии; финансирование лизинговых операций; инвестиции с приобретением соответствующих пакетов акций вторичной эмиссии конверсируемых предприятий; финансирование проведения независимых экспертиз конверсионных проектов и программ и других организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности Конверсфонда. Функционирование Фонда предполагает: обеспечение перманентного перехода от прямого государственного финансирования конверсионных программ и мероприятий на косвенные; создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии предприятий и организаций; развитие смешанного кредитования конверсионных проектов предприятий оборонного комплекса с участием государства и частных инвесторов; создание и обеспечение действенности механизма передачи научно-технических достижений оборонного комплекса в другие отрасли российской экономики. Для реализации этих направлений деятельности Конверсфонда необходимо его юридическое закрепление как межотраслевой и межведомственной некоммерческой организации, не имеющей в качестве основной цели извлечение прибыли и распределяющей получаемые доходы и поступления исключительно на выполнение целей и задач, стоящих перед фондом. Привлечение в фонд бюджетных и приравненных к ним источников требует особой организации учета и контроля за движением средств. В этих целях предполагается, что Конверсфонд должен иметь счет в Федеральном казначействе Министерства финансов России. Причем на специальном счете Федерального казначейства предусматривается постоянное наличие обязательного минимального остатка денежных средств, обеспечивающего определенный размер фонда страхования привлекаемых частных инвестиций. Для организации эффективного целевого управления материально-технической и финансовой базой фонда необходимо создание соответствующих органов. Предполагается, что высшим органом управления Конверсфонда будет являться Попечительский Совет, возглавляемый Председателем, который осуществляет руководство деятельностью фонда и реализацию государственной политики в области конверсии оборонной промышленности. В состав этого Совета должны входить представители органов исполнительной власти, а также представители коммерческих организаций-учредителей фонда и коммерческих организаций-вкладчиков фонда, внесшие сопоставимые с основными учредителями вклады в активы фонда. Персональный состав Попечительского Совета должен утверждаться Правительством Российской Федерации. В период между заседаниями Попечительского Совета решение всех вопросов деятельности фонда (за исключением входящих в исключительную компетенцию Попечительского Совета) возлагается на Исполнительную дирекцию. Этот орган представляет Конверсфонд в его отношениях с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитными, финансовыми и страховыми учреждениями, общественными организациями, другими юридическими и физическими лицами, заключает договора, контракты и иные документы от имени Конверсфонда. При этом данный орган может осуществлять взаимодействие с финансовыми инвестиционными структурами в качестве первичного доверительного держателя залоговых активов организаций, а также передаваемых Правительством России и администрациями регионов определенных прав собственности или прямых залоговых гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов. Создание действенной системы залоговых гарантий, достаточной для привлечения иностранных инвестиций на эффективных для кредитополучателей условиях, требует проведения специальной предварительной работы по консолидации и капитализации имеющихся залоговых активов. В качестве надежных залоговых активов для последующего получения инвестиционных ресурсов в настоящее время в России могут выступать следующие объекты собственности и валютные ценности: депозитные вклады в СКВ; золото, платина, драгоценные камни; права на разведку и разработку полезных ископаемых; земельные и лесные ресурсы; недвижимость; высоколиквидные ценные бумаги, в том числе пакеты акций эффективно работающих предприятий. Наиболее реальным залоговым активом Конверсфонда в настоящее время могут выступать недвижимость и пакеты акций предприятий. В этой связи целесообразно рассмотреть систему трастового управления активами. После получения в первичный траст залоговых активов Исполнительной дирекцией создается залоговый пакет, который может передаваться во вторичный финансовый траст для открытия кредитной линии и проведения на части кредитных ресурсов финансовых операций с целью получения на время размещения постоянных доходов на управляемый капитал. Оценка стоимости залоговых активов обязательно производится с участием независимых, в том числе и международных экспертных организаций. Анализ экспертов показывает, что в зависимости от оценки уровня ликвидности данных залоговых активов возможная кредитная масса может составить от 40 до 60% залоговой стоимости пакета. Создание в Конверсфонде механизма для получения в установленном порядке прав, позволяющих обеспечить управление достаточным объемом высоколиквидных и ценных активов различного рода является одним из первоочередных условий его успешного функционирования. Совершенно обособленно следует рассмотреть использование для целей конверсии такого нетрадиционного для нашей экономики внебюджетного источника финансирования как долгосрочный заем, эмитентом которого выступает объединение крупных коммерческих банков или иных финансовых структур. Речь идет об использовании облигаций, как хорошо зарекомендовавшего себя инструмента при реализации крупномасштабных долговых правительственных программ, для концентрации капитала крупнейших финансовых структур России и свободных денежных средств населения. Перераспределение капитала в отрасли, способные производить продукцию, качественно превосходящую мировые стандарты, может дать высокий финансовый эффект и, при недостаточном бюджетном финансировании решить проблемы сохранения и развития оборонного потенциала России. Предложение о выпуске государственного облигационного долгосрочного займа оборонной промышленности (оборонного займа) давно обсуждается в промышленных и правительственных кругах. Однако, как известно, государственный заем учитывается в показателе внутреннего государственного долга, размеры его ограничены макроэкономическими и бюджетными показателями. Кроме того, к настоящему моменту государство уже отработало систему эмитирования государственных ценных бумаг. Выпуск и обращение облигаций федерального государственного займа должен осуществляться в соответствии с генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Правительством Российской Федерации (постановление от 15.05.95 № 458). Эмитентом облигаций выступает в этом случае Минфин России, права и функции которого определены в этом документе. Это предопределило принципиально новые подходы к привлечению внебюджетных долгосрочных инвестиций на основе выпуска ценных бумаг участниками специально создаваемого Консорциума банков, обеспеченных и гарантированных ими, с направлением средств, привлеченных в результате эмиссии, исключительно на финансирование конверсионных программ и проектов, структурную перестройку оборонных отраслей промышленности, сохранение и развитие их научно-производственного потенциала. Общая схема займа предполагает эмиссию ценных бумаг участниками Консорциума, размещаемую среди юридических и физических лиц на срок до 10 лет, сериями и выпусками. Объемы, сроки и доходность каждой серии и выпуска определяются участниками Консорциума в соответствии с договором между ними и по согласованию с Минфином России. Условия выпуска облигационного займа предусматривают создание залогового фонда, в который вносятся высоколиквидные активы, недвижимое имущество государственных и негосударственных предприятий и организаций. Участие государства сведено в основном к обеспечению соблюдения действующих норм при эмиссии и обращении данного вида облигаций, подбору наиболее привлекательных инвесторов, разработке условий участия частного капитала в инвестировании проектов и контроля за их соблюдением. Гарантии по ценным бумагам реализуются в следующем порядке: в случае невыполнения в определенный срок эмитентом-участником Консорциума обязательств перед приобретшими ценные бумаги эмитентов физическими и юридическими лицами (инвесторами), они вправе представить эмитенту требования на бесспорное списание средств с его счета в соответствии с законодательством Российской Федерации; если денежных средств эмитента недостаточно для бесспорного исполнения обязательств перед инвестором, эмитент вправе обратиться к Минфину как участнику гарантийного соглашения с требованием выполнения обязательств; Минфин в предусмотренный договором срок обязан исполнить обязательства, после чего к нему переходят все права требования к эмитенту по исполненному обязательству. Схема построена на предоставлении участниками Консорциума государству ответной гарантии (в том числе в виде залогового фонда) на сумму эмиссии за вычетом объема страхового фонда в виде гарантийных долговых обязательств, обеспеченных гарантийным фондом, создаваемым участниками Консорциума. Оценка активов, предоставляемых участниками Консорциума в качестве гарантий, производится на основе их действительной рыночной стоимости. Первую эмиссию "оборонного" займа намечено произвести в 1 полугодии 1996 года. В настоящее время разрабатывается конкретный механизм реализации оборонного займа, его параметры и организация залогового фонда. Предполагается, что этот источник финансирования конверсии оборонного комплекса в значительной мере позволит сбалансировать в перспективе поставленные цели и финансовые возможности по их реализации. Выводы
1. Задачи достижения стабилизации производства и начала экономического роста не могут быть решены без совершенствования экономических методов управления конверсией оборонного комплекса, среди которых основное место занимают налоговые и кредитные. 2. Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла быть совершенной. В результате проведения налоговой реформы, основные направления которой сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", и принятия Налогового кодекса Российской Федерации предполагается существенно снизить номинальное налоговое бремя на предприятия, что крайне важно учитывать при налоговом регулировании экономики оборонного комплекса. 3. В целях стимулирования деятельности конверсионных предприятий предлагается использовать следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений (инвестиционный налоговый кредит); дифференциация ставок налога; применение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налога. применение ускоренной амортизации. 4. Целесообразно в условиях специфического положения оборонных предприятий использование нетрадиционного механизма предоставления налоговых льгот, проходящего апробацию в качестве эксперимента по созданию территориально - производственных безналоговых зон на предприятиях Нижегородской области. 5. В области кредитных методов управления целесообразно установить отраслевые приоритеты: прибыль банков от инвестирования капитала в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли (по специальному перечню) следует освобождать от уплаты налога на прибыль. 6. Одним из направлений правительственной кредитной политики, нацеленной на обеспечение и оживление производственного сектора экономики, должно быть создание условий для восстановления оборотных средств предприятий. Для этого необходимо принять меры по повышению доступности кредитов на эти цели - как через снижение процентной ставки, так и через расширение разнообразия форм предоставления целевых кредитов на пополнение оборотных средств. Назрела также необходимость снижения процентной ставки по инвестиционным кредитам через открытие специальных инвестиционных кредитных линий, проводимых через уполномоченные коммерческие банки. 7. Экономическая ситуация на предприятиях оборонного комплекса во многом обусловлена неэффективным механизмом финансирования разработок и закупок ВВТ, характеризующимся неритмичным и в заниженных объемах поступлением средств государственным заказчикам, отсутствием их адекватного и своевременного индексирования с учетом реального роста цен по сравнению с суммами, утвержденными в бюджете. В ближайшей перспективе целесообразно использовать программно-целевой принцип финансирования производства ВВТ применительно к порядку реализации федеральных целевых программ, предусматривающий наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных источников и целевых кредитов банков под государственные гарантии. 8. Для повышения эффективности механизма финансирования разработок ВВТ, устранения распыленности ресурсов и дублирования затрат при создании однотипных систем вооружения, а также сокращения стоимости и сроков осуществления проектов целесообразно использовать контрактные отношения с учетом следующих особенностей: необходимость стимулирования развития конкретных направлений НИОКР; прямая финансовая поддержка фундаментальных рисковых исследований в перспективных областях науки и техники; выделение государственных средств для расширения научно-исследовательской базы с целью достижения уровня, достаточного для обеспечения обороноспособности страны; отказ от использования неявной формы субсидирования гражданского сектора науки через военный бюджет на разработки технологий "двойного применения", выделение в бюджете средств на эти цели отдельной строкой под утвержденные в установленном порядке комплексные федеральные программы, включающие этапы от разработки до серийного изготовления продукции "двойного применения". 9. В условиях ограниченных финансовыми возможностями страны средств федерального бюджета на конверсию необходимо привлечение внебюджетных источников, которые могут быть децентрализованными и централизованными. Основное место по финансированию конверсионных программ среди централизованных источников должен занимать Государственный фонд конверсии оборонной промышленности, создание которого продекларировано в Законе "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" и закреплено в программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". В качестве основных внебюджетных источников финансирования работ по конверсии оборонной промышленности могут быть использованы: собственные средства государственных и негосударственных предприятий и организаций; средства иностранных инвесторов на приемлемых для них условиях; средства из Государственного фонда конверсии. Концентрация в Государственном фонде конверсии оборонной промышленности бюджетных и внебюджетных источников, использование долгосрочного займа и инвестиции на основе выпуска государственных ценных бумаг позволят обеспечить непрерывность финансирования программ конверсии, а также станут связующим звеном по стабилизации и развитию оборонного комплекса России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|